За рубежом

Воздушная провокация от Еревана

war-voyna-voenn-military3НУРАНИ

У многих глав государств и правительств, утверждают осведомленные источники, есть еще и хобби. В Стокгольме утверждают, что у Карла Бильдта, экс-премьер-министра Швеции, великолепная коллекция моделей самолетов. Билл Клинтон играл на саксофоне, экс-президент РФ Борис Ельцин предпочитал теннис…

А вот президент Армении Серж Саргсян любит воздушные шарики. Он даже в честь своей первой инаугурации в 2008 году организовал в Ереване фестиваль воздушных шаров «Цветное небо», невзирая на то, что церемония пришлась как раз на сороковой день после трагедии 1 марта, когда спешно вызванный из Карабаха армейский спецназ расстрелял на улицах Еревана протестующих против фальсификации тех самых победных для него президентских выборов.

Второй раз Сержу Саргсяну не повезло с воздушными шариками весной 2012 года. 6 мая в Армении должны были пройти парламентские выборы, 5 мая — «день тишины», а вечером 4 мая на площади Республики свой предвыборный митинг-концерт проводила «президентская» Республиканская партия. Но примерно за полчаса до приезда Сержа Азатовича со свитой вдруг раздался оглушительный грохот: взорвались воздушные шарики, которые держали в руках участники митинга. В больницах с ожогами оказались 144 человека.

Президент пожаловал на митинг через полчаса после инцидента, когда «скорые» едва успели развезти раненых. Правда, о взрыве воздушных шариков он в своей речи не обмолвился ни словом. Спичрайтеры, по словам местных острословов, выправить текст просто не успели, а «нести отсебятину» Серж Азатович поостерегся: умение, пардон, «цедить базар» к числу его немногочисленных талантов не относится.

Потом следователи выяснили: вместо безопасного и инертного гелия шары на митинге надули метаном, то есть обычным бытовым газом. И стоило кому-то из местных хулиганов ткнуть в шарик непогашенной сигаретой, как вся агитационная мишура взорвалась по принципу домино. Теперь президент Армении вновь решил «поиграть в воздушные шарики». Но на сей раз последствия могут оказаться куда трагичнее.

Как радостно возвестил сайт News.am, в оккупированном Нагорном Карабахе впервые прошел воздушный фестиваль «Арцах Эйр фест», организованный «министерством экономики Республики Арцах» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) и проектом «Йел экстрим парк». В воздух поднялись легкомоторный двухместный самолет, двухместный моторный параплан и воздушный шар.

Как заявляют по ту сторону линии фронта, «основная цель фестиваля — способствовать развитию сферы туризма, повысить информированность о потенциале малой авиации «Арцаха», привлечь молодежь и стимулировать интересные бизнес-проекты». «За кадром» другое: в Ханкенди очень хочется продемонстрировать, что в свежепостроенном аэропорту все-таки летают не только вороны и скворцы. А тут — целый фестиваль, воздушный шар, параплан, даже самолетик…

Здесь, конечно, можно посоветовать устроителям фестиваля в следующий раз…ну, скажем, провести на местном городском фонтане массовый запуск бумажных корабликов и сказать, что делается это с целью развития судостроения. Или организовать заезд игрушечных автомобильчиков с дистанционным управлением и объявить это альтернативой Гран-при Азербайджана «Формулы-1».

Потому что, как бы это помягче выразиться, воздушные шары, моторные парапланы и даже одно- и двухместные легкомоторные самолеты — это не совсем та авиация, ради которой Армения при своем безденежье выстроила в оккупированном Ханкенди аэропорт.

В Ереване очень не хочется признавать, что в результате протестов Азербайджана запустить его в действие не удалось, и остается довольствоваться воздушными шариками. Только вот устраивать подобные «воздушные забавы» в нелегальном аэропорту, небо над которым официально закрыто, — это уже априори провокация.

Заниматься чем-то подобным на фоне нынешнего обострения ситуации на линии фронта, когда даже концертную программу, по словам самих устроителей «надутого шоу», пришлось сократить — провокация вдвойне. Небольшие самолетики, вроде той же «сессны», тоже могут использоваться в «диверсионно-террористических целях». Они летают на небольших высотах, их трудно «засечь» при помощи радара.

