За рубежом, Эхо

«Сезон полевых командиров» в Армении

НУРАНИ

Так распорядилась история: 28 мая 1918 года была провозглашена независимость и Азербайджана, и Армении. Этому решению и предшествовали переговоры, в ходе которых в обмен на отказ от территориальных претензий к Азербайджану Армения получила свою нынешнюю столицу — Иреван (сегодня Ереван).

Другое дело, что если в Азербайджане 28 мая — это день основания первой на мусульманском Востоке светской демократической республики, дата исторического выбора азербайджанского народа в пользу создания независимого, светского, демократического государства, то для Армении эта дата явно неудобная. С одной стороны, отменить дату, внесенную в «праздничный календарь» в 1991 году, означает признать, что от независимости Армении сегодня остались одни воспоминания.

С другой, продолжать праздновать, как ни в чем не бывало, тоже невозможно. Армения находится в тотальной зависимости от РФ, и там такие празднества могут превратно истолковать.

В результате нынешнее руководство Армении, скажем так, «откорректировало» историческую дату и отмечает 28 мая не независимость первой армянской республики, а…годовщину боев в Сардарабаде, переименованном в «Сардарапат».

«Новая независимая Армения родилась под ливнем залпов Первой мировой войны. Мы каждый год, как клятву верности, повторяем одну простую истину: не будь 28 мая 1918 года, не было бы Советской Армении и не было бы сегодняшней Республики Армения», — разглагольствовал президент Армении Серж Саргсян, который закончил свою речь вполне ожидаемым лозунгом: «Вновь поздравляю всех нас с этим величайшим праздником. Желаю мира и творческого труда во имя прогресса и благоденствия нашей страны».

Правда, в реальности до «мира, прогресса и благоденствия» сегодняшней Армении, увы и ах, дальше, чем до Луны. От независимости остались лишь внешние атрибуты.

А в реальности — продолжающийся экономический спад, миграция, бедность, угроза новой войны, которая никуда не исчезнет, пока продолжается оккупация азербайджанских территорий, и расклад сил здесь явно не в пользу Армении, что, начистоту говоря, подтвердил не кто иной, как начальник Главного штаба Вооруженных сил Армении, генерал лейтенант Мовсес Акопян.

Нет, конечно, он хотел, как лучше. И старательно твердил в микрофон: дескать, «хотя и есть определенная напряженность, однако это не вызывает нашу озабоченность, и Вооруженные силы уверенно контролируют ситуацию на линии соприкосновения». Затем нечаянно «подставил подножку» российской дипломатии в регионе, некстати разоткровенничавшись о деталях военного сотрудничества между Арменией и Россией. Подразделения армянских ВС, входящие в КСОР, получат новую технику в рамках переоснащения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, заверил начальник Генштаба Мовсес Акопян, отвечая на вопрос Sputnik Армения в ходе встречи с журналистами в рамках семинара «Военная журналистика».

«Армения обеспечивает свою безопасность как за счет повышения боеспособности своих ВС, так и в рамках международных и двусторонних договоров. Создание КСОР на территории Армении является одним из гарантий безопасности Армении», — сказал Акопян.

По его словам, переоснащение КСОР современным оружием осуществляется в рамках соглашения между Россией и Арменией. «Часть оружия, предназначенная для армянских сил КСОР, будет у ВС Армении, а часть, которая предназначена для российских сил, — на 102-й российской военной базе», — сказал Акопян. Начальник Генштаба отметил, что переоснащение будет финансироваться из общего бюджета ОДКБ.

Остальное вооружение Армения приобретает за свой счет и в рамках двусторонних договоров. Ранее директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Дмитрий Шугаев сказал, что Россия в 2017 году продолжит поставки военной продукции в Армению. Это, прежде всего, авиационная техника, в частности, вертолеты, системы противовоздушной обороны и бронированные транспортные средства.

При этом заместитель генсекретаря ОДКБ Валерий Семериков сказал, что реализация плана по оснащению национальных контингентов КСОР ОДКБ вооружением, передаваемым на безвозмездной основе, может возобновиться в ближайшие годы. Но тут же сделал куда более показательное заявление. Как заявил господин Акопян, отныне сводки о положении на линии фронта будут не ежедневными, а еженедельными.

