За рубежом, Эхо

В Армении разгорается «война кланов»

НУРАНИ

В Армении — очередной виток «клановой войны». По сведениям газеты «Грапарак», близкие и родственники бывшего премьер-министра Армении Овика Абраамяна по очереди покидают страну.

Так, директор принадлежащей Абраамяну ООО «Мхчян фиш» Амбик Геворкян сообщил корреспонденту газеты «Грапарак», что он более не является директором данной компании и переезжает в Англию на постоянное место жительства.

«Он подтвердил сведения газеты, что недавно в РФ переехал брат экс-премьера — Джоник Абраамян», — пишет издание, отмечая: по словам Амбика Геворкяна, причина переезда родных Абраамяна не является политической. Впрочем, после своей отставки Овик Абраамян и так уже считался «проигравшим».

А так как в Армении успешным может быть только бизнес, имеющий неплохое прикрытие во власти, то после того, как Овик Абраамян покинул пост премьер-министра, судьба его, скажем так, «семейного бизнеса» была предрешена, так что отъезд его ближайших родственников за пределы Армении — это, скажем так, «ожидаемая сенсация».

Зато куда более впечатляющую «информационную бомбу» взорвала ереванская «Жоховурд»: по ее сведениям, премьер-министр Армении Карен Карапетян дважды пытался представить заявление об отставке. Однако, как пишет издание, президент РА Серж Саргсян отказался принимать отставку К.Карапетяна и уговорил его продолжить работу на посту главы правительства, сообщает «Панорама».

Как утверждают источники газеты «Жоховурд», Карен Карапетян не останется на посту премьер-министра Армении надолго, и Республиканская партия Армении постепенно подготавливает общественность к смене премьера и последующему назначению на эту должность Сержа Саргсяна.

«Не случайно, что накануне вице-спикер Национального собрания Армении, пресс-секретарь РПА Эдуард Шармазанов заявил, что по итогам парламентских выборов народ до 2022 года дал право формировать правительство и назначать премьер-министра РПА, добавив: «Это парламентская система, а не премьерская, где лидерство не за премьер-министром, а за политической командой, на которой лежит ответственность», — отмечает «Жоховурд». Названо имя и будущего президента Армении.

Как пишет еще одно издание — «Жаманак», президент Армении Серж Саргсян рассматривает вариант передачи президентского кресла в 2018 году председателю Конституционного суда Гагику Арутюняну. Он, напоминают в Ереване, оказал неоценимую услугу Роберту Кочаряну и Сержу Саргсяну в 2004 и 2008 годах, а еще внес весомый вклад в фонд «Айастан». Таким образом, в следующем году, когда Гагику Арутюняну исполнится 70 лет и он должен будет оставить должность председателя Конституционного суда, Серж Саргсян предложит ему занять президентское кресло.

По всей видимости, Гагик Арутюнян — единственный, кого Национальное собрание без проблем изберет на этот пост», заключает газета. К тому же нетрудно догадаться: Гагик Арутюнян — фигура весьма «удобная». Он не попытается претендовать на первую роль, хоть и будет именоваться главой государства, не станет строить далеко идущих собственных политических планов. Другое дело, насколько этот вариант вообще реален.

Эксперты между тем напоминают: еще недавно в Ереване едва ли не как о свершившемся факте говорили о том, что после того, как конституционные изменения вступят в силу, и самым влиятельным человеком в Армении будет жена президента, а премьер, Карен Вильгельмович Карапетян, сохранив пост главы правительства, станет «первым лицом» в стране. Более того, «по умолчанию» считалось, что именно Карена Карапетяна поддерживает на армянском «политическом поле» Москва: ведь он до своего назначения на пост главы правительства Армении занимал не последний по важности пост в иерархии «Газпрома».

И вдруг — слухи об отставке? Конечно, столь сенсационную «утечку» попытались опровергнуть. Президент Армении Серж Саргсян собственной персоной заявил журналистам: каких-либо причин для отставки премьер-министра Карена Карапетяна нет, а периодические публикации в прессе о конфликте внутри власти, неких противоречиях не соответствуют действительности. «Мы на уровне власти и правящей партии очень хорошо знаем, кто является автором этих шоу, кто распространяет подобные небылицы. Мы понимаем также их мотивы, но никакого влияния на ситуацию они оказать не в состоянии», — уверял Саргсян.

