За рубежом, Эхо

Тень малазийского «Боинга» над Карабахом

sergey-lavrovНУРАНИ

Глава МИД РФ Сергей Лавров сделал заявление по Карабаху. Выступая перед студентами Балтийского федерального университета им. И.Канта, министр выразил уверенность, что нагорно-карабахский конфликт может быть преодолен только посредством переговоров.

«Только договариваться, другого пути нет, — сказал он. — Договоренности за длительный период переговорного процесса, который принимал различные формы, много раз были близки, даже на расстоянии вытянутой руки, но потом срабатывал какой-то инстинкт недоверия то одной стороны, то другой, но надо работу продолжать». Глава российского внешнеполитического ведомства подчеркнул, что, несмотря на то, что в ходе переговоров уже выработан набор принципов, «необходимо согласовать целый ряд очень сложных деталей, которые затрагивают очень деликатные вопросы, в том числе внутриполитические вопросы».

Заявление это прозвучало как раз в те дни, когда в фокусе внимания политиков и экспертов Южного Кавказа — очередной визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Что они привезут в своем «портфеле», по понятным причинам, остается гадать: переговоры, как решили и участники, и посредники, должны оставаться конфиденциальными.

Это, конечно, уже далеко не первый визит посредников из Минской группы в регион. И все эти челночные поездки в последнее время проходили по одной и той же схеме: многообещающие заявления перед визитом, потом — сама поездка, включающая встречи «за закрытыми дверями» и — иногда — пресс-конференцию, где один из сопредседателей выступает с округло-обтекаемыми выражениями, подобранными так, чтобы и не раскрыть сути переговоров, и в то же время убедить аудиторию, что Минская группа не зря ест свой хлеб.

Только вот последние действия этой самой Минской группы могут наделать ой как много бед — и на самом Южном Кавказе, и далеко за его пределами. Речь идет о том самом последнем заявлении Минской группы, которое вызвало в Ереване немалое воодушевление. Напомним хронологию событий. 15 мая армянские оккупанты выводят на передовую линию фронта зенитно-ракетный комплекс «Оса». Учитывая, что он может представлять непосредственную угрозу летательным аппаратам, и военным, и гражданским, азербайджанские военные уничтожили установку одним прицельным ракетным ударом.

Минобороны Азербайджана разместило на своем сайте видеоролик, запечатлевший и удар по установке, и детонацию ее боезапаса. В Армении признали «частичное уничтожение» «Осы», а на следующий день устроили обстрел мирных азербайджанских сел на Тертерском и Агдамском направлении. Причем по ту сторону линии фронта прямо назвали свои удары «карательными».

И вот уже на этом фоне появилось заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ: «По информации, полученной из нескольких достоверных источников, 15 мая ВС Азербайджана нанесли ракетный удар по военной технике по ту сторону линии соприкосновения. Вечером 16 мая и 17 мая армянские ВС ответили огнем из минометов различного калибра. Эти действия обеих сторон являются существенным нарушением режима прекращения огня и вызывают тревогу».

Сопредседатели посчитали нужным добавить, что они «осуждают нарушения режима прекращения огня и призывают стороны принять все необходимые меры для предотвращения дальнейшей эскалации конфликта». В Азербайджане сей документ, напомним, жестко осудили.

Глава пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев напомнил, что «Вооруженные силы Азербайджанской Республики находятся на суверенных территориях Азербайджана и на фоне оккупации Арменией азербайджанских территорий обеспечивают оборону нашей страны и безопасность гражданского населения», и, «к сожалению, обеспокоенные нарушением режима прекращения огня сопредседатели Минской группы ОБСЕ в своем заявлении снова закрывают глаза на незаконное присутствие военной техники и личного состава ВС Армении на суверенных территориях Азербайджана».

Как подчеркнул тогда Гаджиев, «незаконное присутствие ВС Армении на оккупированных территориях Азербайджана является основной причиной роста напряженности на фронте и нарушения режима прекращения огня». «В переводе»: Минская группа выступила с очередным обтекаемым заявлением, притом, что ситуация в регионе требует куда более жестких формулировок в адрес Армении,

В Армении, однако, это заявление восприняли с небывалым энтузиазмом. Ереванские СМИ пестрели заголовками в стиле «Минская группа осудила Азербайджан!» Можно долго рассуждать о «национальных особенностях чтения» дипломатических документов, присущих Армении, и долго объяснять, что было в заявлении Минской группы, а что там увидели исключительно ереванские аналитики. Но важно другое. Речь идет о стране, которая продолжает оккупацию чужой территории и регулярно грозит «повторить» нечто подобное.

Более того, Армении в нынешней ситуации по сути дела не на что рассчитывать, кроме как на чужую, то есть российскую, военную силу. Тем более, что Россия накачала свой «форпост» оружием без всякой меры, создала с ней совместные группировки войск и т.д. Более того, в Армении уже понимают, что с точки зрения международного права Карабах — это территория Азербайджана. А значит, рассчитывать Ереван может исключительно на новые территориальные захваты, которые, как мечтают «стратеги» из ближнего круга Сержа Саргсяна, сделают Баку «посговорчивее».

