Точка зрения

Армения продолжает идеологизировать карабахский конфликт

tochka-zrenia-asif-usubaliyevАсиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])

Подобный вывод просто напрашивается после просмотра армянских интернет-ресурсов. Идеологизация продолжающегося между нами конфликта является основной целью армянских стратегов, отчасти поэтому вновь и вновь приходится возвращаться к данному вопросу.

Сразу отмечу, что идеологизация конфликта ведет к углублению причин существования нетерпимости между противоборствующими сторонами. Реакция на подобные информационные провокации не должна себя долго ждать.

В то же время здесь не допустимы какие-либо действия по инерции. Необходима выверенная стратегия, или, что лучше — игра на опережение. В информационной войне нельзя отдавать противнику наступательное преимущество, так как это приведет к тому, что любые ответные действия будут расцениваться в качестве оправдания.

Одноразовые и ответные акции против такого массивного «информационного артобстрела» будут походить на войну снайперов против крупномасштабного зенитного обстрела. Позволю себе также сказать, что содержание и характер международного общественного мнения как раз и являются последствиями информационной войны. А результаты дипломатической борьбы отражаются в основном на статусе страны в контексте международных организаций. Упущения в одном направлении неминуемо приведут к сдаче позиций в другом.

Принципиально подчеркну, что в качестве основных инструментов идеологизации конфликта выступают культура и религия. Да, официальный Ереван «выжимает» все политические соки этих двух направлений. Это предпринимается с целью отдаления позиций конфликтующих сторон. То обстоятельство, что большинство материалов в интернет-пространстве Армении посвящено нашей стране, говорит об их открытой агрессивности и бескомпромиссности позиции. А характер и содержание материалов свидетельствуют о наличии единой «армянской стратегии» поведения.

Повторюсь, но подобная стратегия ведет ситуацию к замораживанию конфликта. Приведу в пример несколько «свежих материалов», которые указывают на характер продолжающейся информационно-идеологической войны. В селе Талиш Мартакертского района была организована торжественная церемония открытия памятника «Возрожденный Талиюыш», на которой присутствовал президент непризнанной «Нагорно-Карабахской Республики» Бако Саакян.

Во время церемонии Б.Саакян отметил, что памятник имеет особый смысл и выражает непреклонность и целеустремленность в деле восстановления былой славы, многолюдности и процветания этого населенного пункта. Саакян также подчеркнул, что восстановление Талыша стало одной из важных военно-политических задач «государства».

Для большей яркости приведу иную конкретную цитату из выступления: «Этот памятник является также посланием миру о том, что воля армян несгибаема, вера в собственные силы непоколебима, оптимизм неиссякаем». При этом он добавляет следующее: «Мы отвечаем на варварство стремлением жить, творить, строить и нашим единством».

Теперь на минуточку представьте реакцию человека, прочитавшего данный материал, но который при этом не в курсе истории нашего конфликта. Вывод, к которому он может прийти, очевиден. Именно такого рода частные выводы в совокупности и формируют содержание международного общественного мнения.

После чего мы обвиняем международную общественность в предвзятости по отношению к нам. Подобного рода провокации нельзя оставлять без реакции. Ведь они в совокупности могут отодвинуть в тень ту огромную работу правительства Азербайджана, которая ведется в направлении пропаганды гуманитарных принципов межкультурного диалога и мультикультурализма.

Продолжая контекст международного общественного мнения, приведу в пример иной факт, а именно отрывок из статьи колумбийского журналиста Рикардо Ангосо, посетившего территорию Нагорного Карабаха: «Для властей Азербайджана мирное решение — это возвращение республики в состав Азербайджана. С этой мыслью ни Армения, ни армяне не согласятся никогда. Никто и ничто не может отнять у них возрождённую справедливость на землю, которая когда-то, по иронии судьбы, была отторгнута от исторической Армении. Нагорный Карабах — осязаемая реальность, он был и останется неотъемлемой частью географии Армении» (Las2orillas).

Добавлю только то, что данная статья была опубликована практически на всех интернет-ресурсах Армении. Причем такого рода статей различных иностранных авторов немалое количество. Тем самым инициируется процесс косвенного международного общественного признания. В контексте информационной войны самым главным является то, что эти статьи не являются случайностью, это последовательное проявление реализуемой информационной стратегии.

Не сомневаюсь в том, что у них в запасе сотни придуманных легенд, которые по мере реализации информационной стратегии будут постепенно выбрасываться в международное интернет-пространство. Приведем в пример еще один любопытный прецедент, характеризующий армянскую стратегию борьбы.

Так, согласно информации, на вышеотмеченном сайте в центре Еревана началась реализация инвестиционной программы по застройке этнографического квартала «Армянское село». В квартале будут располагаться жилые дома, гостиницы, а также выставочные залы, где будут представлены образцы живописи и национальных ремесел (ковроткачество, кузнечное дело, керамика, сувениры).

В рамках проекта предусмотрено создание этнографического квартала с национальными традициями городских и сельских населенных пунктов различных регионов Армении с их исторически сложившимся архитектурным обликом, в том числе, или в первую очередь, армянских обликов Карабаха.

При этом во время церемонии презентации проекта премьер-министр этой страны Карен Карапетян выразил свою уверенность в том, что «Армянское село» будет способствовать повышению узнаваемости правды об их стране, т.е. любой турист, посетивший Ереван, будет иметь возможность увидеть «армянский Карабах».

Нет необходимости в интерпретации данного факта, все предельно очевидно. Как в идеологизации конфликта, так и в информационной войне официальный Ереван широко использует потенциалы культурных механизмов политической борьбы.