За рубежом, Эхо

Персидский Залив: кризис обостряется

katar-gatar-qatarА.ШАКУР

Показания экс-главы ФБР Джеймса Коми перед сенаторами отодвинули на второй план новости по теме, находившейся в последние дни в бесспорном фокусе внимания — политическом кризисе в Персидском Заливе.

Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет и Бахрейн внесли в террористические списки 59 человек и 12 организаций за финансирование терроризма и получение поддержки из Катара, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на телеканал Al-Arabiya.

В совместном документе отмечается, что «Катар проводит политику двойных стандартов, заявляя о борьбе с террором и одновременно поддерживая экстремистские группировки». Четыре арабских государства заявили о том, что они намерены «продолжать выявлять и преследовать тех, кто поддерживает террористов», а также бороться с «источниками финансирования террора, где бы эти источники не находились», цитирует документ Newsru со ссылкой на ТАСС.

В совместный «террористический список» вошли, в частности, несколько катарских неправительственных организаций и экстремистских группировок, действующих на территории Ливии. В него включены духовные лидеры экстремистов: ливиец Абдельхаким Бельхадж и египетский проповедник Юсеф аль-Кардауи, известный своими радикальными высказываниями.

Есть, впрочем, сведения и о координации действий в другом направлении. Ведущие арабские государства составляют список требований, которые должен выполнить Катар для восстановления дипломатических и экономических отношений — об этом, сообщает «Независимая газета» со ссылкой на РБК, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на арабских и американских чиновников, участвующих в обсуждениях данного вопроса.

По информации собеседников издания, одно из требований касается шагов, направленных на значительное сокращение объемов вещания телеканала Al Jazeera. Также Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Египет и их союзники добиваются гарантий того, что правительство Катара прекратит свое предполагаемое финансирование экстремистских групп на Ближнем Востоке и разорвет отношения с политическим руководством «Братьев мусульман» (организация, признанная в России запрещенной). По словам собеседников газеты, сейчас официальный список требований обобщается, завершить над ним работу планируется в ближайшие дни, уточняет «НГ».

Это уже не первая такого рода «утечка». Саудовская Аравия выдвинула 10 условий Катару, которые эмират должен выполнить в течение ближайших 24 часов, для нормализации отношений с Эр-Риядом, сообщил телеканал Sky News Arabia со ссылкой на собственные дипломатические источники, передает ТАСС. По имеющейся информации, эти условия были переданы саудовской стороной эмиру Кувейта, который встречался с руководством королевства в городе Джидда.

Среди обязательных условий, выдвинутых перед Дохой, разрыв дипломатических отношений с Ираном, выдворение из Катара всех членов исламистских группировок «Братья- мусульмане» и ХАМАС, а также замораживание их счетов в катарских банках. Кроме того, Саудовская Аравия настаивает на немедленном изменении редакционной политики катарского информационного телеканала Al Jazeera и смене его руководства.

Правда, позже телеканал со ссылкой на заявление «источника в странах Персидского залива» заявил, что Катару не выдвигалось условий для нормализации отношений. Тем не менее эксперты предупреждают: из любого политического кризиса должен существовать по крайней мере один выход. А значит, будут и ультиматумы, и встречные условия, и, конечно же, политический торг. Правда, что станет его конечным результатом, можно только догадываться. Выполнить условия Эр-Рияда и его союзников, не потеряв лица, для Катара будет непросто.

Многие эксперты не исключают, что выходом из создавшейся ситуации может стать отставка нынешнего эмира Тамима бин Хамада аль-Тани, тем более что в многочисленных монарших семьях Залива всегда можно найти подходящего (и покладистого) кандидата. Понятно, что Саудовская Аравия и ее союзники в значительной степени стремятся «наказать» Катар за излишнее своеволие.

Только вот дело не только в амбициях: ситуация развивается по принципу «Катар» пишем, «Иран» в уме». И вот на иранском «треке» события развиваются куда драматичнее. Иранская полиция, передает РБК, задержала в Тегеране пятерых человек, подозреваемых в причастности к совершению террористических атак в столице страны, о чем сообщает Reuters со ссылкой на заявление главы полиции Тегерана. «После атаки на мавзолей аятоллы Хомейни полицией были задержаны пятеро подозреваемых. Против них ведется расследование», — заявил он.

РИА «Новости» сообщает новые подробности и самой террористической атаки, и ее расследования. Как заявило Министерство безопасности Ирана, арестованные иранскими силовиками террористы, осуществившие теракты в Тегеране в среду, ранее занимались террористической деятельностью в сирийской Ракке и иракском Мосуле, где действует террористическая группировка «Исламское государство». По окончательной версии силовиков, группа из четырех человек в женской одежде открыла огонь в здании иранского парламента, позже один из нападавших совершил самоподрыв.