Правда, в апреле прошлого года такая попытка закончилась для Армении не лучшим образом, но теперь, на фоне новых «оружейных подарков» из России, здесь, судя по всему, готовы рискнуть еще раз. Наконец, не следует забывать, что есть и такой классический дипломатический пример. 25 июля 1990 года Саддам Хусейн принял посла США в Ираке Эйприл Глэспи.

На переговорах обсуждались отношения Ирака и Кувейта, которые к этому моменту не на шутку накалились. У Ирака накопился серьезный долг Кувейту, который в Багдаде не хотели выплачивать. Соседнему эмирату предъявили территориальные претензии, Кувейт обвинили в «воровстве нефти».

На этом фоне Саддам Хусейн решил прозондировать позицию Вашингтона. И госпожа Глэспи заявила нечто похожее на призывы Минской группы: «У меня есть прямая инструкция президента — добиваться улучшения отношений с Ираком. У нас нет точки зрения на межарабские конфликты, такие, как ваш пограничный спор с Кувейтом… Эта тема не связана с Америкой», — заявила она. По замыслу Вашингтона, это должно было означать «договоритесь сами, а мы примем любой результат».

Но Саддам Хусейн решил, что ему предоставлен «карт-бланш», после чего Кувейт был оккупирован, а затем объявлен 19-й провинцией Ирака. Какие выводы сделают из заявления Минской группы в Армении, можно догадаться. Но это еще не все. Так уж совпало: как раз накануне визита в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ международная расследовательская группа Bellingcat опубликовала новые материалы, касающиеся гибели «Боинга» компании Malaysia Airlines, выполнявшего рейс из Амстердама в Куала-Лумпур 17 июля 2014 года и сбитого в окрестностях Донецка.

Группа вновь подтвердила, что «Бук», из которого, как предполагается, был сбит малайзийский «Боинг» над Донбассом, был приписан к российской зенитно-ракетной бригаде. Исследователи обнаружили фотографию комплекса, сделанную как раз перед передислокацией из России в Украину. О том, что это именно тот «Бук», из которого, по версии Bellingcat, был сбит пассажирский «Боинг», свидетельствуют транспортные марки, отметки габарита погрузки и белые цифры номера. Они находятся на том же месте, что и на фотографиях и видео «Бука», когда он был в России и в Украине в июне-июле 2014 года, говорится в расследовании.

Изображенный на фото мужчина, который, как выяснил РБК, занимается ремонтом военной техники, подтвердил подлинность снимка. На фотографии также виден розовый контейнер для перевозки ракеты 3М8 ЗРК «Круг». Этот же контейнер журналисты нашли на другом снимке, сделанном курсантом во дворе 53-й российской зенитно-ракетной бригады в районе Курска. Спутниковые снимки подтвердили геолокацию фото. Москва, разумеется, продолжает все отрицать, только вот факты — вещь упрямая.

И свидетельствуют они не только, вернее, не столько о причастности России к гибели гражданского лайнера, но и о той опасности, которую несут «дальнобойние» средства ПВО в распоряжении разного рода марионеточных режимов, созданных на чужих оккупированных землях и действующих в неправовом пространстве. «Оса» по своим техническим возможностям, конечно, не «Бук», но именно из такого ЗРК был в 1994 году сбит иранский «Геркулес», перевозивший из Москвы в Тегеран членов семей иранских дипломатов.

Плюс ко всему есть и еще одна сторона вопроса. И здесь тоже необходима небольшая ретроспектива. 22 мая 2017 года, через несколько дней после удара по ЗРК «Оса» в Карабахе, агентство Reuters с тревогой сообщило: Венесуэла обладает 5 тыс. ПЗРК «Игла- С» российского производства, и теперь в США опасаются, что на фоне нестабильной внутриполитической ситуации в латиноамериканской стране это оружие может попасть не в те руки. «Риск крайне реален и серьезен…для Южной Америки и Центральной Америки вдобавок к самой Венесуэле, — заявил глава ЦРУ Майк Помпео. — Ситуация в Венесуэле продолжает деградировать».

В США уже давно обвиняют Венесуэлу в связях с вооруженными группировками, такими, как колумбийская ФАРК и ливанская «Хезболлах», и поставках им оружия. А ПЗРК, напомним, называют «идеальным оружием террористов»: они небольшие, сравнительно простые в использовании и представляют реальную угрозу для гражданских авиалайнеров, особенно в момент взлета и посадки.

А тем временем Россия поставила в Армению большое количество своих новейших переносных зенитно-ракетных комплексов «Верба».

И если принять во внимание разветвленные связи Армении с террористическими группировками, включая и присягнувших на верность ИГ северокавказских боевиков, то здесь опасений, что новейшие ЗРК могут попасть не в те руки, вряд ли меньше, чем в Венесуэле. Вопрос только в том, что Минская группа вряд ли обратит внимание на эти неудобные реалии карабахского конфликта.