Это интересно

Вампирская экзотика из малазийского и филиппинского фольклора

vampireО.БУЛАНОВА

Если изучить — хотя бы поверхностно — некоторых вампиров из легенд и фольклора самых разных народов, то неизбежно придешь к выводу, что Трансильвания с ее Дракулой — это вообще песочница в детском саду, а сам Дракула может отправляться на покой. Возьмем для примера вампиров из малазийского и филиппинского фольклора.

В Малайзии существует несколько разновидностей вампиров. Один из видов называется лангсуяр. Согласно легенде, первая лангсуяр была красавицей, которая однажды разрешилась мертвым ребенком. Узнав о своем несчастье, бедняжка задрожала от ужаса, хлопнула в ладоши и вдруг вспорхнула на ближайшее дерево. Ее отличительные черты — зеленое платье, длинные ногти, считавшиеся признаком красоты, и черные волосы до земли. Длинные волосы скрывают отверстие в ее шее, через которое она и высасывает кровь из детей — этакий экзотический вариант Люси Вестенры (персонаж романа «Дракула» Брэма Стокера), только без клыков.

Еще она любит рыбу. Считалось, что в лангсуяр может превратиться любая женщина, умершая при родах или через 40 дней после родов. Чтобы предотвратить эту неприятную метаморфозу, родственники помещали стеклянные бусины ей в рот и втыкали иголки в ладони. Кроме того, эту зловредную вампиршу можно приручить, если изловить ее, обстричь волосы и ногти, а после засунуть их в отверстие на ее шее. В таком случае она отречется от злодейства. Может даже выйти замуж и родить детей. Увы, чаще всего мирный образ жизни заканчивался на первом же деревенском празднике.

Как только лангсуяр начинает танцевать, она возвращается в свою инфернальную форму и улетает в леса, оставив мужа и детей. В некоторых случаях мертворожденный ребенок лангсуяр мог превратиться в другую разновидность вампира — понтианак. Обычно он принимал форму совы. Еще один крайне занимательный персонаж малазских мифов — вампирша пенанггалан. Существует много версий о ее происхождении. Одна из них гласит, что изначально пенанггалан была колдуньей, которая училась летать с помощью магии. В конце концов, это ей и правда удалось.

Но поскольку бедняга не была инженером-авиаконструктором, удалось ей это только частично. Вернее, по частям: голова и шея вместе с внутренностями оторвались от тела и взмыли на дерево, излюбленное место обитания малазийских вампиров. Впрочем, после пенанггалан научилась присоединять свою голову обратно. Но вообще этот трюк пришелся ей по душе или что там у нее. Так что в ночное время она отсоединяется от тела и летит к домам, где проходят роды или есть новорожденные дети. Она пугает обитателей дома визгом и засовывает внутрь свой тонкий невидимый язык, выпивая кровь из рожениц.

Кроме того, любой, кто прикоснется к ее внутренностям, может запросто подхватить инфекцию. Тем не менее, именно болтающиеся внутренности и делают эту вампиршу такой уязвимой. Дом от пенанггалан можно защитить, окружив его колючими ветками, в которых запутаются ее внутренности. Тогда пенанггалан конец. В таком случае ее можно добить топором. Еще один метод охоты на пенанггалан — устроить ей неприятный сюрприз. Например, пока голова летает по своим делам, можно отыскать ее тело и набить его гвоздями и толченым стеклом.

Когда владелица вернется и попытается вновь забраться в свою оболочку, она погибнет, потому что стекло порежет ее внутренности. Однако не все малазийские вампиры столь безобразны. Некоторые очень даже милы и грациозны. Взять, к примеру, вампиршу полонг, этакую смесь гомункулуса и ведьминого животного-помощника. Чтобы приманить ее (а в Малайзии до сих пор есть любители завести домашнего вампира), нужно в течение недели постепенно наполнять бутылку кровью убитой жертвы.

Как только из бутылки раздастся птичье чириканье, можно себя поздравить — вы стали владельцем полонг. В бутылке появится крошечная, не больше пары сантиметров, обнаженная девица. Время от времени ее нужно подкармливать кровью, просовывая в бутылку палец. В обмен на щедрое угощение полонг может выполнять множество заданий, например, делать всякие гадости вашим врагам. Но с полонг нужно держать ухо востро, она весьма привередливая.

Если что не по ней — не оберетесь хлопот, потому что полонг запросто может завести себе пелесита — домашнего питомца, тоже вампира. Пелесит — крошечный дух, похожий на обычного сверчка, только с острым хвостом. Эта парочка может запросто выбраться из бутылки и напасть на своего хозяина — в частности, просверлить дырку у него в горле, забраться внутрь и… Дальше понятно. Еще один оригинальный вампир — тойол. Это промежуточное звено между зомби и упырем, потому что колдун изготовляет тойола из мертворожденного ребенка или выкидыша.

Днем хозяин держит его в кувшине, а по ночам отпускает пакостить. Возни с ним много: например, его нужно время от времени угощать конфетами и всячески развлекать — а пользы мало. По сравнению с остальные вампирами, тойол совсем неплох. Он специализируется в основном на мелких кражах. Тем не менее, вампир должен постоянно питаться кровью, которую он высасывает из большого пальца на ноге своих жертв. Справится с тойолом не так уж сложно. Как и его европейские коллеги, малыш-вампир обожает пересчитывать мелкие предметы, тот же рис или бобы.

