За рубежом

«Турецкий гамбит»: новое прочтение

НУРАНИ

Региональные СМИ обсуждают очередную «религиозную новость» с политическим подтекстом. Занимавший с 2008 года пост местоблюстителя Константинопольского патриарха ААЦ архиепископ Арам Атешян 24 мая подал в отставку, передает «Голос Армении».

Как сообщает Lragir.am со ссылкой на стамбульскую армяноязычную газету «Акос», тем самым дан старт процессу выборов местоблюстителя. Патриарх Константинопольский Месроп Мутафян, которого избирают пожизненно, находится в коме с 2008 года и не может выполнять свои полномочия. Вместо него эти полномочия выполнял Атешян, которого в свое время выбрали и община, и государство.

Но, как продолжает «Голос Армении», «с некоторых пор армяская община Стамбула добивалась новых выборов, желая избрать человека, которого назначило не государство. Выборы состоялись 15 марта, и был избран архиепископ Гарегин Бекчян. Однако стамбульский муниципалитет неожиданно вмешался, заявив о нелегитимности выборов.

Арам Атешян заявил, что не покинет своего места. Армянская община объявила бойкот архиепископу, отказываясь посещать литургии, отслуженные Атешяном, и требуя его отставки». И вот, наконец, Атешяна вынудили подать в отставку, и теперь его место готовится занять архиепископ Гарегин Бекчян, до недавнего времени — глава епархии армянской церкви в Германии.

При этом вряд ли имеет смысл напоминать: сам факт существования в Турции армянской общины, с собственным патриархом, с церквями, школами, газетами, депутатами парламента — уже впечатляющий аргумент против мифа о «геноциде армян». И тем соблазнительнее для апологетов этого мифа взвинтить напряженность вокруг армянской общины Турции. И Месропу Муфатяну, и Араму Атешяну удавалось «удерживать ситуацию» и после убийства Гранта Динка, и на фоне провокационного поведения властей нынешней Армении. Теперь во главе

Константинопольского патриархата встает уже Гарегин Бекчян, и какой окажется его политика — вопрос открытый. Тем более, что попытки взвинтить напряженность уже предпринимаются. Во всяком случае, ереванский «Первый информационный» сообщает: депутат парламента Турции армянского происхождения Каро Пайлан дал интервью канадско-армянскому изданию Horizon.

«В детстве я часто бывал в разных городах Турции. Когда люди узнавали, что я армянин, начинали шептать о своих армянских предках или о том, что их деревня была исламизирована. О своем армянском происхождении в Турции люди начали говорить лишь после появления Гранта Динка», — сказал Пайлан.

Затем принялся уверять: многие армяне в Турции по сей день боятся вслух говорить о своем происхождении и не желают обсуждать вопрос «геноцида». После чего заявил, что, дескать, молчание армян в Турции не обеспечит им безопасность, многие жертвы «геноцида» также были молчаливыми. А депутаты парламента Армении на своем заседании минутой молчания почтили память жертв «геноцида понтийских греков». Предложение внес пресс-секретарь Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов.

Наконец, нельзя не заметить: «мышиная возня» вокруг армян Турции разворачивается на фоне как минимум неоднозначного развития событий между Анкарой и Москвой. Да, внешне между Россией и Турцией все великолепно. Кризис, возникший после того, как ВВС Турции сбили залетевший в турецкое воздушное пространство российский бомбардировщик, преодолен. На днях Москва и Анкара официально объявили, что отменены и существовавшие между двумя странами торговые ограничения. Однако Россия, по многим сообщениям, сохранила запрет на импорт турецких томатов, а это весьма чувствительный вопрос для Анкары.

В ответ Турция ввела ограничения на экспорт из России пшеницы и подсолнечного масла. Возможно, это еще не санкции и не «торговая война». Однако эксперты предупреждают: в России торговые ограничения почти всегда сопряжены с политическими разногласиями. И тут нельзя не заметить, что, несмотря на все заверения в дружбе, Москве и Анкаре не удалось сблизить позиции ни по Сирии, ни по Украине. И вряд ли стоит напоминать: Москва в своей истории не раз разыгрывала против Турции «армянскую карту».

