За рубежом, Эхо

Армения становится жертвой собственной «диверсионной политики»

war-army-militaryНУРАНИ

У пропагандистов всех мастей, как правило, наготове набор штампов, не всегда правдивых, но зато эффектных и актуальных — таких, чтобы были «привязаны» и к новостной хронике, и к политическим трендам.

Так, согласно одной из популярных установок нового российского Агитпропа, ИГ — это, дескать, прямой результат действий США в Афганистане.

Установка, прямо сказать, весьма сомнительная. «Костяк» ИГ, как это признавал и сам Владимир Путин, составили офицеры Вооруженных сил Ирака, в том числе Саддамовской республиканской гвардии, подготовленные не без помощи военных специалистов из Москвы. А те, кто помнит афганскую войну в «реале», а не по пропагандистским штампам, напоминают: за все девять лет, пока в Афганистане присутствовали советские войска, против СССР не было совершено ни одного теракта с «афганской» подоплекой.

Никто не угонял советских самолетов, требуя в обмен вывести войска из Афганистана, не закладывал бомбы в советские павильоны на выставках и не взрывал у советских посольств начиненные взрывчаткой автомобили, поясняя затем в письмах, что сделано это в качестве возмездия за Афганистан.

Офицеры ЦРУ потом признавали в своих мемуарах: мы не учили своих афганских «подопечных» даже устройству «автомобильных бомб», понимая, насколько опасны эти навыки. И в рядах «моджахедов» тоже понимали: стоит лишь обратиться к террору, как щедрая американская помощь прекратится. Во-первых, в отличие от спецслужб бывшего СССР, где были готовы оказывать помощь множеству палестинских и европейских леворадикальных группировок, и современной России, готовой записать в свои союзники и «Хезболлах», и РКК, в США хорошо понимали,что «закачка» денег и технологий в террористическое подполье — это забавы со спичками, сидя на бочке с порохом.

Потому что проконтролировать, где, как и против кого эти навыки будут пущены в ход, потом уже невозможно. Знали ли эту неприятную истину власти сегодняшней Армении, остается только гадать. Но в чем не приходится сомневаться, так это в том, что с самого начала вооруженная агрессия против Азербайджана сопровождалась и террористической войной.

«Адские машины» закладывали в рейсовые автобусы, пассажирские поезда, устраивали пожар на пароме «Советская Калмыкия», теракты в метро. Более того, попытки устроить против Азербайджана «диверсионную войну» предпринимаются и теперь. Как передает пресс-служба Минобороны Азербайджана, вечером 20-го июня разведывательно-диверсионная группа вооруженных сил Армении попыталась перейти линию фронта. Диверсантов своевременно обнаружили и отреагировали, незадачливые диверсанты понесли потери и вынуждены были отступить. Один из диверсантов пленен.

В Армении, как того и следовало ожидать, все отрицают: никаких диверсантов, мол, не было. И тем более хранят молчание по поводу обнаруженного накануне в окрестностях Горадиза армянского «чуда техники»: снаряд от ручного противотанкового гранатомета, привязанный к древесному пню и приведенный в боевую готовность — этакая полусамодельная мина.

И точно так же не вызывает сомнений другое: «террористический бумеранг» уже ударил по Армении. Где, судя по всему, не получается даже привлечь к ответственности заведомых террористов. В частности, в Ереване никак не может полноценно стартовать процесс по делу боевиков из группы «Сасна Црер», тех самых, которые летом прошлого года захватили базу полка ППС и более двух недель удерживали в заложниках сначала полицейских, затем медиков. По официальной версии, очередная задержка случилась из-за адвокатов: полиция хотела их обыскать, а защитники против этого протестовали.

Опасения полицейских понятны: среди адвокатов, как показала недавняя драка в юридической консультации, тоже попадаются разные люди. Да тут еще судят террористов, у которых на воле предостаточно сторонников. А адвокат — это лучшее «передающее звено».

