За рубежом

«Старый Ереван» и «принцип домино»

НУРАНИ

Столица Армении, Ереван, готовится к местным выборам. А ее действующий мэр Тарон Маргарян продолжает собственную пиар-кампанию.

Так, по информации сайта Panorama.am, он в ходе предвыборной встречи с жителями административного района Кентрон отметил, что еще 4 года назад его команда выступила с программой «Лучший Ереван», и доложил, чего они достигли своей трудоемкой работой: «Работая днем и ночью, выслушивая проблемы и вопросы наших граждан, наша команда попыталась воплотить программу «Лучший Ереван». Можем сказать, что у нас есть «Лучший Ереван» в сравнении, Ереван — живой организм, а Центр — сердце Еревана», — заверил Тарон Маргарян.

Потом, правда, спохватился, что явно перестарался с елеем, и включил задний ход: мол, для всех очевидно наличие в Ереване множества вопросов, например, вопрос разгрузки, который беспокоит всех.

Мэр заверил: «В этом контексте нам частично удастся разгрузить город. Мы построили объездные дороги от улицы Исакова до Ленинградяна в сторону Шенгавита, в сторону Малатии, административного района Ачапняк и все это будет носить продолжительный характер. Мы четко представляем себе, что необходимо сделать». А затем перешел к главному.

Как заявил Тарон Маргарян, «для всех вас важно сохранение культурно-исторических зданий, облика Старого Еревана. Мы не сидели на протяжении этих лет сложа руки, разработали совместную программу с частным сектором. Мы запланировали восстановление Старого Еревана в центре. Старт этой программы уже дан. Уверен в том, что на протяжении последующих лет программа будет доведена до конца».

Неделей ранее Маргарян, напомним, посещал историко-археологический музей-заповедник «Эребуни» и присутствовал там на мероприятии под названием «Культурное наследие Еревана и устойчивый туризм», в ходе которого были представлены проекты реставрационных работ музея-заповедника. Мэру демонстрировали копии клинописей периода Ванского королевства, рассказывали о планах создания заповедников «Кармир-Блур» и «Шенгавит».

«Для Еревана очень важны как реставрационные работы историко-археологического музея-заповедника «Эребуни», так и реализация предложений по восстановлению заповедника «Шенгавит» и «Кармир-Блур» и создание соответствующих инфраструктур. Мы должны сделать все возможное, чтобы тысячелетняя история столицы должным образом была представлена как ереванцам, так и гостям столицы», — говорил тогда мэр. Здесь надо бы остановиться, и напомнить кое-какие факты, которые в Ереване не очень любят афишировать.

Поясним: крепость «Эребуни», которую выводят едва ли не от государства Урарту — это, по версии ереванских ученых, зримое «доказательство» 2700-летней истории нынешней столицы Армении вообще и существования на ее месте урартийской крепости «Эребуни», в частности. Но на деле… В 50-х годах ХХ века советские археологи вели раскопки урартийской крепости в Тейшебаини, на холме Кармир-Блур. Где и была обнаружена клинописная табличка, на которой прочитали буквы «РБН».

Это «РБН» незамедлительно дорасшифровали уже как «Эребуни», от чего, дескать, и происходит название «Ереван». Те, кто знаком с принятыми в научном мире методами расшифровки и трактовки клинописи и прочих древних текстов, такую поспешность сочли как минимум ненаучной. Против такой трактовки выступили и академик Академии наук СССР И.И.Минц — крупнейший советский историк, ученый с мировым именем, побывавший в то время на месте раскопок урартской крепости, и всемирно известный археолог и историк-востоковед, академик Б.Б.Пиотровский, также проводивший здесь раскопки.

Но в Ереване не просто тешили свое самолюбие. Здесь решали политическую задачу. В самом деле, современная Армения была основана на землях азербайджанского Эриванского ханства. А свою столицу, город Иреван, получила в результате уступки на переговорах, сделанной делегацией Азербайджанской Демократической Республики. Уже в двадцатые годы, как об этом неоднократно упоминалось в СМИ, в Иреване, ставшем вдруг «Ереваном», началась кампания по «реконструкции» города, в рамках которой была разрушена вся его историческая «мусульманская» застройка: крепость, ханский дворец, мечети, дома азербайджанской знати, бани-«хаммамы»…А на их месте Таманян и выстраивал свой «город-солнце» со стенами из розового туфа и арочными сводами.

Только вот оставался открытым вопрос, что делать с названием города. Исторические хроники свидетельствуют: в 915 г. по хиджре (1509-10) году, Шах Исмаил Хатаи приказал своему визирю Ревангулу хану построить на берегу реки Занги крепость. Тот за семь лет воздвиг крепость и дал ей имя Реван. Но эта версия не устраивала Армению по тем же причинам, по которой ей «мешала» историческая застройка Еревана. Табличка с буквами РБН подвернулась как нельзя кстати. И ее тут же начали, скажем так, «отрабатывать».

Уже очень скоро на месте раскопок…нет, не раскопали, а воздвигли заново этакий «урартийский городок». По официальной версии, это был «музейный комплекс, созданный с благородной целью — познакомить молодежь и гостей с тем, как выглядели древние урартийские постройки». Но в реальности сей новодел уже выдавали за подлинные древние постройки. А уж проект «Старый Ереван» тем более не выдерживает никакой критики.