Показательно, что после того, как в турецком городе Ардаган при строительных работах обнаружили гроб с телом русского офицера, популярная «Газета.ру» обратилась за комментариями к ереванскому историку Ваагну Крбекяну. Который принялся рассуждать о войне России и Турции 1877-1878 годов и вполне предсказуемо уверял, будто бы на территориях, которые тогда Россия захватила у Османской империи, основное население составляли армяне.

Вопрос не в том, что подобные бредни по-прежнему повторяют в Ереване, — важно, что именно к ереванским историкам обращаются за комментариями по столь чувствительным вопросам московские издания. Наконец, нельзя не заметить и другого. Попытки спровоцировать напряженность вокруг турецкой общины предпринимаются в то время, когда, по мнению московских аналитиков, вновь «натянулись» отношения Турции с ее западными партнерами.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган находится в Брюсселе — в рамках своего участия в саммите НАТО. Как передает 1news.az со ссылкой на Anadolu, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретился в Брюсселе с председателем Европейского совета Дональдом Туском и главой Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером. Встреча прошла за закрытыми дверями и длилась около часа, сообщает Anadolu.

Стороны обсудили отношения Турции и ЕС и шаги, которые могут быть предприняты в будущем в этой сфере. В рамках визита в Брюссель президент Эрдоган также встретился с главой Европарламента Антонио Таяни. Встреча эта, подчеркивают эксперты, прошла на непростом фоне. Евроинтеграция Турции вновь «затормозилась», и в Анкаре открыто заявляют, что не намерены бесконечно «ждать в передней». Кроме того, серьезной проблемой во взаимоотношениях с западными, прежде всего европейскими, партнерами остается противостояние террору.

Панацеей от терроризма, безусловно, является солидарность на международном уровне, заявил президент Турции на брифинге перед визитом в Брюссель для участия в саммите НАТО, передает «Тренд» со ссылкой на агентство «Анадолу».

По словам президента Турции, терроризм — это не угроза в отношении отдельно взятой страны, а проблема глобального масштаба. «Глобальные проблемы можно решить только путем сотрудничества на международном уровне. Ряд стран все еще подразделяет террористов на «своих» и «чужих». Необходимо избавиться от этого предрассудка. Международные проблемы можно решить только путем солидарности на глобальном уровне», — подчеркнул Эрдоган.

Глава турецкого государства отметил, что страны НАТО должны оказывать еще большую поддержку шагам по борьбе с терроризмом. Подтекст понятен: в Анкаре рассчитывают, по крайней мере, на понимание стремления Турции оказать достаточное противодействие той же РКК, боевики которой регулярно устраивают свои кровавые вылазки и на юго-востоке Турции, и в ее крупнейших городах, включая Анкару и Стамбул. Не меньшего внимания заслуживает и FETO — организация сторонников Фетхуллаха Гюлена, которая, как не без оснований полагают в Анкаре, несет ответственность за попытку военного переворота в июле 2016 года.

Большинство СМИ, прежде всего русскоязычных, фокусировало внимание на разногласиях между Турцией и США в отношении действующих в Сирии курдских группировок. Между тем куда более острые разногласия наметились между Анкарой и Берлином. Как передает ТАСС, канцлер Германии Ангела Меркель во время встречи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом призвала освободить корреспондента газеты Welt Дениза Юджеля. Об этом сообщил официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт. Встреча, посвященная «существующим трудностям в германо-турецких отношениях», состоялась на полях саммита НАТО в Брюсселе, информировал он.

«Канцлер еще раз указала на то, что депутаты Бундестага имеют неотъемлемое право посещать военных Бундесвера, задействованных в зарубежных операциях», — отметил Зайберт. «Кроме того, канцлер снова выступила за соответствующее принципам правового государства обращение с арестованными гражданами ФРГ и призвала освободить Дениза Юджеля», — сказал представитель кабмина.

