Экономика, Эхо

Шаги для спасения банковского сектора Азербайджана

manat-dollarПохоже, кризис в банковском секторе Азербайджана только набирает обороты. Свидетельством тому является продолжающийся рост просроченных кредитов и ажиотаж, связанный с американской валютой, который вылился в полное приостановление продажи иностранной валюты. Сможет ли Азербайджан выйти из финансовой кабалы и вернуть изрядно подмоченную репутацию маната?

В беседе с echo.az отечественные эксперты назвали общие рекомендации по стабилизации банковского сектора Азербайджана, без которых будет невозможно улучшить ситуацию.

Согласно их мнению, следует:

во-первых, ограничить кредитование в иностранной валюте, разрешив его исключительно на импортные операции;

во-вторых, Центральный банк Азербайджана должен начать свои операции (банковская сделка, состоящая из двух противоположных конверсионных операций на одинаковую сумму, заключаемых в один и тот же день) USD/AZM + плавающая ставка;

в-третьих, восстановить лимиты на открытую валютную позицию;

и наконец, в-четвертых, предпринять радикальные меры по ликвидации «черного рынка». Здесь же следует ужесточить работу банков. Финансовые учреждения должны начать работать, а не заниматься спекуляцией.

В интервью echo.az директор юридической фирмы IJS Law Firm, автор книги «Банковское право в Азербайджане» Акрам Гасанов заявил, что вышеназванные меры могут спасти банковский сектор страны.

«На сегодняшний день ограничено кредитование в иностранной валюте для физических лиц. Согласно решению Палаты надзора над финансовыми рынками, физическим лицам можно выдавать кредиты в иностранной валюте в ограниченных случаях. Например, если клиент имеет доходы и вклады в иностранной валюте. Но это правило не работает в отношении предпринимателей. Долларовые кредиты необходимо выдавать только тем бизнесменам, которые занимаются импортом.

Не понимаю, зачем предпринимателю, у которого бизнес полностью сосредоточен на внутреннем рынке Азербайджана и он не занимается импортом товаров, оформлять кредит в иностранной валюте. Замечу, что на территории Азербайджана все покупки могут осуществляться только в национальной валюте. Финансовые органы страны должны ввести ограничение в отношении этих граждан. Предпринимателям должны выдавать долларовые кредиты, если целью кредита является импорт», — сказал он.

Эксперт также считает, что необходимо восстановить лимиты на открытую валютную позицию. «Под открытой валютной позицией понимается несовпадение активов (требований) и пассивов (обязательств) в иностранной валюте. Если кредитная организация привлекла большую часть вкладов и кредитов в долларах, то банк не имеет право выдавать в другой валюте средства больше установленного процента, чем он привлек. Например, если учреждение привлекло 100 млн. долларов, то из этой суммы только 10% можно выдавать в качестве кредитов в другой валюте.

Оставшиеся средства кредитная организация должна выдавать в американской валюте. Отмечу, каждая открытая валютная позиция — это фактор риска, возможность убытка. Поэтому главным финансовым органом страны — Центробанком, устанавливаются определенные лимиты на открытые валютные позиции.

К большому сожалению, ЦБ Азербайджана после первой девальвации маната — 21 декабря 2015 года, ликвидировал открытую валютную позицию, что было очень необдуманным шагом. Можно сказать, что данное решение предопределило вторую девальвацию национальной валюты, так как банки получили полную свободу в кредитовании в долларах.

Помню, экспертные круги и я, в том числе, не поддержали решение ЦБ, и позже выяснилось, что мы были правы. В других странах после девальвации обычно Центробанк, наоборот, устанавливает жесткий лимит, но у нас все, как всегда, наоборот. Несмотря на то, что Азербайджан сильно опоздал в этом вопросе, в любом случае необходимо восстановить лимиты на открытую валютную позицию», — сказал он.

По мнению А.Гасанова, крайне сложно добиться полной ликвидации «черного рынка» административными путями. Чтобы не допустить процветания деятельности спекулянтов, Центробанк должен продавать иностранную валюту кредитным организациям по официально установленному курсу. Иначе выйти из сложившегося положения будет крайне сложно. «Кроме того, необходимо провести проверки во всех коммерческих банках на предмет объема проблемных кредитов и выявить, какие из просроченных кредитов были выданы владельцами и администрацией банков аффелированным лицам. Я считаю, именно они не погашают кредиты», — отметил он.

По мнению эксперта, продажа иностранной валюты возобновится как только решится вопрос, идти на девальвацию маната или отложить это процесс на время.

