Политика, Эхо

Карабахский конфликт: от «войны слов» — к реальным столкновениям

karabakh-war-5НУРАНИ

Значительная часть работы дипломатов — это торг вокруг формулировок. Их надо так подобрать и отточить, чтобы они не вызывали возражений ни у одной из сторон. Милый эвфемизм «линия соприкосновения» — тоже плод такого вот дипломатического торга.

В самом деле, «линия фронта» — звучит слишком уж резко и откровенно демонстрирует, что до мира в Карабахе еще ой как далеко.

А «линия соприкосновения» — и слух не режет, и по авторитету посредников не сильно бьет, и возражений вроде бы не вызывает. Только вот если и изобрести термин вроде «линия соприкосновения» для обозначения линии фронта, сам характер войны от этого не изменится — вне зависимости от того, признают ли это дипломаты или нет. Ситуация в оккупированном Арменией Нагорном Карабахе — доказательство прямо-таки классическое.

Еще недавно конфликт этот именовали «замороженным», призывали «укреплять меры доверия» и советовали едва ли не начать проводить у линии фронта совместные сельскохозяйственные ярмарки. Но после апреля 2016 года сомнений не осталось: до тех пор, пока продолжается оккупация азербайджанских земель, мира в регионе не будет. В течение всех минувших выходных с линии фронта приходили драматичные сообщения. Как подчеркивают в Минобороны Азербайджана, подразделения вооруженных сил Армении перманентно осуществляют провокации на линии соприкосновения войск, на территории Нагорного Карабаха Азербайджанской Республики.

«Противник продолжает обстреливать из крупнокалиберного оружия и артиллерийских установок позиции Вооруженных сил и населенные пункты Азербайджана, расположенные в прифронтовой зоне. При пресечении очередной провокации подразделений вооруженных сил Армении 15 июня азербайджанская армия понесла потери», — указали в оборонном ведомстве. И подчеркнули, что в результате ответных действий Азербайджана потери понесли уже в Армении. Ереван признал гибель троих своих солдат. Все — призывники, все — родом из Армении.

В Минобороны Азербайджана подчеркивают: в реальности их пять. В свою очередь, в Армении обвиняют во всем Азербайджан, который, к вящему ужасу Еревана, проводит военные учения и вообще «нарушает свои международные обязательства». Здесь, конечно, надо бы напомнить, что нарушает основополагающие нормы международного права Армения, которая продолжает оккупацию азербайджанских земель. Однако важно другое.

Споуксмен МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев в своем заявлении подчеркнул, что «в преддверии запланированного визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Азербайджан вооруженные силы Армении продолжают нарушать режим прекращения огня, используя крупнокалиберное оружие, и совершать диверсионные операции. Тем самым в очередной раз полностью разрушаются пропагандируемые Арменией мифы о том, кто первый нарушает режим прекращения огня».

По его словам, «сопредседатели Минской группы ОБСЕ должны учесть, что обострение Арменией ситуации на линии фронта произошло вслед за их визитом в регион, в том числе на оккупированные территории Азербайджана. Армения, намеренно обостряя ситуацию на линии фронта, пытается помешать разрешению армяно- азербайджанского нагорно-карабахского конфликта путем субстантивных переговоров и сохранить статус-кво, основанный на оккупации». А вот здесь надо поподробнее.

Об этом предпочитают не говорить вслух, но факт остается фактом: в Азербайджане могут спорить о «поэтапном» или «пакетном» графике, говорить об освобождении уже на первом этапе пяти или семи районов, о деталях разделения полномочий между местным самоуправлением в Карабахе и центральными властями в Баку и добиваться на переговорах максимально выгодного для себя варианта. А вот для «команды» Сержа Саргсяна практически любой вариант урегулирования не просто проигрышный, а катастрофический.

Более того, начиная с 1992 года здесь пытались «давить» на Баку исключительно с помощью военной силы, причем при явной поддержке РФ. И теперь, на фоне очередного визита в Азербайджан сопредседателей МГ ОБСЕ Армения, судя по всему, попыталась сделать Баку «более сговорчивым», а заодно укрепить внутриполитическое положение «команды» Сержа Саргсяна. А вот здесь надо отвлечься от темы. В новейшей мировой истории есть такие военные преступления и преступления против человечности, страшная суть которых известна не только специалистам в области международного права.

