За рубежом, Эхо

«Евроскандал» в Армении

armenia-european-unionНУРАНИ

Как много во внешней политике зависит от искусства конкретного дипломата? Вопрос неоднозначный. С одной стороны, о мастерах тонкой дипломатической игры, которые даже при не самом лучшем раскладе сил на переговорах могли «развернуть» ситуацию в свою пользу, в кабинетах и коридорах внешнеполитических ведомств слагали легенды.

С другой, от авторитета и «политического веса» страны на переговорах зависит куда больше, чем от личных способностей отдельно взятого дипломата.

И вот тут уже страны могут пускать в ход самые разные козыри: это и военная мощь, и экономический потенциал, и гуманитарные связи, и поставки стратегического сырья. Но нужна самая малость — чтобы эта страна сама принимала решения в собственной внешней политике. Может ли похвастаться этим Армения — вопрос, увы, риторический. Страна находится в тотальной зависимости от России во всем — от экономики до вопросов безопасности. И даже ее границы охраняют российские «зеленые фуражки».

«Спустя 25 лет после провозглашения независимости Армении почему-то российское ФСБ отмечает 150-летие охраны госграницы Армении,» — возмущается ереванская «Лрагир», цитируя сообщение пресс-службы ПУ ФСБ РФ в Армении: «Охрана государственной границы Армении российскими пограничниками насчитывает более 150 лет — со времен вхождения Восточной Армении в состав Российской Империи в 1828 году».

По мнению «Лрагир», «ФСБ России специально подчеркивает, что Армения — это часть Российской империи. И Армения не пытается это оспорить». И самое обидное, что если «Лрагир» и сгустила краски, то ненамного. Последние иллюзии о «самостоятельности» Армении развеялись осенью 2013 года, когда после переговоров в Кремле Серж Саргсян объявил, что он-де передумал подписывать уже подготовленное соглашение об ассоциации с ЕС и будет вступать в Евразийский союз. Тем не менее сегодня в Армении вновь всколыхнулись «евронадежды».

Ереван готовится к подписанию нового «всеобъемлющего соглашения» с Евросоюзом. Специалисты, правда, предостерегают: «европрорыва» от этого документа лучше не ждать. Во-первых, за пышными и громкими названиями кроется всего- навсего документ, который определит отношения Армении с Евросоюзом, а вовсе не сделает ее на шаг ближе к Европе, чем другие страны ЕАЭС. А во-вторых, готовится этот документ с учетом членства Армении в Евразийском союзе.

Но все это не мешает властям сегодняшней Армении усиленно пиарить свои усилия на «европейском» тренде. И заодно пытаться использовать хоть какие-то выигрышные позиции на переговорах с ЕС. В Армении очень долго считали своим едва ли не главным козырем не только и не столько «армянское лобби», сколько связи с так называемым «международным гражданским обществом». Объяснение очень простое. С одной стороны, после падения Берлинской стены, с одной стороны, вопросам прав человека стали придавать куда большую важность — по крайней мере на словах и в декларациях.

Но, с другой, после распада Восточного блока международные правозащитные организации лишились огромного поля деятельности — защиты прав человека в социалистическом лагере. И оказались перед необходимостью доказывать, что их деятельность вообще имеет смысл. Но… искать нарушения прав человека в демократичных странах — дело, конечно, безопасное, но результаты выглядят как-то неубедительно.

В реальных диктатурах — опасно. Там не получится открыть чистенькие офисы с кофе- машинами и интерактивной доской, проводить семинары и активно осваивать грантовые средства. Иное дело — страны, где демократические реформы уже идут, но вот «демократический имидж» еще не сложился то ли из-за известной европейской ксенофобии в отношении мусульман, то ли из-за наличия нефти, то ли еще по какой причине.

Словом, развернуть особо податливых персон из «международного гражданского и правозащитного сообщества» против Азербайджана казалось делом легким и надежным. Тем более что армянские лоббистские структуры уже давно весьма активно завязывали связи с так с правозащитными организациями и не менее бойко использовали околоправозащитную риторику, продвигая вопрос признания так называемого «геноцида армян».

Доходило до того, что, получив впечатляющую оплеуху на дипломатическом фронте, Серж Саргсян в своем ближнем кругу открыто призывал сторонников задействовать против Азербайджана связи с «гражданским обществом». Наконец, в азербайджанских СМИ тоже публиковалось предостаточно данных о связях многих международных правозащитных организаций со все тем же «армянским лобби». «На выходе» правозащитники не только периодически устраивали кампании «черного пиара» против Азербайджана, но и всячески поддерживали имидж Армении как «демократичной» страны.