«Я думаю, что до конца текущего месяца этот вопрос будет решен — или будут продавать по текущему курсу, что приведет к дальнейшему сокращению валютных резервов страны или пойдут на очередную девальвацию, и желающих обменять манаты на доллары поубавится», — заключил А. Гасанов.

Между тем в интервью Musavat экс-президент Азербайджана Аяз Муталибов заявил, что сейчас как никогда требуется комплексный подход к проблеме.

«Изначально банковский сектор страны был построен неправильно. И то, что сейчас происходит в этой сфере, — следствие, а не причина. Убежден, что банки страны не должны надеяться на государственную помощь, они сами обязаны выискивать себе финансы. Я давно предлагал сделать это правилом. Чтобы было так, государству нужно разработать концептуальную программу развития малого и среднего бизнеса, и тогда банки будут искать своих клиентов именно в этой среде, выдавая приемлемые кредиты, устанавливая выгодные курсы валют и прочее.

Однако наши банки видят спасение только в государственной помощи, что очень вредно для нашей экономики. Нужно также жестко контролировать движение капитала и валюты внутри страны, задействовав их для оживления экономики. Правда, при нынешнем положении банков, уж извините, никто им доверять не станет.

Поэтому я и говорю, что нужна концептуальная программа по оздоровлению финансово- банковской системы страны. Нельзя пускать проблему на самотек, так как финансовая система любого государства является частью государственной безопасности.

Со своей стороны, готов поделиться любыми своими знаниями и опытом для решения этой проблемы. Медлить нельзя, уже сейчас необходима работа в данном направлении», — сказал экс- президент.

В интервью Turan эксперт-экономист Самир Алиев сказал, что если не произойдет ничего экстраординарного, то к концу 2016 года 1 доллар будет стоить 1,80 маната. В числе экстраординарных событий он считает резкое падение цены на нефть или же панику на финансовом рынке страны.

«Центробанк взял курс постепенной либерализации маната. Центробанк, несмотря на заявление о политике плавающего курса маната, на самом деле контролирует национальную валюту, и потому в настоящее время невозможно говорить о реальном курсе AZN», — говорит С.Алиев.

Говоря о процессах, способствующих росту курса доллара в Азербайджане, С.Алиев отметил несколько факторов: «Росту спроса доллара способствует рост импорта. Другим воздействующим фактором является возврат коммерческими банками их кредитов иностранным инвесторам. Раньше банки, возвращая кредиты, брали новые. А теперь они взяли курс на избавление от внешнего долга. Наличие больших долгов мешает их рейтингу», — сказал эксперт.

По его словам, еще одним фактором, воздействующим на рост курса доллара, является возмещение вкладчикам компенсаций в связи с закрытием нескольких банков.

«Вкладчикам выдают компенсации в манатах. Они, в свою очередь, не желая держать деньги в национальной валюте, предпочитают покупать доллары, что создает рост потребности в американской валюте», — подчеркнул С.Алиев.

Стоит отметить, что отношения к манату испортились и за рубежом. В Грузии, России и Турции отказываются производить прямую покупку азербайджанской валюты. Хотя, это не удивительно, ведь сейчас даже в родной стране к национальной валюте относятся с большим недоверием.

Между тем экономист Азер Мехтиев, комментируя информацию о проблемах с обменом азербайджанских манатов в других странах, отметил, что рынок определяет, с валютой какой страны нужно проводить операции. Пункты обмена делают ставку на валюту, с которой не проиграют (Sputnik).

«В Турции, Грузии и России раньше можно было обменять манат на другую валюту. В Азербайджан текли большие нефтяные деньги, манат был стабильным, огромная азербайджанская диаспора в этих странах активно участвовала в торговых операциях. Обменники этих стран были заинтересованы в операциях с манатом», — напомнил экономист.

Эксперт отметил, что складывающееся в настоящее время недоверие к манату связано с растущими ожиданиями скорой девальвации азербайджанской валюты.

Он напомнил, что у всех стран есть валютные запасы, и основную их часть составляет доллар: «Но манат не конвертируемая валюта. В валютные запасы этих стран он наверняка не входит. Между государствами нет взаимного обязательства о свободном обмене маната. Это элемент рынка. У Турции, Грузии и России нет обязательств об обмене маната в этих странах», — сказал Мехтиев.

Как сообщил сайту Мoderator.az наш соотечественник Гусейн Гурбанов, проживающий в Турции, в Стамбуле ему не удалось обменять азербайджанский манат. Обменники отказались принимать его даже по курсу 1 AZN за 1 TL, хотя по официальному курсу 1 манат стоит 1,8 турецких лиры. А всего год назад манат был равноценен 3,5 турецких лиры.