За рубежом

Неудобная трагедия: депортация крымских татар

А.ШАКУР

18 мая в Украине отметили день памяти жертв депортации крымских татар. Как напоминает «Укринформ», 18 мая 1944 года по решению Государственного комитета обороны СССР из Крыма в Узбекистан и соседние районы Казахстана, Таджикистана и в некоторые регионы РСФСР были депортированы крымские татары.

Всего было выселено 238,5 тысячи крымских татар, без учета демобилизованных военных. В результате депортации погибло 46% численности крымско-татарского населения, среди которых половина — дети до 18 лет. В Украине депортацию крымско-татарского народа признали геноцидом.

В 12 часов дня 18 мая в Украине объявили минуту молчания в память о жертвах депортации. Также во всех кафедральных храмах УПЦ Киевского Патриархата в течение 5 минут звонили колокола в знак солидарности с крымско-татарским народом и скорби. Поминальным звоном отметили этот день во Владимирском кафедральном соборе и монастырях — Михайловском Златоверхом, Михайловском Выдубицком и Феодосиевском. В Киеве в Театре национальной оперы в 16 часов состоялся Вечер-реквием при участии президента Украины.

Затем в 18 часов начался митинг на Майдане Незалежности, посвященный памяти жертв геноцида крымско-татарского народа. После митинга в 20 часов состоялась премьера художественного фильма Ахтема Сейтаблаева «Чужая молитва». Кроме Киева, скорбные мероприятия прошли во многих городах Украины — Херсоне, Львове, Виннице, Чернигове, Житомире, Одессе и ряде других. Президент Украины Петр Порошенко уверен, что Крым будет «деоккупирован», а страна-агрессор понесет наказание. Об этом он заявил в Киеве в ходе мероприятий, посвященных Дню памяти жертв депортации крымско-татарского народа, сообщает «Росбалт» со ссылкой на «Интерфакс-Украина».

«Свободолюбивый народ вернулся все-таки в родной Крым, и мы все вместе строили независимую Украину. И теперь уже всем понятно, что наполнение автономии Крыма исключительно российским содержанием было большой ошибкой, а цена такого просчета оказалась слишком высокой», — сказал Порошенко По его словам, в 2014 году, накануне 70-й годовщины депортации крымских татар, уже «постсоветская авторитарная Россия аннексировала украинский Крым», и тысячи крымских татар снова были вынуждены покидать свои родные дома.

«Оккупанты делают все, чтобы и дальше выдавливать свободолюбивый народ со своей родной земли. Что это, если не новая, необъявленная, подло скрытая депортация?» — сказал он, напомнив, что в России запрещена деятельность Меджлиса крымско-татарского народа, а также «происходят аресты и пытки этнических украинцев и крымских татар».

Порошенко отметил, что Крым обязательно «вернется» в состав Украины. «Крым — это Украина. А Украина — это Европа, часть цивилизованного мира, где ценятся человеческое достоинство и суверенные права народа. Я уверен в деоккупации Крыма, я уверен в наказании преступников. Страну-преступника заставят вернуть украденное, и Украина уже сегодня, сейчас, рвет с постсоветским прошлым и становится частью единого европейского цивилизационного пространства», — сказал глава государства, напомнив, что в Страсбурге ЕС подписал закон о безвизовом режиме для граждан Украины.

Российские СМИ попытались уверить свою аудиторию, будто бы память жертв депортации почтили и в оккупированном Крыму. Как передавали «Вести», «в Крыму вспоминают трагическую дату: 73 года назад, 18 мая 44-го, началась принудительная депортация с полуострова крымских татар, греков, болгар, немцев, армян, представителей других народов. За трое суток в переполненных эшелонах от родных очагов увезли сотни тысяч людей».

По версии «Вестей», «реабилитация стала возможной только после возвращения Крыма в состав России». По словам российских тележурналистов, «в Крыму сегодня (18 мая — Ред.) — День памяти и скорби. В Симферополе и Севастополе люди несут цветы к мемориалам, зажигают свечи. Во всех мечетях и православных храмах звучат молитвы о тех, кто так и не вернулся на родину». «Все видят — никаких притеснений: народ развивается, идет вперед, — заученно твердил в российском эфире председатель государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан республики Крым Заур Смирнов. — Притеснения ушли в прошлое вместе с украинским периодом, с украинским режимом в Крыму.

Сегодня только все условия для развития, для того, чтобы народ сохранялся и процветал вместе с другими народами в Крыму». Однако независимые украинские СМИ подчеркивают: на оккупированном полуострове в День памяти задерживали крымско-татарских активистов — чаще всего за национальную символику. В свою очередь, глава Меджлиса крымских татар, народный депутат Верховной рады Рефат Чубаров назвал действия президента Владимира Путина в Крыму продолжением репрессий Иосифа Сталина. Об этом Чубаров заявил, выступая с трибуны парламента по случаю Дня памяти жертв геноцида крымских татар, сообщает «Украинская правда».

Депутат подчеркнул, что «маниакальное стремление» российского президента «очистить Крым от коренных жителей» делает его настоящим последователем Сталина, по приказу которого крымско-татарский народ был подвергнут тотальной депортации со своей исторической родины 18 мая 1944 года Он отметил, что насильственные похищения и убийства крымских татар, многочисленные нападения и обыски в их домах, запрет деятельности Меджлиса, судебное преследование его членов, массовые задержания мусульман в Крыму и запрет независимых крымско-татарских СМИ — это «сознательная политика этноцида» крымско-татарского народа со стороны российской власти.

