За рубежом

«Немецкий счет» — для Турции или НАТО?

turkey-baza-incirlik-natoНУРАНИ

Мировые СМИ продолжают отслеживать «ссору» между Берлином и Анкарой, но острота интереса уже явно потеряна. Тем не менее, «переезд» бундесвера с турецкой базы «Инджирлик», по всей видимости, в Иорданию — если и не свершившийся факт, то уже решенный вопрос.

Впрочем, расскажем по порядку. 5 июня в Анкару прибыл глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль. Предполагалось, что он договорится о визите на базу «Инджирлик», где расквартированы, в числе прочего, немецкие самолеты «Торнадо», депутатов бундестага. Но…

Здесь, пожалуй, нужно напомнить: отношения Берлина и Анкары накалялись уже давно. Весной 2016 года бундестаг принял «армянскую резолюцию», что вызвало в Анкаре понятное возмущение. Затем в Турции по обвинению в связях с террорстической группировкой РКК был арестован немецкий журналист турецкого, вернее, курдского происхождения Д.Юджель, и власти ФРГ, невзирая на все аргументы турецкой стороны и такую «мелочь», как суверенитет страны, в ультимативном тоне требовали его освобождения.

В Германии попросили (и получили) убежище 450 турецких военнослужащих, обвиненных на родине в связях с Фетхуллахом Гюленом и причастности к инициированной им попытке военного переворота. Наконец, ситуацию до предела накалило и поведение властей ФРГ накануне апрельского референдума о внесении поправок в турецкую конституцию, который состоялся 16 апреля. Накануне референдума власти ФРГ всячески чинили препятствия членам команды Эрдогана для агитации среди обладателей двойного гражданства — немецкого и турецкого.

При этом противники Эрдогана, включая даже активистов политического крыла РКК, агитировали вполне свободно. Теперь российский телеканал «Вести» старательно приводит хронику «обмена любезностями»: «Германия признает геноцид армян — в Турции по обвинению в терроризме арестовывают немецких журналистов, в Германии комики оскорбляют Эрдогана — Эрдоган называет Германию нацистской». Теперь процесс достиг своей кульминации. На днях Турцию посетил глава МИД Германии Зигмар Габриэль.

Многие эксперты были уверены: теперь, когда турецкий референдум позади, Анкара и Берлин договорятся. Но этого не произошло: днем ранее власти Турции не дали разрешения немецким парламентариям на посещение «Инджирлика». Причем в СМИ проскальзывала информация: визит состоится, если в составе делегации не будет наиболее рьяных противников Турции в Германии. Но, судя по всему, в ФРГ такую уступку посчитали излишней. В результате визит Габриэля закончился оглушительным провалом.

Власти Германии огорчены действиями Турции, которая запретила депутатам бундестага посетить авиабазу «Инджирлик», и надеются на разрешение ситуации, вынужденно цедил глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль на совместной пресс-конференции со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу, передает РИА «Новости». «Мы поняли, что Турция не хочет сейчас ставить этот вопрос (о посещении «Инджирлика») на повестку дня, я этим огорчен и связываю такое решение с внутренней политикой Анкары. У нас нет пока четкого плана по поводу «Инджирлика». Мы обсудим это еще раз и поделимся нашими рассуждениями с турецкой стороной. В любом случае мы хотим решить эту проблему в мирном ключе», — констатировал Габриэль в Анкаре, добавив, что Германия рассматривает предложение турецкой стороны немецким депутатам посетить авиабазу в Конье как «позитивное развитие ситуации», после чего надеется на получение разрешения на посещение базы «Инджирлик».

Приводит РИА «Новости» комментарий Габриэля и по поводу разыскиваемых за терроризм на своей родине граждан Турции. По словам главы МИД ФРГ, подобные шаги — это не «акт против Турции», а следование немецкому законодательству. «Мы не можем относиться к этим 450 (беженцам — ред.) из Турции как к любым другим, которые запрашивают убежище в Германии», — добавил глава немецкого МИД. А вот дальше события начали развиваться по неожиданному сценарию. После переговоров с Чавушоглу предполагалось, что Габриэль проведет встречу с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и премьер-министром Бинали Йылдырымом.

Встреча с Эрдоганом состоялась и прошла за закрытыми дверями. А вот переговоры с Йылдырымом были отменены — по официальной версии, из-за слишком плотного рабочего графика премьера. После этого в Берлине заговорили о выводе своего контингента с базы «Инджирлик» как о решенном вопросе. «Учитывая то, что правительство Турции отказывается предоставить доступ депутатам немецкого парламента, правительство приняло решение переместить свои вооруженные силы с базы «Инджирлик» в Иорданию», — заявила министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен.

Правда, это не полный разрыв: «Нам нужно продолжать переговоры с Турцией. У нас есть большой круг общих интересов и тесные экономические связи, так что переговоры нам крайне необходимы», — заявила канцлер Ангела Меркель. Конечно, есть версия, что в Германии взяли верх «предвыборные страсти»: публично уступить Турции для немецких политиков значит потерять лицо, В России — и не только России — уже заговорили о серьезном «расколе в НАТО». По мнению Spiegel, на который ссылаются «Вести», это больше, чем очередной тупик в двусторонних отношениях — это новая встряска для НАТО.

