За рубежом

Кто «заказывал» убийство российского посла в Турции?

А.ШАКУР

C утра 13 июня СМИ с пометкой «Молния!» передавали сообщения из Анкары — власти Турции обвинили сторонников исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена в убийстве российского посла Андрея Карлова.

Как уверены в правоохранительных органах Турции, убийца Карлова Мевлют Мерт Алтынташ контактировал как минимум с пятью людьми, которые числятся в составе FETO — террористической сети, созданной Гюленом.

Кроме того, прокуратура установила, что Алтынташ встречался с одним из фетхуллахистов в пятизвездочном отеле на Кипре, где и получил инструкции, как убить посла РФ. Нашли, по некоторым данным, на его мобильном телефоне и характерное приложение — программу шифрования сообщений, которой активно пользовались «гюленисты».

Напомним: речь идет о более чем громком преступлении. Посла РФ застрелили и в прямом, и в переносном смысле слова перед камерами. Все произошло 19 декабря 2016 года в галерее современного искусства в Анкаре, где проходило торжественное открытие фотовыставки «Россия глазами турок».

Событие сугубо светское, но внимание к нему было приковано прямо-таки беспрецедентное: Москва и Анкара только начали восстанавливать отношения после сбитого в турецком небе российского бомбардировщика, который как раз перед этим «утюжил» туркменские деревни в Сирии. В то время, когда в анкарской галерее открывали выставку, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу как раз направлялся в своем личном самолете в Москву — переговоры обещали быть сложными, но «свет в конце тоннеля» все же просматривался, а культурные события должны были создать соответствующую атмосферу.

Открытие шло своим чередом, посол РФ Андрей Карлов вышел к микрофону, где-то на втором плане стоял молодой человек в строгом черном костюме, которого большинство принимали за охранника. Но когда дипломат произнес, что «разрушать всегда легче, чем создавать», молодой человек внезапно выхватил пистолет и стал стрелять…Его ликвидировали через несколько секунд, но и этого времени хватило, чтобы «стрелок» всадил в спину дипломату пять пуль, затем поднял вверх руку с указательным пальцем и выкрикнул: «не забудем Алеппо, Не забудем Сирию!»

Стрелка даже не пытались взять живым — полиция стреляла «на поражение». Вскоре выяснились подробности: в дипломата стрелял некий Мевлют Мерт Алтынташ, бывший полицейский, который несколькими днями ранее был уволен. Выяснилось, что собирать информацию ему помогала некая Екатерина Б., гражданка России, с которой у него были весьма близкие отношения. В РФ предполагали, что за преступлением стоят джихадисты.

Но в Турции с самого начала высказывали подозрения, что убийство Карлова — дело рук сторонников Гюлена. Никаких связей и контактов с «джихадистами» или с сирийскими группировками у него не выявили. А вот «гюленистский след» выявился быстро. К тому же гюленисты, предупреждали в Турции, имеют неплохое влияние в полиции. После неудавшегося переворота их начали «вычищать», но это работа трудная, долгая, и самое главное, всегда есть риск кого-то «пропустить».

А вот расчет для «гюленистов» тоже понятный — стреляя в посла, ударить хотели по властям Турции. В самом деле, убийство дипломата, человека, чья профессия — наводить мосты и разруливать конфликты, — событие априори чрезвычайное.

Даже в случае объявления войны официально аккредитованных дипломатов не интернируют и не арестовывают, а дают им возможность спокойно выехать из страны. В Анкаре слишком хорошо помнят, что от рук АСАЛА и других армянских террористических группировок погибли более четырех десятков турецких дипломатов.

К тому же Андрей Карлов оказался первым иностранным послом, убитым на территории Турции, и четвертым послом РФ, погибшим «при исполнении». 11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 г. в Тегеране во время погрома русской дипмиссии был убит Александр Грибоедов, напоминали эксперты.

10 мая 1923 г. в Лозанне бывший белогвардейский офицер Морис Конради застрелил советского полпреда в Италии Вацлава Воровского. Когда суд присяжных оправдал убийц, СССР разорвал дипломатические отношения со Швейцарией. Через 4 года, 7 июня 1927 г., в Варшаве был убит Петр Войков, полпред СССР в Польше, один из участников расстрела царской семьи.

Четвертым был Андрей Карлов. Его гибель не только теоретически могла разрушить малейшие надежды на нормализацию отношений России и Турции. Более того, тот факт, что убийца перед этим выкрикнул что-то вроде «Это вам за Сирию!» на фоне острейших разногласий между Россией и Турцией именно относительно сирийского кризиса получает понятное «прочтение».

И честно говоря, нетрудно догадаться, что после неудавшегося путча «гюленисты» действовали по принципу: «Чем хуже, тем лучше». Только вот очевидно, что Мевлют Мерт Алтынташ — вряд ли последний сторонник Гюлена, которого «просмотрели» в ходе многочисленных «чисток». К тому же для Эрдогана ситуация усугубляется еще и тем, что он с самого начала не был уверен в лояльности сотрудников силовых структур, поддерживавших в основном «кемалистов», и старался максимально «разбавить» их своими сторонниками.

А так как Гюлен тогда был союзником АКР, экспансии «гюленистов» не то что не препятствовали, а даже содействовали. Но не ждали, что Фетхуллах Гюлен просто выжидал удобного момента, чтобы самому захватить власть. И теперь остается только гадать, на что еще пойдут его сторонники, проиграв путч.