От имени всех крымских татар он выразил благодарность украинской нации за поддержку в эти трудные для них времена. По словам председателя меджлиса, сейчас он и его соратники делают все для того, чтобы уже в ближайшие месяцы разработать изменения и дополнения к Конституции Украины и так переформатировать крымскую автономию, чтобы «укрепить украинскость на крымской земле», закрепить право крымско-татарского народа на самоопределение на своей родине. Плюс ко всему о репрессиях в отношении крымских татар говорят не только в Верховной раде Украины.

Как напоминает РБК, Совет Европы 3 мая опубликовал решение, в котором сообщил о постоянном нарушении прав и свобод человека в Крыму. Комитет призвал Россию «немедленно положить конец всем нарушениям прав», в том числе в области свободы слова, свободы мирных собраний, свободы религии и убеждений. Комитет отметил необходимость прекратить «дискриминационные меры, произвольные задержания, пытки и другие виды жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения», а также «репрессии в отношении лиц, принадлежащих к меньшинствам, в том числе и крымских татар, а также украинцев и лиц, принадлежащих к другим этническим и религиозным группам».

В Кремле и на Смоленской площади это решение СЕ вызвало нескрываемое раздражение. В МИД РФ заявили, что Россия не считает себя «связанной указанным решением комитета министров» и не считает «правомерным его использование украинской стороной в ее дальнейших пропагандистских построениях». «Для нас они в силу своего неконсенсусного характера политически и юридически ничтожны», — заявили в МИД. В ведомстве также отметили, что решение комитета — «не о человеке и не о его правах», а о том, «как эту тему используют в политических целях, не думая о дискредитации самого комитета министров». Но факты, как известно, — вещь упрямая.

Как передает «Немецкая волна», неделю назад в берлинском Фонде Конрада Аденауэра с участием немецких экспертов и представителей самого крымско-татарского народа состоялась конференция, посвященная проблемам крымских татар. «Бесчеловечное отношение к нам со стороны России разных форм правления — сначала царской, потом коммунистической — привело к тому, что оккупацию в 2014 году крымские татары восприняли, как продолжение такой многовековой репрессивной политики», — заявила на конференции первый заместитель министра информационной политики Украины, крымская татарка Эмине Джапарова.

Поэтому, добавила она, у крымских татар не было иллюзий, что Россия устроит им счастливую жизнь. Тот факт, что язык крымских татар сделали в Крыму государственным, что для них строят на полуострове мечети и школы, Джапарова называет «большой и серьезной манипуляцией». Присоединение Крыма к России Кремль, среди прочего, оправдывал якобы имевшими место на полуострове нарушениями украинскими властями прав человека — не только русскоязычного населения полуострова, но и крымских татар.

«Убедительных доказательств этого Кремль так никогда и не представил, — отметил эксперт Фонда Аденауэра Вольфганг Майер. — А вот за время, прошедшее после аннексии Крыма, международные организации собрали немало сведений о нарушении на полуострове прав человека российскими властями». Вот некоторые факты, которые привел на конференции Ханно Шедлер из немецкого Общества защиты притесняемых народов.

Таким авторитетным представителям крымско-татарского народа, как Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, запрещен въезд на полуостров. Меджлис крымско-татарского народа объявлен экстремистской организацией, его деятельность в Крыму запрещена. Попытки российских властей создать послушные им органы самоуправления приводят к трениям и напряженности среди крымских татар. Несколько человек из них — оппозиционно настроенных — бесследно пропали, шестеро осуждены на длительные сроки тюремного заключения по явно сфабрикованным обвинениям.

«В 32 случаях были заведены новые уголовные дела, — продолжал перечислять Ханно Шедлер. — Семеро крымских татар были в принудительном порядке отправлены на психиатрическое освидетельствование, в том числе один известный крымско-татарский правозащитник, более 170 человек были временно задержаны, допрошены и зарегистрированы в правоохранительных органах, более 50 раз сотрудники спецслужб проводили обыски в квартирах, домах и мечетях».

Этот перечень, скорее всего, далеко не полный. Проблема в том, что в Крыму нет организаций или структур, которые могли бы регистрировать и документировать случаи нарушений прав крымских татар. У независимых наблюдателей нет доступа в Крым, говорила на конференции крымско-татарская правозащитница Айше Меметова, и Россия делает все возможное, чтобы так было и впредь. Те же международные миссии, которые были на полуострове, она называет «профанацией», поскольку все они проходили в сопровождении сотрудников российских спецслужб.

Нет у Меметовой больших надежд и на российских правозащитников. «Российский «Мемориал» сыграл довольно большую роль в сборе информации о правонарушениях в Крыму и подготовке исков в Европейский суд по правам человека, — сказала Меметова, отвечая на вопрос DW. — Но в то же время надо отметить, что правозащитные организации в России не свободны в своих действиях, их влияние не следует переоценивать».

И все же сбор информации в Крыму идет. Несмотря на репрессии, рассказала правозащитница, система меджлиса на местах продолжает действовать, люди доверяют их региональным представительствам, делятся сведениями, рассказывают о происходящем. Плюс крепкие семейные связи.

«Так что любой случай, когда человек пропадает без вести или его арестовывают, сразу становится известным», — отметила Меметова.

Она считает крайне необходимым собирать доказательства, документировать все такие случаи, поскольку «без таких доказательств через 5-10 лет не будет ничего, что можно было бы предъявить России».

По мнению Эмине Джапаровой, такой работой должна заниматься «международная мониторинговая миссия, которая бы находилась в Крыму постоянно, поддерживала контакт с адвокатами, семьями политических заключенных и ими самими». Россия, конечно, вряд ли согласится на нечто подобное. Но полностью игнорировать международное давление в крымском вопросе РФ становится все труднее.