Но теперь Армения, судя по многим признакам, теряет свой «статус непогрешимости» в глазах западной общественности. Во всяком случае, попытки официального Еревана «подправить» результаты недавних выборов привели к тому, что между Центризбиркомом Армении, с одной стороны, и представителем ЕС в Армении господином Свитальским, с другой, разгорается весьма крупный скандал, которому очень подходит приставка «евро».

И самое обидное для Еревана, что скандал это то разразился ну на редкость не вовремя: совсем недавно столица Армении демонстрировали свои успехи на европейском тренде — и вдруг такая оплеуха, да еще на каком направлении, где «неприятностей» не ждали даже теоретически. Впрочем, расскажем по порядку. В Ереване состоялся форум «Избирательные процессы в Армении: извлеченные уроки и последующие шаги». Представители официальных властей ждали, что дипломаты отметят успехи Армении, а что касается недостатков…ну, может, легонько пожурят.

Но… на форуме выступил руководитель делегации ЕС в Армении, посол Петр Свитальский. И его заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Во-первых, дипломат заявил, что прошедшие 2 апреля в Армении парламентские выборы не были совершенными, на выборах оставили след сообщения об избирательных взятках и давлении на государственных служащих и сотрудников частных компаний.

После чего добавил: «Я хочу публично заявить о своей высокой оценке работе ЦИК Армении, которую считаю эффективной. Но эффективности мало, нужно и доверие. Речь идет не только о фактах, но и о восприятии. В состав Центральной избирательной комиссии должны быть вовлечены представители гражданской общественности и другие. Мой совет армянам: подумайте, изучите проблему состава ЦИК, а также то, как можно сделать так, чтоб ей больше доверяли».

Вроде бы господин Свитальский не назвал ереванские выборы «фейковыми» и не объявил о непризнании их результатов. Но подтекст его заявления получился слишком уж прозрачным: в самой Армении результатам выборов не доверяют. А в состав ЦИК надо бы ввести представителей гражданского общества. И как оказалось, слышать такие слова из уст представителя ЕС в Ереване явно не были готовы. Мы предлагали, чтобы в территориальные избирательные комиссии были вовлечены представители оппозиции, растерянно оправдывался председатель ЦИК Армении Тигран Мукучян.

После чего старательно пытался «перевести стрелки»: «Если было это неподдельное желание помочь, поддержать, поработать, почему они не подали заявки? Почему они не желали быть вовлечены и поработать в тех же территориальных избирательных комиссиях, а не критиковать с боку». А министр юстиции Армении Давид Арутюнян грозно заявил: зарубежным дипломатам не нужно вмешиваться в избирательные процессы в Армении — это внутренние дела республики. Какой должна быть избирательная система и состав Центризбиркома, могут решать только народ и парламент страны.

А потом попытался изобразить хорошую мину при плохой игре: «Наше избирательное право получило высокую оценку самого авторитетного международного органа в этой сфере — Венецианской комиссии Совета Европы». И все бы, как говорится, ничего, но тут подкачал вице-спикер парламента Армении, представитель РПА Эдуард Шармазанов. Который прямо-таки по Фрейду обозначил главные страхи официального Еревана: оказывается, критические замечания, высказанные господином Свитальским, оставляют впечатление, что люди не хотят видеть Республиканскую партию Армении у власти.

А затем принялся читать послу нравоучения: «Наши партнеры должны понять: то, каким должен быть Избирательный кодекс, решает парламент Армении. Напомню господину Свитальскому о том, что ИК был принят беспрецедентным консенсусом. И под этим документом подписались 5 политических сил. ИК не является кодексом лишь власти». И вообще, «советы — явление нормальное, но вот тон, слова…».

Беспокойство «ближнего круга» Сержа Саргсяна можно понять. Очевидно, что страна теряет этакий «статус непогрешимости» в глазах европейской либеральной общественности. А для Армении, «форпоста» России, ссылки на свою ну невероятную «демократичность» — это по сути дела единственный «туз» в переговорах с Евросоюзом. От которого очень хочется получить хоть какие-то «европодарки».

И если этот последний «туз» господин Свитальский изящно и непринужденно «обнулил», а вернее сказать, унизительно побил козырной «двойкой», да еще на фоне усиливающихся разговоров, что Армения и на этот раз не подпишет подготовленный с Евросоюзом документ, потому что ей сделать это не позволит Москва, положение для руководства Армении складывается действительно нерадостное.