В МВД Ирана подтвердили ликвидацию одного из террористов. Атаке также подвергся мавзолей имама Хомейни: одна из нападавших подорвала жилет со взрывчаткой. У мавзолея силовики арестовали двух человек. В результате терактов погибли 17 человек, ранены 43. «Пятеро арестованных террористов уехали ранее из Ирана и занимались терроризмом в Ракке и Мосуле. В прошлом году они вернулись в страну под руководством главаря, именующего себя Абу Аиша, чтобы осуществить теракты в святых местах Ирана», — говорится в заявлении, имеющемся в распоряжении РИА Новости.

«Силы безопасности ликвидировали Абу Аишу, остальные, испугавшись, уехали из Ирана. Затем часть их вернулась и осуществила вчерашние атаки», — заявляет министерство. Также была задержана женщина, которая помогала террористам. «Она оказывала помощь другим, направляла их на задания после начала нападений», — заявил агентству Mehr член комитета по нацбезопасности парламента Ирана Мохаммад Джавад Джамлати. По его словам, задержанная — из южных регионов страны.

При этом власти так и не сообщили точное число подозреваемых. Что уже не позволяет исключать, что власти Ирана устроят в стране впечатляющую «охоту на ведьм», прежде всего среди суннитского меньшинства. Тем более что властям ИРИ уже приходилось сталкиваться с террористическими атаками со стороны группировок, действующих в том же Белуджистан.

Еще раньше, передает Newsru, власти Ирана обвинили руководство Саудовской Аравии в причастности к двойному теракту в Тегеране, о чем также проинформировало агентство Reuters со ссылкой на заместителя командующего иранской армией генерала Хоссейна Салами.

«Эта террористическая атака произошла всего спустя неделю после встречи американского президента Дональда Трампа и ретроградных лидеров Саудовской Аравии, которые поддерживают террористов. Тот факт, что «Исламское государство» взяло ответственность, доказывает, что они были причастны к этому жестокому нападению», — заявил он.

При этом Салами заверил, что Иран отомстит за нападения в Тегеране «террористам и тем, кто с ними связан и поддерживает их». Другой вопрос, что Ирану, по всей видимости, так и не удалось добиться того чтобы страну считали жертвой терроризма, а не его спонсором. Министр иностранных дел Ирана в своем микроблоге в TwitterМохаммад Джавад Зариф назвал соболезнование президента США Дональда Трампа по терактам в Тегеране «противоречивым».

«Противоречивое заявление Белого дома и санкции сената [прозвучали] в то время, когда иранцы боролись с терроризмом, который поддерживают клиенты США. Иранский народ отвергает такие заверения в дружбе от США», — написал он.

7 июня, Дональд Трамп в своем соболезновании заявил, что Иран является и спонсором, и жертвой терроризма. «Мы подчеркиваем, что государства, которые поддерживают терроризм, рискуют пасть жертвой зла, которое они продвигают», — заявил Трамп, напоминает РБК. Впрочем, решатся ли в Тегеране на военный удар п саудовской Аравии — вопрос как минимум спорный. Тем более что в этом случае Эр-Рияд не без оснований сможет рассчитывать на военную поддержку США.

В Иране, судя по многим признакам, делали серьезную ставку на помощь РФ. Еще за несколько дней до терактов председатель Высшего совета безопасности Ирана Али Шамхани заявил, что в последние два года Иран и РФ начали новую эру в отношениях двух стран, следует из его речи, цитируемой иранским Азиатским исследовательским институтом. «Союз Ирана, России, Сирии, Ирака и движения «Хизбалла» способен изменить баланс сил в регионе. Москва и Тегеран за последние два года, особенно после снятия с Ирана экономических санкций, начали новую эру в двусторонних отношениях и сотрудничестве», — говорится в речи Шамхани, которую цитирует SalamNews со ссылкой на РИА «Новости».

«Сотрудничество России и Ирана укрепилось за последние два года, особенно в плане сирийского кризиса, также усилилось военное сотрудничество», — заявил Шамхани. Только вот на нынешнем фоне Москве вряд ли захочется расписываться в поддержке Ирана и «Хезболлах». «В нынешней обстановке такое заявление может сослужить Москве плохую службу, дав в руки ее недоброжелателям основания для выдвижения новых обвинений против нашей страны» — опасается портал «Правда.ру».

Напомнив, что «совсем недавно, в ходе визита президента США в Эр-Рияд, Трамп назвал «Хезболлу» в числе четырех террористических организаций, борьба против которых является приоритетом для Америки и должна стать приоритетом для ее союзников.

Помимо «Хезболлы» в список входят ИГИЛ* и «Аль-Каида»*, а также ХАМАС», портал отмечает: «Своим заявлением о якобы существующем союзе России, Ирана, Сирии, Ирака и «Хезболлы», который к тому же «способен изменить баланс сил в регионе», Шамхани нанес удар по имиджу и интересам России. Он по сути создал новый предлог для обвинения нашей страны в стремлении дестабилизировать региональную ситуацию, причем чуть ли не под диктовку из Тегерана и в сговоре с проиранской террористической организацией. Истинные союзники так не поступают».

Только вот в США и без заявления Шамхани было предостаточно доказательств сотрудничества РФ с «Хезболлах» в той же Сирии. Словом, чем бы ни закончился кризис в Заливе, Москва его уже проиграла.