Может считать до бесконечности. Еще он боится зеркал, потому что, в отличие от европейских вампиров, в зеркале он очень даже отражается, но вот в плане привлекательности ему похвастаться нечем. Кроме того, он боится иголок, так что если положить под деньги иголку, он их не стащит. В Малайзии считается, что если у вас внезапно начала пропадать мелочь, значит, неподалеку бродит тойол. Конечно, гораздо вероятнее, что у вас просто проблемы с памятью и вы забываете, куда ее положили…

Но все же присмотритесь к своему большому пальцу на ноге. На Филиппинах разновидностей вампиров намного меньше. Самый популярный и страшный — асванга. Вообще Филиппины, островное государство, населено множеством народов. Несмотря на многовековое влияние ислама и христианства, филиппинцы, помимо веры в драконов и великанов, верят и в собственные демонические существа, особенно в асвангу. Надо сказать, что филиппинский демон-асванга — это и вампир, и оборотень, и ведьма в одном обличье.

Обычно асванга, или тик-тик, представляется молодой женщиной, но она знает секрет приготовления волшебной мази, превращающей ее в большую черную птицу. Оборотень-птица с характерным криком «кикак» влетает в жилище жертвы, затем длинным и сильным полым языком прокалывает вену на шее несчастного и выпивает у него всю кровь. Говорят, звук «тик-тик» слышен как раз тогда, когда длинный язык асванги всасывает кровь обреченного. Жертвами обычно становятся больные люди, беременные женщины и дети. Напившись крови, асванга уже сама напоминает беременную женщину.

Вернувшись домой, она кормит чужой кровью своих детей. Также за этими существами водится еще один грех — ради печени и сердца они похищают маленьких детей и даже еще не родившихся младенцев. Острым концом языка оборотень касается пупка будущей матери и высасывает кровь плода. Кроме того, асванга не брезгует трупоедством. Она может украсть мертвое тело, заменив его стволом бананового дерева, обтесанным в форме покойного. Зловредная тик-тик может превратить человека в животное, а зверя — в человека. В другой раз она соблазняет мужчин своей красотой и манит их в сокровенное место, где связывает лианами и съедает живьем.

Есть еще одна разновидность асванг — мананангал, которая выглядит уродливой старухой, умеющей летать благодаря особым железам, выделяющим некое маслянистое вещество.

Один англичанин так описывал свою нечаянную встречу с мананангал в тихую лунную ночь: «Вдруг я заметил темное пятнышко, которое постепенно становилось все больше и больше. То, что я увидел дальше, никогда не забуду! Это была старая женщина с огромными крыльями, как у летучей мыши, и она летела! У нее были пылающие красные глаза, длинные кривые руки и заостренные ногти. Ее кожа была темной, как сама ночь. Это была самая ужасная вещь, которую я когда-либо встречал!»

К счастью, англичанин успел собрать остатки мужества, плотно закрыл окна и затаился. Чудовище полетало около дома и скрылось. Но перепуганный очевидец до самого рассвета не смог сомкнуть глаз. Особо демоническими и активными считаются асванги, в животе которых живет черная курица. Если эту ведьму все-таки поймать и заставить изрыгнуть курицу в костер, то ее сверхъестественные способности пропадут и она станет обычной женщиной.

И молодых, и старых асванг объединяет одно: их демоническая активность проявляется только ночью. Если солнце коснется волшебной мази своими лучами, она мгновенно испарится. А если ведьма не успела долететь до места назначения, то она может просто свалиться наземь. Также асванге опасно попадать под дождь, потому что его потоки могут смыть колдовскую смазку. Чтобы предохранить себя от ужасных асванг, филиппинцы придумали множество средств защиты, среди которых традиционные чеснок, серебро, соль, зола и рис-сырец.

Особо опасной для нечисти, по поверьям, является мужская сперма: она может вызвать у существа воспаление. Говорят также, что эти существа боятся запаха жженой резины. Невероятная история жива в легендах народа, который называется иснег. Молодая красавица вышла замуж в 16 лет, но через год ее муж умер. После этого она еще три раза выходила замуж, и все ее супруги увядали в течение года. Четвертый муж, заподозривший неладное, в одну из ночей притворился спящим, держа в руке нож. Вскоре после полуночи он почувствовал, что на нем лежит существо, которое вцепилось в его шею и пытается сосать кровь.

Он вонзил в него нож — и услышал крик ужаса и хлопанье крыльев. На следующий день его жена была найдена недалеко от дома с ножевой раной в груди. Большинство филиппинцев настолько верят в существование тик-тик, что их суеверие решили однажды использовать американцы. В 50-х гг. ХХ в. во время президентства филиппинского лидера Магсайсая вспыхнуло восстание. Правительство США поддерживало Магсайсая, и американские советники убедили его создать подразделение психологической войны.

Одним из действий этого подразделения, по воспоминаниям генерала Е.Е Лансдейла, была попытка убедить силы мятежников-хака покинуть позиции под угрозой нападения асванга. Операция началась с распространения слуха о появлении вампира. Спустя несколько дней подразделение захватило одного из мятежников. Военные убили его, спустив всю кровь и сделав две точечные ранки на шее, оставили на дороге около холма, где он и был обнаружен товарищами по оружию.

На следующий день все отряды хака отступили. Когда они ушли, местные крестьяне тоже испугались, что станут жертвами вампира, и стали носить ожерелье из чеснока. Некоторые семьи бежали из опасного района, а их заброшенные земли правительство прибрало к рукам.

Несмотря на панику среди мирных жителей, военные признали эффективность этого психологического метода, в результате лишившего мятежников поддержки местного населения. Филиппинцы и сегодня по-прежнему верят в своих демонов-кровососов, хотя европейские вампиры пользуются у них гораздо большей популярностью — особенно те, которые «производятся» западной киноиндустрией.

По материалам сайтов vampirov.net, livejournal.com и paranormal-news.ru