За рубежом

Ударит ли по Москве «хакерский бумеранг»?

donald-trump-cameraНУРАНИ

У приверженцев ностальгии по уже не существующему СССР есть целый набор «запретных тем» — тех реалий жизни в совковом «раю», сам факт существования которых признавать не хочется.

Это не только пустые прилавки, очереди и талоны, а еще и впечатляющее «технологическое» отставание от Запада, причем во всех сферах, от автомобилестроения до связи и СМИ. Принято считать, что на военно-промышленный комплекс это не распространялось.

К счастью, война между США и СССР так и не началась. Но вот «Буря в пустыне» дает здесь определенную пищу для размышлений. Напомним: в августе 1990 года иракские войска захватили Кувейт, а Саддам Хусейн объявил его 19-й провинцией Ирака.

От Багдада потребовали вывести войска, иракский диктатор этот призыв проигнорировал. И даже когда стало понятно, что США и их союзники готовы начать боевые действия, в Багдаде пребывали в полной уверенности: иракская Республиканская гвардия, подготовленная при помощи СССР, обеспечит «интервентам» достойную встречу. Только вот…война пошла по совсем другому сценарию, совсем не тому, к которому готовились в Ираке. Об «электронной войне» и «войне будущего» СМИ заговорили уже тогда. Пошло ли дело дальше разговоров, вопрос трудный.

Во всяком случае, похожим образом развивались события и в апреле 2016 года в Карабахе, где азербайджанская армия тоже вела совсем не ту войну, к которой при горячем участии России готовились в Армении. И многие эксперты видят в обоих случаях именно поражение российской стратегии и тактики, пусть даже отдельные образцы оружия как такового и могут составить конкуренцию западным аналогам.

Казалось бы, сегодня у России есть все основания радоваться и праздновать успех: страна одержала несомненную победу в «хакерской войне» с США, а это, что бы там ни говорили, одна из составляющих «электронной войны». Только радости у Кремля в связи с этим немного. Расследование «хакерского скандала» может привести к весьма серьезным неприятностям для РФ.

Здесь, пожалуй, нужно уточнение. По совершенно понятным причинам, нынешнее сенатское расследование большинство экспертов рассматривает под понятным углом зрения: состоится или нет импичмент Дональда Трампа? Тема самого по себе российского вмешательства в выборы нередко оказывается оттесненной на второй план. И как минимум напрасно.

После того, как перед сенаторами выступил генеральный прокурор и министр юстиции США Джефф Сешнс, это подтвердилось еще раз. Напомним: еще накануне в США с замиранием сердца ждали показаний Джеймса Коми, экс-директора ФБР, однако бесспорного повода к импичменту он сенаторам как бы не предоставил. Точно так же Сешнс заявил под присягой в Сенате, что он никоим образом не причастен к вероятным попыткам вмешательства России в выборы американского президента.

Предположения, что он когда-либо мог участвовать в тайных переговорах с российской стороной о возможности воздействия на избирательный процесс в США, генпрокурор уверенно назвал ужасной и отвратительной ложью.

Что же до встреч с российскими представителями, до Джефф Сешнс категорически отрицал, что обсуждал с ними какие-либо темы, связанные с американскими выборами. Заверил: ему не известно, говорили ли об этом с российскими официальными лицами другие члены избирательного штаба Дональда Трампа.

Что же касается сенсационных сообщений The Washington Post появились публикации о том, что Сешнс дважды встречался с послом РФ в Вашингтоне Сергеем Кисляком в 2016 году, но при вступлении в должность скрыл эту информацию (то, что Джефф Сешнс, возможно, встречался с Кисляком и в третий раз в отеле Mayflower в Вашингтоне в апреле прошлого года, заявил и Коми), то эти сведения генпрокурор также опроверг и пояснил, что произносил тогда речь на одном из мероприятий в этом отеле, но вот с российскими официальными лицами никаких контактов не имел.

Здесь, конечно, можно строить десятки версий разной степени корректности, на самом ли деле послужной список генпрокурора чист, как слеза младенца, или же он добавил к своим прегрешениям еще и ложь под присягой во время сенатского расследования.

А опытные наблюдатели напоминают: именно на угрозе ответственности за ложь под присягой в свое время «сломались» ключевые свидетели по Уотергейтскому скандалу. Но вот сомнений в том, что сам факт вмешательства России в выборы имел место, уже не осталось.

Более того, агентство Bloomberg, ссылаясь на три источника, знакомых с ходом расследования, добавляет новые подробности: участие «русских хакеров» в американских выборах оказалось существеннее, чем было принято думать. Как выясняется, кибератакам подверглись избирательные системы 39 штатов из 50, а это почти в два раза больше штатов, чем считалось ранее.

Следователи обнаружили доказательства того, что киберпреступники в начале 2016 года получили доступ к личным данным избирателей и программному обеспечению для голосования штата Иллинойс, а также в одном случае к данным о финансировании кампании.

Они получили в свое распоряжение данные 90 тыс. из 15 млн. человек, в том числе имена, даты рождения, информацию о водительских правах и некоторые цифры из девятизначного номера социального страхования избирателей, и попытались их изменить или удалить. Правда,произошла ли «кража голосов», эксперты ответить затрудняются.

Во всяком случае, в избирательной комиссии штата пояснили, что система устроена так, что даже удаление всей базы данных не способно повлиять на результаты выборов, поскольку округа отправляют данные об избирателях в систему штата и, если информация о них будет изменена, одобрение происходит вновь на уровне округа, а не штата. Эта процедура одинакова для всех штатов и исключает возможность манипулирования списком избирателей.

Масштабы вмешательства показались администрации президента Барака Обамы настолько беспрецедентными, что ему пришлось прибегнуть к специальному защищенному средству связи Вашингтона с Москвой — «красному телефону». В ответ на попытку предостеречь Россию от вмешательства в выборы в Москве попросили предоставить больше информации об этих атаках, а также гарантии, что РФ будет в курсе расследования.

Как развивались события дальше, Bloomberg не поясняет, ограничившись предположением: либо предупреждение Вашингтона подействовало, либо, что вероятнее, им за несколько месяцев не удалось получить достаточный для влияния на выборы набор доступов, как отметил бывший высокопоставленный чиновник США на условиях анонимности.

А тем временем в США уже готовится новый пакет санкций против России. Конгресс США раскрыл детали законопроекта: американским компаниям и частным лицам будет запрещено кредитовать российские банки дольше чем на 14 дней. В настоящее время этот срок составляет 90 дней. Также предлагается ограничить сроки финансирования российских энергетиков. Для них будет установлен срок кредитования в 30 дней.

Эксперты не сомневаются: предложенные санкции — это только начало масштабного пересмотра отношений Москвы и Вашингтона, которые и так находятся на «низшей точке». И здесь лучше не забывать: вмешательство в выборы США не прощают в принципе.

Неслучайно, что именно после Уотергейтского скандала начала работу знаменитая комиссия сенатора Черча, знаменитая «Отдельная комиссия сената Соединенных штатов по изучению правительственных операций в области разведывательной деятельности», работа которой привела к весьма жестким ограничениям в деятельности спецслужб. Результатом «Рашенгейта» могут стать не менее серьезные перемены.