Напомним: Дениз Юджель, немецкий журналист курдского происхождения, был задержан в конце февраля в Стамбуле по обвинению в «пропаганде террора и разжигании ненависти и вражды». И как уже 1 марта пояснял министр юстиции Турции Бекир Боздаг в ответ на беспокойства немецкой газеты Die Welt по поводу задержания журналиста Дениза Юджеля, это решение независимого турецкого суда не имеет политической подоплеки. Боздаг в ходе выступления на совместной с генсеком Совета Европы Турбьерном Ягландом пресс-конференции во Франции на вопрос о причинах задержания журналиста Дениза Юджеля ответил, что данное решение было вынесено независимым турецким судом.

«У него есть право обжаловать решение суда. Он подал заявление на апелляцию. У данного решения нет политической подоплеки», — добавил Боздаг. Что же касается базы «Инджирлик», то и здесь позиция Берлина небезупречна. Еще в начале апреля стало известно, что более двух с половиной сотен турецких военных и дипломатов, обвиняемых в связях с Гюленом, попросили политического убежища в Германии. 9 мая СМИ сообщили о том, что их просьба удовлетворена. В Турции это решение немецких властей вызвало предсказуемое возмущение. В ответ 15 мая Турция запретила группе депутатов ФРГ посетить германских военных, которые дислоцированы на военной базе «Инджирлик». Как сообщило немецкое агентство DPA, в правительстве Германии такой шаг назвали «абсолютно неприемлемым».

«Бундесвер — это парламентская армия, поэтому необходимо, чтобы была возможность посещения военных нашими депутатами», — прокомментировала инцидент канцлер ФРГ Ангела Меркель, которую цитировала «Газета.ру». Тогда же она заявила, что Германия будет искать альтернативу «Инджирлику».

Строго говоря, уже тогда в Турции призывали Германию к диалогу и нормализации отношений. Еще 18 мая глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил: «Мы не занимаемся шантажом. Германии нужно менять свою установку: Турция не будет делать то, что скажет Берлин. Если это (недопуск немецких депутатов на базу «Инджирлик») — шантаж, то как назвать то, что делаете вы? Это двойные стандарты. Турция больше не будет подчиняться двойным стандартам», — заявил Чавушоглу в эфире телеканала NTV.

«Если Германия на нас смотрит, как на друзей, — мы еще более дружески будем к ней относиться, в противном случае мы тоже будем действовать, как считаем нужным. В дипломатии есть такое понятие, как взаимность. Если они покинут «Инджирлик» — это их дело. Мы за диалог и дипломатию, и если (канцлер ФРГ Ангела) Меркель к нам обратится — мы всегда готовы к диалогу. Мы можем обсудить это на саммите НАТО. Пока никакого запроса от Меркель не было», — добавил турецкий министр. По его словам, у Турции нет проблем с ЕС, но «в Европе есть люди, которые хотят создать кризис». По понятным причинам, подробности переговоров Эрдогана и Меркель остались за закрытыми дверями.

Однако эксперты отмечают: в углублении кризиса не заинтересованы ни Анкара, ни Берлин. Другое дело, что «выходить» из этого кризиса здесь предпочитают без потери лица, и заявления «на публику» могут быть куда жестче, чем в кулуарах. Более того, в Турции весьма щепетильно относятся к своим обязательствам в рамках НАТО.

Другое дело, что на нынешний «разлад» между Турцией и Германией, судя по многим обстоятельствам, делают серьезную ставку в РФ, где прекрасно отдают себе отчет, что Турция, лишившись поддержки союзников по НАТО, превратится для России в этакую желанную и «мягкую» мишень.

Словом, самое время попытаться разыграть еще и «армянскую карту». И то, что Константинопольский патриархат возглавил бывший руководитель армянской епархии Германии, с ее «особыми» отношениями с РФ, уже не кажется случайным.