За рубежом

Армении вновь обещают «альтернативную энергетику»

НУРАНИ

В Армении — очередной «взлет оптимизма», на сей раз в энергетической сфере. В Армении проходит конференция, посвященная перспективам развития возобновляемых источников энергии. Она представляет собой этакий бизнес-форум с участием 7 американских и 70 армянских компаний, проводимый с понятной целью: привлечь американские инвестиции в армянскую энергетику, прежде всего возобновляемую.

Ресурс возобновляемой энергетики в Армении практически неисчерпаем, сказал заместитель министра энергетических инфраструктур и природных ресурсов Армении Айк Арутюнян в рамках конференции по возобновляемой энергетике, передает «АРКА». «Только по части солнечной энергетики он составляет 6 тысяч МВт», — сказал он, отвечая на вопрос агентства «АРКА».

Как уверял министр, сфера энергетики Армении довольно привлекательна для всех инвесторов благодаря предсказуемости, наличию стабильной энергетической системы, инвестиционных программ, законодательным гарантиям. «Можно сказать, что созданы идеальные условия», — заявил Арутюнян, подчеркнув, что у Армении есть программы, которые можно представить американским инвесторам.

«В частности, речь идет об объявлении Арменией тендера на строительство гелиостанции в Масрике мощностью 55 МВт, в результате которого ожидается предложение рекордно низкого тарифа», — сказал Арутюнян. Согласно концепции энергосбережения в Армении на 2016-2020 гг., предусматривается провести ряд мероприятий, что позволит к 2020 году обеспечить сокращение использования первичной энергии (электроэнергия, газ, дизтопливо, дрова, все материалы, которые используются в виде топлива) на 38,6% по сравнению с 2010 годом, сообщает «АРКА».

И добавляет, что уже летом 2015 года в Армении стартовала инвестиционная программа стоимостью 58 млн. долларов США, направленная на развитие возобновляемой энергетики. А как заявил журналистам в кулуарах форума посол США в РА Ричард Миллс, Армения сегодня с гордостью может говорить о пути, который прошла страна за минувшие 25 лет в плане развития сферы энергетики. По его словам, Армении удалось выбраться из кризисной ситуации, которая сложилась в 1990-е годы в сфере энергетики, сформировать систему энергетики, которая позволяет удовлетворять не только внутренние потребности, но и обеспечивать экспорт.

По его словам, сегодня в Армении имеется потенциал производства энергии. «Эти возможности охватывают как традиционные методы производства энергии, так и использование возобновляемых источников энергии», — отметил посол. По словам американского дипломата, именно по этой причине посольство США, работая со своими партнерами, организовало эту конференцию, чтобы представить возможности, существующие в сфере возобновляемых источников энергии. «Среди приоритетных направлений деятельности посольства США — укрепление торговых, инвестиционных связей между двумя странами. Сфера энергетики — та отрасль, к которой могут проявить интерес американские бизнесмены», — отметил посол.

При этом дипломат указал, что задача армянских предпринимателей, правительства — продемонстрировать привлекательность Армении для американских инвесторов. Чуть больше подробностей приводит ереванская «Лрагир». По ее сведениям, Ричард Миллс заявил, что Армения может привлечь до 8 млрд. долларов инвестиций в сферу энергетики, но власти Армении должны при этом гарантировать соблюдение правил игры.

«8 млрд. — сумма внушительная, тем более для экономики Армении. Причем, одно дело, когда в ходе предвыборной кампании говорят о вероятности привлечь 15 млрд. в случае победы одной из партий, а другое, когда о 8 млрд. заявляет посол страны, являющейся экономическим лидером, — отмечает газета. — Но в Армении существует «практика» не замечать заявления послов, если это не посол России. Во всяком случае, официальный Ереван так и не услышал заявления иранского посла и подписал кабальный договор с Газпромом».

Как уверена газета, «фактически США предлагают Армении конкретные инвестиции и требуют всего лишь соблюдения конкурентной среды и равных условий, то есть, они всего лишь хотят, чтобы Армения проявила последовательность и суверенитет». Здесь, пожалуй, нужно небольшое уточнение. Строго говоря, посол не кривил душой, когда говорил, что Армения в развитии своей энергетики прошла большой путь.

В отличие от первой половины девяностых, в Армении уже не устраивают «веерных отключений», когда электричество в жилые дома подавалось в лучшем случае на пару часов в сутки, да еще далеко не каждый день. Перезапуск Мецаморской АЭС, остановленной после катастрофы в Чернобыле и Спитакского землетрясения, из энергетического кризиса страну как бы вывел.