Одно из них — это осада столицы Боснии и Герцеговины, города Сараево, продолжавшаяся почти четыре года. По самым приблизительным подсчетам, во время осады погибли или пропали без вести около 10 000 горожан, включая свыше 1500 детей. В кладбища были превращены парки и стадионы. Не менее 56 000 горожан, включая почти 15 000 детей, были ранены. Город ежедневно обстреливала с окружающих высот сербская артиллерия.

Здесь же находилась и печально знаменитая Аллея снайперов — полоса открытого пространства центральными кварталами Сараево и его пригородами, где сербские снайперы стреляли по всему, что движется. Потом все газеты мира обошел снимок бегущих по этой «зоне смерти» детей под хлипкой защитой белого ооновского броневичка. Впрочем, российские СМИ об этом предпочитали не писать — Москва открыто поддерживала в той войне сербов. И уж тем более здесь предпочитали не акцентировать внимания, что «дорогим гостям» из России здесь оказывали «гостеприимство» особого рода — им предлагали «пальнуть» по осажденному городу.

В своих мемуарах «соловей Генштаба» Александр Проханов рассказывал, как ездил в гости к Радовану Караджичу, признанному сегодня военным преступником. «Помню, мы (т.е. автор вместе с Караджичем. — Ред.) стояли у пушки, которая обстреливала Сараево, дымящийся далекий город, — вспоминал Проханов. — Утомленные артиллеристы, которые дергали за эту веревку, узнав, что я русский, любезно пригласили меня вместе с ними пострелять по Сараево».

Сначала Проханов уверял, что он отказался, но в 2008 году, после того, как российский «Искандер» стрелял по жилым кварталам Гори, посчитал возможным признаться: он тогда принял предложение «потянуть за веревочку» и выстрелил по осажденному городу. Потом американские кинодокументалисты назвали еще одно имя: «Лиминов», русский писатель, которому тоже предложили «пострелять», и он это предложение принимает.

По всей видимости, речь идет об Эдуарде Лимонове, который тоже недавно посетил оккупированные районы Азербайджана и был внесен в «черный список» иностранцев, которым въезд в нашу страну запрещен. Наконец, схожее «гостеприимство» оказали раскрученному российскому актеру Михаилу Пореченкову на востоке Украины: в ноябре 2014 года многие экраны мира обошел ролик, где раскрученная «звезда» сериалов в бронежилете и каске с надписью «Пресса» палит из настоящего пулемета. Власти Украины расценили его действия как терроризм.

По ту сторону линии фронта в Карабахе не акцентируют, предлагается ли здесь гостям, в том числе и из VIP-списка, не только угоститься тутовкой, но и «пальнуть» в сторону азербайджанских позиций. Только вот что примечательно.

Как раз накануне очередного обострения на оккупированные азербайджанские земли отправился председатель Национального собрания Армении Ара Баблоян. Который в сопровождении «спикера парламента Нагорного Карабаха» Ашота Гуляна и «заместителя командующего по работе с личным составом» так называемой «армии Нагорного Карабаха» Варданом Балаяном посетил одну из воинских частей на передовой линии.

Предложили ли и ему «пальнуть» в сторону азербайджанских позиций, можно только гадать. Но нет сомнений, что приехал господин Баблоян в Карабах в качестве этакого «личного эмиссара» Сержа Азатовича Саргсяна с вполне предсказуемыми и ожидаемыми распоряжениями «усилить», «упрочить» и вообще «наказать» такой-сякой Азербайджан, тем более, что все происходило как раз накануне визита в Азербайджан сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Только вот, похоже, не учли, что расклад сил изменился, и безнаказанно стрелять по азербайджанским позициям уже не получится. А поток «груза 200» с передовой в города и села Армении заставит задуматься о реальной цене оккупации чужих земель.