Только вот в Армении немало и тех, кто уверен: не исключено, что дело «Сасна Црер» попросту «спустят на тормозах», а сами террористы выйдут на свободу. Ереванская оппозиционная «Аравот» вопрошает: «Был ли состав преступления в действиях «Сасна црер», имеет ли народ право на восстание, кто они — герои, террористы, или бунтари? И так далее, и так далее…

Выдаваемые им характеристики и оценки зависят от политической ориентации, отношений с властями, а также международно принятых определений, звучащих со стороны хорошо усвоивших урок «отличников». А если восстание имело бы успех, то можно представить, как околовластная интеллигенция, политологи, а также «отличники» начали бы с серьезным видом объяснять неизбежность восстания и миссию «Сасна црер» в армянской истории. Их публично благословил бы Католикос Всех армян».

«В переводе»: армянское общество готово считать террористов «героями», местный истеблишмент не передергивает от избранных ими «методов борьбы» главное, чтобы теракт с захватом заложников и политические игры вокруг него завершились бы победой. Более того, как напоминает та же газета, в Армении не так уж редко террористы уходили от ответственности: «Вспомним 1990 год. Разоружение АНА (Армянская национальная армия, — ред.), аресты ее членов и в дальнейшем их освобождение.

Кстати, так и не были раскрыты обстоятельства гибели Вити Айвазяна и Гехазника Микаеляна. Аресты в 1995, 1996 годах членов АРФД, НДС и их приверженцев, в одном случае по обвинению в попытке переворота, в другом — попытке захвата власти.

В 1998 году в результате внутренней смены власти все были выпущены на свободу по статье «изменение ситуации» (за исключением Тиграна Аветисяна, который был приговорен к смертной казни, а эта статья, как сейчас пожизненное заключение для властей является табу). Кстати, по той же статье были закрыты уголовные дела в отношении членов комитета «Карабах».

Следующее, в 2008 году были произведены аресты сторонников АНК, по тому же обвинению в попытке захвата власти. В 2009 и 2011 годах они были освобождены по амнистии благодаря мощной поддержке внутри Армении и международного сообщества». А значит, в случае «изменения обстановки» шансы у «Сасна Црер» есть.

Одновременно, судя по косвенным признакам, «спускают на тормозах» еще одно громкое дело — о контрабанде в Армению ПЗРК «Игла». Вначале правоохранительные органы Армении вполне официально утверждали, что двое граждан Армении пытались ввезти в страну из Грузии ПЗРК «Игла» и сбить с его помощью вертолет президента страны Сержа Саргсяна. Арестовали по делу и экс-командующего «армией Нагорного Карабаха» Самвела Бабаяна, который только недавно вышел из тюрьмы, где отбывал срок за организацию неудавшегося покушения на «президента Нагорного Карабаха» Аркадия Гукасяна.

Но теперь… обвинение Самвелу Бабаяну смягчили: статья о контрабанде оружия превратилась в «мошенничество» и «незаконный оборот оружия». А тут еще адвокат другого фигуранта дела рассказывает совсем уж душещипательную историю: оказывается, его подзащитный Санасар Габриелян был до глубины души удручен событиями апреля прошлого года и решил… приобрести оружие для армянской армии.

Только вот вместо того, чтобы передать деньги на покупку необходимого вооружения в Минобороны, Габриелян решил купить его частным образом. Действовал по схеме «деньги вперед», но приобретенное оружие оказалось испорченным. Тогда Габриелян решил отказаться от сделки. Обманул Габриеляна другой фигурант -Армен Погосян, а вот Самвел Бабаян этот обман раскрыл. Все это можно принять за «адвокатскую версию», если бы не одно обстоятельство: формулировки уголовного обвинения смягчают уже не адвокаты.

А это верный признак, что дело спускают на тормозах. И можно представить себе, как вся эта «мышиная возня» действует на тех, кто, начитавшись в прессе и литературе разнообразных панегириков террористам, попытается в который уже раз организовать в Армении нечто подобное. Тем более что, словно в насмешку, в те же дни «Голос Армении» публикует очередной хвалебный очерк о профессиональном террористе Монте Мелконяне.