От «веерных отключений» в Армении отказались. Конечно, то, что в Ереване на «второстепенных» улицах ради экономии гасят фонари, на фоне ранних девяностых не воспринимается как проблема. Но… Весной 2015 года Всемирный банк опубликовал прогноз, посвященный армянской энергетике. Эксперты Всемирного банка учли множество факторов: и мощность и срок службы действующих электростанций, включая Армянскую АЭС, и примерные прогнозы роста потребления электроэнергии, и многое другое. После чего высказали неутешительный прогноз: Армения уже в 2020 году может столкнуться с дефицитом электроэнергии, если срочно не нарастит ее производство.

Затем, к лету того же года, ситуация еще больше накалилась. Согласно просочившимся в прессу сведениям, гендиректор «Электросетей Армении» Евгений Бибин написал письмо главе Комиссии по регулированию общественных услуг Р.Назаряну, где предупредил: если тарифы на электроэнергию в Армении не будут повышены, о бесперебойном снабжении этой самой электроэнергией придется забыть, а «веерные отключения» уже очень скоро станут реальностью. Тарифы попытались повысить, но в Армении, где в регионах уже платили за электроэнергию куриными яйцами и прочей «натурой», это решение вызвало всплеск возмущения, на одной из площадей Еревана начался бессрочный митинг, получивший название «Электромайдан»…

В конце концов ситуацию удалось разрулить. От повышения тарифов в Армении отказались. «Электросети Армении», принадлежавшие ранее РАО «ЕЭС России», приобрел российский предприниматель армянского происхождения Самвел Карапетян. Угрозу «второго Электромайдана» официальный Ереван как бы отодвинул. А вот перспективу вернуться к практике «веерных отключений» — вряд ли.

И как все эти манипуляции сказались на экономической и инвестиционной привлекательности армянской энергетики, можно догадаться. Но как же тогда глава американской дипмиссии говорил аж о 8 миллиардах инвестиций? Ларчик открывается просто. Названные Миллсом 8 миллиардов долларов — это примерная оценка «инвестиционной емкости», но никак не реальные проекты и даже не декларации о намерениях. Тем более не следует забывать циничную, но непреложную истину: «Обещать — не значит жениться».

Тем более, что посол прямо и прозрачно дает понять, что обеспечить инвестиционную привлекательность должны уже власти самой Армении. Плюс ко всему у Армении есть невеселый опыт широко разрекламированных «американских инвестиций в энергетику». Речь идет о широко разрекламированной продаже американской компании «Контур Глобал Гидрокаскад» Воротанского каскада ГЭС.

Соглашение подписывали торжественно, о нем весьма позитивно высказывались американские дипломаты, радовались и местные политологи. В самом деле, в то время, как практически все, за что вообще имело смысл платить деньги, было в Армении продано, передано в концессию или отдано за долги России, Воротанский каскад продали американцам. В Ереване дружно заговорили о «диверсификации инвестиций», «многовекторной политике» и т.д.

А в августе 2016 года газета «Жоховурд» удрученно сообщила, что ЗАО «Контур Глобал Гидрокаскад» намерено заложить свое имущество в ЗАО «Ардшининвестбанк» и «Библос банк Армения». ЗАО «Контур Глобал Гидрокаскад», зарегистрированное в США, должно было выплатить за каскад ГЭС 180 млн. долларов. И вроде бы она выплатила, но…Сначала имущество заложили в «HSBC Банк Армения», «Америбанк» и «Конверс Банк» и выплатили половину суммы. Затем взяли кредит под залог имущества в другом банке и выплатили вторую половину.

Газета справедливо возмущалась:»Получается, что какие-то люди, не вкладывая ни копейки, стали владельцами Воротанского каскада ГЭС. Не сложно догадаться, кто мог настолько беспощадно использовать государственные рычаги Армении в свою пользу и осуществить подобную сделку». А с альтернативной энергетикой ситуация еще более туманная. Тема «зеленой энергии», конечно, «трендовая», актуальная и перспективная. Ветрогенераторы, приливные и геотермальные электростанции, а тем более солнечные батареи — это уже не «лабораторный эксперимент», а работающие технологии.

Другое дело, что, по крайней мере, сегодня составить заметную конкуренцию источникам традиционным они все еще не могут. Особенно если брать в расчет не только экологию, но и экономику. Для небогатой Армении это особенно актуально.

Показательно, что лихорадочная вербальная активность вокруг «возобновляемой» и «альтернативной» энергетики вспыхивает в Армении регулярно. Но дальше кричащих сообщений в СМИ в стиле «Армянские ученые разработали установку получения биогаза из навоза! Навоза в деревнях много, крестьянину достаточно один раз заплатить за оборудование, и он уже обеспечен биотопливом!» — дело, увы и ах, не идет. И, честно говоря, трудно себе представить, что в эти «навозные технологии» будет вложено аж 8 миллиардов американских инвестиций. Такое вот «дежавю с армянским акцентом».