За рубежом

Сработает ли «сирийский детонатор»?

А.ШАКУР

В 2000 году на экраны вышел фильм «Претендент»: политический триллер, по сюжету которого президент США Джексон Ивэнс, у которого уже заканчивается второй — последний! — срок, выдвигает на пост скончавшегося вице-президента женщину, сенатора Лэйн Хенсон.

Но у конгрессмена Шелдона Раньона свой кандидат, и он пускает в ход самое опасное и «безотказное» оружие — обвинения в аморальном поведении в юности.

Впрочем, не будем пересказывать сюжет ленты. Отметим только, что в финале фильма Лэйн Хенсон произносит фразу, достойную того, чтобы быть высеченной на гранитных скрижалях: «Принципы только тогда что-то значат, когда придерживаешься их, даже если они доставляют тебе неудобства».

Не беремся утверждать, смотрел ли этот фильм глава МИД РФ Сергей Лавров. Но, выступая на совместной пресс-конференции глав МИД стран БРИКС министр иностранных дел РФ назидательным тоном изрек, что США следует координировать с партнерами и официальным Дамаском свои действия по урегулированию сирийского кризиса.

«Зоны деэскалации являются одним из возможных вариантов совместного продвижения вперед. Приглашаем всех избегать односторонних действий, уважать суверенитет Сирии и подключиться к нашей общей работе, которая согласована с правительством Сирии», — рассуждал Лавров, по мнению которого, все страны должны уважать территориальную целостность Сирии, как это предусмотрено резолюцией Совбеза 2254 и другими документах ООН.

Также, по версии Лаврова, все должны согласовывать с Дамаском операции на территории страны, «тем более когда речь идет о занятии каких-то территорий в Сирии, в том числе территорий, которые могут вызывать вопросы с точки зрения истинных замыслов тех, кто такие захваты осуществляет». Здесь, конечно, уместно поинтересоваться у господина Лаврова, насколько сама Россия уважает территориальную целостность и суверенитет Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины. Да и с Турцией, в воздушное пространство которой еще недавно «залетали» самолеты ВКС России, тоже не все гладко.

Однако сегодня в мире в фокусе внимания другие соображения. Еще недавно многие эксперты в той же РФ были уверены: именно Сирия может стать «точкой», где США и Россия найдут точки соприкосновения. В конце концов, у них здесь наличествует общий враг в лице ИГ-ДАИШ. Осторожным прагматикам рисовались события в стиле одной из популярных политических легенд.

В мае 1939 года, за несколько месяцев до начала Второй Мировой войны, была опубликована знаменитая «Белая книга» -отчет министра колоний Великобритании Малькольма Макдональда британскому парламенту о политике правительства в отношении Британского мандата в Палестине. Этот документ многие еврейские активисты не без оснований расценили как одностороннее нарушение Великобританией своих обязательств, закрепленных в том числе и в подписанных документах, таких как Декларация Бальфура.

Но когда вспыхнула Вторая Мировая война, будущий премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион так формулировал политику сионистского движения: «Мы будем оказывать помощь Британии в войне так, как будто нет Белой книги, и бороться против Белой книги, как будто нет войны». Вот и в Сирии, были уверены эксперты, США и РФ будут сотрудничать, как будто нет всего остального.

Оптимисты со своим «блоковым» мышлением и мечтой о дележе «сфер влияния» рисовали в своем воображении совсем уж благостную картинку: РФ «разносит» на сирийском поле ИГ заодно со всей антиасадовской оппозицией, США ничего не остается, кроме как признак сирийского диктатора «меньшим злом» и поздравить его с победой, но зато в обмен на зачистку Сирии от ИГ Москва может потребовать карт-бланш в Украине.

Теперь уже понятно: «размена» не получилось. Нет даже шансов на сотрудничество в Сирии. Это стало понятно после недавнего инцидента. Напомним: сначала Reuters со ссылкой на Минобороны Сирии сообщило, что коалиция во главе с США сбила самолет ВВС Сирии в районе Ракки.

Как уверяли в Дамаске, произошло это во время выполнения боевых задач против боевиков террористической организации «Исламское государство». Как объявило Верховное командование Армией и Вооруженными силами САР, чье заявление цитирует сирийское государственное информационное агентство САНА, эта открытая прямая американская агрессия подтверждает, что Вашингтон поддерживает терроризм и одновременно пытается ослабить потенциал сирийской армии, которая совместно с союзниками является, оказывается, единственной эффективной силой, борющейся с терроризмом на всей территории Сирии.