Оказывается, сообщения «армии обороны Карабаха», как в Ереване официально именуют свои оккупационные силы на азербайджанских землях, о ночной активности со стороны противника могут быть использованы в военных целях. «Постоянные сообщения со стороны Армии обороны содержат определенную секретность. Сколько стреляли, откуда, из какого оружия — все это содержит элементы секретности», — цитируют Акопяна журналисты.

Дескать, с помощью этих сообщений противник оценивает точность стрельбы снайперов, артиллерии и т.д. Затем заверил: «Вся информация, связанная со здоровьем, состоянием солдат, будет сообщаться (случаи ранения, смерти). Однако не будет указываться место инцидента. Это решение является моей инициативой», — сказал Акопян.

Потом пустил в ход еще один «неотразимый аргумент»: дескать, подобные сообщения влияют на уровень инвестиционной привлекательности. «Любой потенциальный инвестор является также разведчиком, который исследует ситуацию. Когда он видит, что в стране «война», то отказывается от инвестиций», — пояснил начальник генштаба.

И вообще, по его словам, в Интернете много утрированной информации об армии. Теоретически, конечно, можно поверить, что в армии вообще любят секретность, и из регулярных военных сводок зловредные азербайджанские разведчики выуживали сногсшибательную информацию. Только вот в реальности все куда проще и прозаичнее. Расклад сил на линии фронта изменился не в пользу Армении, и это проявилось не только во время апрельских боев. «Пробы сил» и перестрелки на линии фронта происходят постоянно, и теперь уже азербайджанская армия «отвечает» на армянские провокации куда жестче и точнее, чем этого ждали в Ереване.

И можно представить себе, как эти сообщения подтачивают позиции властей Армении, чья популярность и поддержка и так оставляют желать лучшего. Но даже не это самое страшное для Сержа Саргсяна и его «ближнего круга». Куда опаснее, что политическая борьба в Армении окончательно сворачивает на силовой путь. А в политике начинается этакий «сезон полевых командиров».

Как еще неделю назад сообщал Tert.am, в Армению возвратился бывший министр обороны Сейран Оганян, который, как утверждали многие, покинул страну после поражения на парламентских выборах.

Его супруга Рузанна Хачатрян сообщила: «Не хочу делать заявления сама, как и каждый обеспокоенный о будущем гражданин нашей страны, Сейран Оганян выскажет свое мнение. Скажу только, что у него нормальные, человеческие отношения со всеми партиями, со всеми важными чиновниками страны. Считаю важным сказать это. Все общаются друг с другом, независимо от того, какого мнения придерживаются относительно будущего (модели управления). И не думаю, что эти отношения когда-нибудь станут вражескими».

Одновременно в фокусе внимания СМИ оказался еще один персонаж — Рустам Гаспарян, очередной участник, вернее, соучастник первой волны агрессии Армении против Азербайджана, который основал свою организацию «ветеранов» под претенциозным названием «Черная пантера». Правда, сам он заявляет, что политика — «это ложь» и т.д., но вряд ли Гаспарян создал свою организацию только для того, чтобы ее участники собирались и делились воспоминаниями давно минувших дней. Важно другое: судя по многим косвенным признакам, многие политические партии Армении планируют обзавестись этакими «вооруженными крыльями».

Заруи Постанджян открыто пользуется поддержкой «Учредительного парламента» и оставшихся на свободе боевиков «Сасна тсрер», о намерении создать свои вооруженные отряды, правда, под жиденьким «соусом» отправки добровольцев на линию фронта, заявили дашнаки, и на этом фоне политики ищут для себя вооруженных сторонников, бывшие «полевые командиры» просто ждут, кто предложит им наилучшие условия…а в «ближнем кругу» Сержа Саргсяна уже испытывают опасения по поводу лояльности собственных «силовых структур», где найдутся сторонники и Сейрана Оганяна, и Левона Тер-Петросяна, и, возможно даже, «Сасна тсрер». Со всеми, как говорится, вытекающими.