«Для отношений Германии и Турции ситуация вокруг «Инджирлик» ничего хорошего не обещает, а для НАТО спор еще хуже. Альянс столкнулся с двойным кризисом. С одной стороны, это отчуждение Турции. С другой — национальный эгоизм Дональда Трампа, который оставляет сомнения касательно готовности США придерживаться принципов коллективной безопасности. Нынешний кризис может поставить под вопрос существование альянса», — полагает немецкий еженедельник.

Понятно, впрочем, и другое. Раскол в НАТО — это, как известно, «голубая мечта» российских «державников» нескольких поколений, а президент РФ Владимир Путин на форуме в Санкт-Петербурге «озвучил» ее весьма недвусмысленно.

В том, что обвинят в этом расколе именно «мусульманскую» Турцию, а не Германию, российские стратеги, похоже, не сомневаются. Более того, известно и другое: в Москве делали и делают серьезную ставку на то, чтобы лишить Турцию поддержки партнеров по НАТО — а там уже можно будет стряхивать пыль с давних стратегических планов прорыва к Босфору и Дарданеллам.

Начистоту говоря, и усиление военного присутствия РФ в Сирии, и «закачка» все новых партий оружия в Армению, и тем более аннексия Крыма, и репрессии против крымских татар полностью укладываются в «турецкую», точнее, в антитурецкую стратегию Москвы.

Наконец, журнал Spiegel в свое время печально прославился тем, что публиковал речи Брежнева и тиражировал самые фантастические измышления российского Агитпропа во время агрессии против Грузии в 2008 году. Так что стоит ли воспринимать его оценки как истину в последней инстанции -вопрос открытый. И здесь уже не кажется случайным, что кризис в отношениях с Турцией разразился именно у Германии — страны, где позиции РФ благодаря «газпромовскому лобби» наиболее сильны.

И уж тут кажется далеко не случайным, что точно так же, как и во время кампании «черного пиара» против Азербайджана в 2012 году, особое рвение в которой проявляли опять-таки немецкие политики, Турцию обвиняют прежде всего в «нарушении прав человека». Тем более, что обвинения эти весьма «удобные» — они не требуют внятных доказательств и рассчитаны исключительно на эмоциональную реакцию. Вопрос, однако, в том, что в действительности все может оказаться не совсем так, точнее, совсем не так. Формально операция, в которой задействованы немецкие военнослужащие на базе «Инджирлик», проводится не в рамках НАТО.

Более того, нелишне вспомнить: еще несколько недель назад, в середине мая, генсек НАТО Йенс Столтенберг весьма четко заявил, что разногласия Турции и Германии по вопросу авиабазы «Инджирлик» являются проблемой двух стран и никак не влияют на деятельность НАТО.

И самое главное, «постулат», что ответственность за нынешний кризис несет исключительно Анкара, как минимум, небесспорный: ситуацию планомерно накаляли с немецкой стороны. Наконец, в ноябре 2016 года в немецкой политической «тусовке» пусть не на официальном уровне, но весьма отчетливо «обкатывали» идею: дескать, Турцию, которая «не разделяет демократических ценностей», необходимо вообще исключить из НАТО.

Столтенбергу тогда пришлось выступать с официальными опровержениями.

Показательный диалог состоялся у генсека НАТО и в ходе передачи Conflict Zone на немецком же канале DW. Где журналист с видом владельца монополии на истину в последней инстанции, предложив поговорить о «ценностях НАТО», заявил: «Давайте начистоту — вы считаете, что разделяете общие ценности с Турцией? Страной, которая только что нанесла мощный удар по свободе слова, сочинила целую историю с обвинениями против писателей, ученых и офицеров. Идут массовые аресты судей, прокуроров, полицейских, всех, кто когда-то вел расследования в отношении деятельности государства. И вы разделяете ценности с руководством этой страны?» Столтенберг напомнил: «Турция — ключевой партнер НАТО по ряду причин».

Когда же журналист заявил, что «у них же нет демократии. Они, похоже, сейчас упекают за решетку любого, кто критически смотрит на руководство страны», — генсек альянса напомнил: «Турция пережила попытку государственного переворота в июле, и, конечно, у них есть право вести уголовное преследование тех, кто несет за это ответственность». Журналист поинтересовался: «Вы мне хотите сказать, что никакого беспокойства о соблюдении прав человека в Турции у вас нет совсем? Вы просто закрываете на это глаза?» На что генсек альянса ответил: «Я рассказываю вам о том, что предшествовало происходящему в Турции сейчас».

Наконец, есть и еще одна сторона вопроса. В 2003 году Германия — вместе с Францией — с «подачи» России отказалась поддержать вторую войну в Заливе, инициированную США. Дошло до того, что тогдашний канцлер ФРГ Герхард Шредер и президент Франции Жак Ширак отправились в гости к главе РФ Владимиру Путину, где и выступили с совместным заявлением против США.

По мнению большинства экспертов, именно тогда опасность раскола НАТО была наиболее серьезной, и здесь уж Турция точно была ни при чем. Да и тот факт, что Германия со своей мощнейшей экономикой все еще не довела свои военные расходы до 2% ВВП, как это предусматривает Североатлантический договор, тоже говорит о многом, так что «немецкий счет» за базу «Инджерлик» может быть предъявлен не только и не столько Турции, сколько самой Германии. Которая слишком часто играет в «российской» команде.