По версии Дамаска, эта агрессия также подтверждает высокий уровень координации между США и ИГ с целью реализовать амбиции и планы американо-израильского альянса. После чего в окружении Башара Асада заверили, что подобные враждебные акции не остановят сирийскую армию в борьбе против террористических организаций ИГ, «Джебхат Ан- Нусра» и других, так как главная ее цель — восстановить безопасность и стабильность на всей территории страны. Здесь, конечно, уместно поинтересоваться, насколько заявления асадовских генералов о намерении «восстановить безопасность и стабильность на всей территории страны» соотносятся с теорией о «зонах деэскалации».

Или поинтересоваться, намерен ли Асад зачищать территорию Сирии от террористов «Хезболлах», которые сегодня ходят у него в союзниках. Наконец, нелишне вспомнить, как та же Москва в январе 1990 года именовала «исламскими фундаменталистами» всех сторонников независимости Азербайджана, что уже дает пищу для размышлений, в состоянии ли РФ на сирийском поле отделить умеренную оппозицию от ИГ. Но сегодня в мире эксперты анализируют другое.

Американский истребитель впервые за шесть лет сирийской гражданской войны сбил самолет сирийского правительства, и это четкий знак: США готовы защищать своих союзников во время кампании по освобождению Ракки, пишет в редакционной статье The Times, которую цитирует ИноПресса. «Стала очевидна притворность позиции «враг моего врага — мой друг», согласно которой сирийский диктатор в каком-то смысле находится на одной стороне с Западом в рамках войны с террором. Никогда еще кустарное согласие между Россией и Америкой не выглядело таким хрупким», — отмечают журналисты.

Плюс ко всему напоминают в Лондоне и о другом: прежде чем сбить Су-22, американские офицеры позвонили российским коллегам и потребовали отменить сирийский рейд, в соответствии с правилами деконфликтации, подчеркивает издание. Мишенью удара Асада были «Демократические силы Сирии» (SDF), а это формирование с большим контингентом курдских бойцов, как ожидается, станет основной наземной силой в битве за Ракку.

Как подчеркивают эксперты, «Асад хочет, чтобы его в конечном итоге воспринимали как освободителя Ракки», что «подкрепит его притязания на то, чтобы стать лидером целостной Сирии, когда ИГИЛ будет разбито». В самом деле, трудно спорить с теми, кто полагает, что на сирийском поле уже началась «война после ИГ». Возможно, сравнения с началом «холодной войны» после того, как в Берлине едва развеялся дым от разрывов и салюта в честь совместной победы над Гитлером, покажутся слишком притянутыми, но факт остается фактом: разгрома ИГ и России, и США мало.

Более того, именно Москва демонстрирует готовность ввязаться в открытое противостояние с Вашингтоном ради сохранения у власти Башара Асада. Вслед за «ближним кругом» дамасского диктатора Москва также сочла атаку США на истребитель ВВС Сирии актом агрессии и помощью террористам. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. «Этот удар надо рассматривать как продолжение американской линии на пренебрежение нормами международного права (…) Что это, как не акт агрессии?» — цитируют его «Лента.ру» и ТАСС.

Куда опаснее другое. Минобороны России объявило, что прекращает взаимодействие с США в рамках меморандума о предотвращении инцидентов в небе над Сирией. Отныне в небе над этой страной к западу от Евфрата «самолеты и беспилотники международной коалиции в Сирии будут браться на сопровождение средствами ПВО России», а боевые действия авиации США против «законных вооруженных сил государства — члена ООН» являются «фактически военной агрессией по отношению к Сирийской Арабской Республике».

И вообще, по версии РФ, представители США находятся в Сирии на незаконных основаниях, как поясняют журналистам неназванные источники в Минобороны РФ. Можно долго спорить, был ли рейд сирийских ВВС согласован Башаром Асадом с московским «начальством» или «багдадский халиф на комендантский час» действовал на свой страх и риск.

Но даже если в Дамаске и не поставили Москву в известность заранее, то все последующие решения принимались уже не в асадовском бункере, а в Креме, на Смоленской площади и в «Арбатском военном округе».

Очевидно, что демонстративный отказ РФ от координации действий с США, стремление Москвы любой ценой сохранить у власти Башара Асада могут привести к весьма драматичным результатам. Потому как РФ, решив навязать США на сирийском поле «войну нервов», вполне может спровоцировать реальные боестолкновения. И тут уже последствия будут труднопредсказуемыми.