Только вот получилось это у него как-то…неубедительно. «Власти Армении абсолютно не чувствительны к публикациям прессы, и в этом случае оперативная реакция Сержа Саргсяна вызвала больше сомнений, нежели развеяла их. Или же утверждается очередное внутривластное «затишье перед боями» — опять же подтверждая существование конфликта» — резонно замечает «Первый информационный». Наконец, известно и другое: громко анонсированные премьер-министром экономические реформы забуксовали.

К тому же в Армении в очередной раз заговорили о «бегстве капитала». Судя по нынешним цифрам, обещанные премьер-министром инвестиции в размере 850 млн. долларов вряд ли будут осуществлены в течение этого года, однако, учитывая имеющуюся динамику, возможно будет обеспечить 70%-ное исполнение этого показателя, робко выразил надежды в беседе с Tert.am экономист Карлен Хачатрян.

Как пояснило агентство, согласно официальным показателям, по сравнению с первым кварталом прошлого года, объем иностранных инвестиций в Армению за аналогичный период сократился на 7,5 млрд. долларов. Однако премьер-министр Карен Карапетян заявлял на первоначальном этапе, что существуют утвержденные инвестиционные программы на 3,2 млрд. долларов, 830-850 млн. долларов из которых планируется инвестировать в 2017 году. Тем не менее, приток инвестиций в Армению за первые три месяцы 2017 года был намного меньше, нежели вывод средств.

А объем инвестиций из России в Армению с 12,7 млрд. снизился до 1,6 млрд. драмов. По мнению Карлена Хачатряна, сокращение инвестиций в Армению, по большей части, связано с избирательными процессами.

«В любом случае, предвыборный период как для внутренних, так и для иностранных инвесторов вызывает определенные ожидания, и они фактически ждут результатов голосования. В соответствии с этим решают, инвестировать или нет, или какого размера инвестиции осуществить. На снижение объемов инвестиций существенное влияние оказало это обстоятельство», — пояснил экономист.

Что касается сокращения объемов инвестиций со стороны основного инвестора Армении — России, то Хачатрян отметил, что именно по этой причине 25 марта было принято решение о создании «Клуба инвесторов Армении». По его словам, правительство провело в последнее время серьезные работы по улучшению инвестиционной среды и созданию удобных условий для бизнеса. В частности, были осуществлены некоторые шаги по пути смягчения налоговой бюрократии, устранения ненужных проверок и прочее.

А вот его коллега Ваагн Хачатрян в беседе с «Лрагир» был куда категоричнее: «В экономике это называется оттоком капитала, хотя нужно быть осторожными в подобных оценках. Я бы обратил внимание и на показатели ЦБ по трансфертам: как оказалось, из Армении в апреле утекли большие деньги. За все эти годы подобный отток в апреле никогда не фиксировался. Если ситуация в стране улучшилась, как нас пытаются убедить, то это в первую очередь должны ощутить граждане и экономика».

По его мнению, «отток капитала направлялся именно в Россию. Это значит, что представленные в Армении российские предприятия просто не имеют денег. Да и положение российских компаний, которые занимают почти весь рынок армянских телекоммуникаций, оставляет желать лучшего».

Сами по себе обещанные Карапетяном объемы инвестиций он назвал «смешными цифрами» и посоветовал вспомнить, что Грузия в нынешнем году привлекла полтора миллиарда инвестиций. Об Азербайджане Хачатрян предпочел не говорить, чтобы не сыпать соль на раны. И самое главное, как отметил экономист, «больше всего беспокоит то, что они всячески пытаются оправдать нынешнюю ситуацию. Но было бы лучше, если б они разъяснили, что происходит, даже если тренды негативные».

А вот здесь надо бы поподробнее. Причин для бегства капитала из Армении больше чем достаточно, от угрозы новой войны до отсутствия реальных перспектив для развития. Только вот столь резкий отток денег, причем, по всей видимости, российских, явно свидетельствует о начавшейся «перекройке влияния» в местных верхах. А это значит, что, кто бы ни победил в нынешней «войне кланов», Армения как страна ее уже проиграла.