В мае 2001 года «Сессна-152», взлетев с аэродрома одной из ливанских авиашкол, пересекла северную границу Израиля и Ливана и взяла курс на юг. Израильские военные самолеты и вертолеты сопровождали ливанскую авиетку в течение 25 минут, но заставить ее повернуть обратно не смогли. На запросы с земли пилот тоже не отвечал. Когда «Сессна» вплотную приблизилась к жилым районам, израильские силы ПВО ее сбили.

Как отмечали многие специалисты, разлет осколков от «Сессны» не позволял исключать, что она была начинена взрывчаткой. Первые сведения о личности пилота появились… в пресс-релизе террористической группировки «Хезболлах»: за штурвалом «Сессны» находился некий Степан Ованес Николян. Если вспомнить, что у «Хезболлах» существовала и существует весьма налаженная система сотрудничества с армянскими террористическими группировками, то инцидент приобретает совсем другое «прочтение».

Есть ли риск повторения чего-то подобного в Карабахе, где кто-то из озорства или желания покрасоваться решит полетать поближе к линии фронта, а то и пересечь ее — вопрос риторический. Но самое опасное, что нечто подобное может произойти не только из озорства. В те же дни «Голос Армении», известный любитель «репринтов», перепечатал на своих страницах опус сотрудника агентства «Регнум» Леонида Нерсисяна, посвященную очередному российскому «оружейному подарку» Армении — примерно трем сотням ПЗРК. Как уверен Нерсисян, «новые поставки оружия в Армению окончательно вывели из игры азербайджанскую авиацию».

Правда, тут же проговаривается: ПЗРК были в Нагорном Карабахе уже в апреле 2016 года. Помогло ли это Армении «удержать рубежи», вопрос риторический, но его озвучивать не принято. Можно, конечно, предположить, что Нерсисян (и примкнувший к нему «Голос Армении») просто «подчищают» репутацию России.

Тем более что «Первый информационный» уже напоминает: «Российская военная база не только символизирует российскую колонизацию Армении, но и во всех смыслах стала очагом напряженности для Гюмри, Ширакского марза. Военная база стала в Гюмри одним из криминогенных источников вследствие коррумпированного и небрежного управления. Речь идет не только о совершенном Пермяковым преступлении: не проходит и месяца, чтобы кто-либо из военнослужащих этой базы не оказался в эпицентре криминальных историй».

Напомнив о том, что российские танки с базы во время учений ездят по земельным участкам жителей соседних сел, но ни копейки компенсации крестьяне от базы не получили, «ПИ» подводит итог: «Когда у страны нет властей, уважающих собственную суверенность, чего еще можно ждать от бедного селянина, которого в одном случае грабят так называемые собственные власти, а в другом — унижают солдаты якобы дружественной страны, которые в Армении ведут себя как оккупанты».

Самое время делать оружейные подарки и вовсю их рекламировать. Только вот не исключено, что подаренное России оружие по ту сторону линии фронта ой как хочется пустить в ход. В головах ереванских стратегов созрела этакая «многоходовочка». Сначала — серия «воздушных провокаций» в карабахском небе.

В какой-то момент очередной «легкомоторный лихач» разделит судьбу Степана Николяна, и тогда уже у Армении, полагают в Ереване, будут «развязаны руки» для ответного удара при помощи широко разрекламированных российских ПЗРК. И вот тут уже не исключено, что жертвой этого «ответного удара» станет не военный, а гражданский самолет.

В конце концов, можно вспомнить и «Геркулес» с членами семей иранских дипломатов на борту, сбитый карабахскими сепаратистами в 1994 году, и два азербайджанских гражданских вертолета, уничтоженных ими же.

И да, такая деталь: здесь встретили как героя Варужана Карапетяна, осужденного во Франции за попытку взорвать в воздухе гражданский самолет. Так что «воздушные игры» Сержа Саргсяна могут оказаться весьма опасными.