Напомним, о чем речь. Уже несколько лет в столице Армении обсуждается план собрать в центре города старые дома, построенные еще в XIX — начале ХХ века, и превратить этот самый центр в некий «туристический рай». Прежде всего этот проект еще раз подтвердил, что Ереван в результате всех реконструкций и при всех своих претензиях на ошеломляющую древность не имеет своего «старого города», «исторического ядра» — назовите, как хотите. Старый город, как известно, складывается исторически, его не собирают по принципу «с бору по сосенке».

К тому же указание, что «переносить» собираются дома XIX века, раскрыло еще одно малоприятное обстоятельство: как оказалось, в Ереване не получается найти что-то «армянское» или хотя бы не явно азербайджанское постарше Туркманчайского договора, с которого и началась кампания по переселению армян на земли Эриванского ханства.

Потом, правда, выяснилось, что наметить такой план проще, чем его воплотить в жизнь. Во-первых, осуществить этакий «переезд домов» очень сложно технически. Да, дома можно «разворачивать» и «двигать», но все-таки не из одного района в другой, да еще в городе с холмистым рельефом. Можно, конечно, разобрать их по камешку и потом собрать заново. Именно так поступали и поступают многие американские толстосумы, приобретая в Европе и перевозя за океан настоящие рыцарские замки (кто не верит — пусть прогуляется по тому району Хьюстона, где сосредоточены виллы местных нефтяных магнатов).

Но для Еревана этот проект слишком уж затратный. Не говоря о том, что эти самые старые дома находятся далеко не в лучшем состоянии. Пока что в мэрии и прилегающей к ней «тусовке» прямо-таки фонтанируют идеями: одни предлагают переносить и собирать только фасады, другие вообще советуют не заморачиваться и «воссоздать» исторические дома по старинным технологиям так же, как крепость «Эребуни».

Но и это не получится проделать бесплатно. Особенно в условиях ереванской конкретики, где на фоне подготовки к выборам мэра разразился нешуточный скандал. Газета «Чоррорд ишханутюн», местный штатный «возмутитель спокойствия», вдруг разразилась сенсацией: правительство Армении находится в активном поиске, премьер-министр Карен Карапетян пытается найти покупателей для ряда зданий, находящихся в собственности государства, в том числе Президиума Национальной академии наук на проспекте Баграмяна в центре Еревана.

«Продолжает оставаться актуальным и вопрос продажи здания Министерства транспорта, связи и информационных технологий на площади Республики. В связи со зданием Президиума НАН правовой процесс не начат, проектов соответствующих постановлений пока нет. Более того, инициатива не стала и предметом широкого обсуждения, но по одной лишь причине: еще не нашелся покупатель, и когда он появится, за несколько дней будут решены и вопросы с документами.

Цель всего этого одна: обеспечить по возможности большой поток финансовых средств в государственный бюджет, поскольку чисто благодаря экономике пополнять казну становится все труднее», — отмечает «Чоррорд ишханутюн». В академических кругах эта новость вызвала нешуточную панику. Президент НАН Радик Мартиросян в беседе с корреспондентом газеты «Жаманак» тоном «чур меня, Господи!» заявил: «Ни о чем подобном мы не знаем. Конечно, подобный вопрос и не должен подниматься».

Что же до пополнения госбюджета, то, как уверен Радик Мартиросян, «бюджет должны пополнять каким-либо иным способом. Науку необходимо оградить от всего такого». Словом, финансовая ситуация в Ереване явно не та, чтобы затевать дорогостоящие проекты вроде масштабного переезда домов, воссоздания древней крепости или еще чего-нибудь в этом роде. Но, тем не менее, Тарон Маргарян вовсю рассуждает о «Старом Ереване», крепости «Эребуни» и т.д. Что это — просто не совсем удачно выбранная тема для «пиара»? Не совсем.

Созданием в столице Армении чего-то, что могло бы заменить безжалостно уничиженную историческую застройку, местные политиканы от градостроительства озаботились на весьма показательном фоне. В самом деле, предъявив четверть века назад претензии на азербайджанские земли, ереванские политики были уверены, что эта авантюра под названием «миацум» при поддержке Москвы, «армянского лобби» и т.д. очень скоро завершится победой.

Но теперь, после прошлогодних апрельских боев и регулярно приходящих в Ереван плохих новостей то о закупке Азербайджаном крупных партий оружия у России и Израиля, то о совместных с Турцией военных учениях, то об очередных успехах азербайджанской дипломатии, здесь уже начинают осознавать: шансов на победу в карабахском противостоянии немного. Но даже не это самое страшное.

Просто, как оказалось, силовая перекройка границ — процесс обоюдоострый. Он нередко развивается по известному «принципу домино». И самое главное, здесь нельзя быть до конца уверенным, что завершится он в пользу того, кто эту перекройку начал. Гитлер, «проглотивший» Австрию и чешские Судеты, — пример классический. Есть прецеденты и поновее: сербский лидер Слободан Милошевич, который пытался оттяпать у Хорватии Сербскую Краину, у Боснии — Республику Сербскую, а закончилось все потерей Косово.

И теперь в Ереване, судя по всему, начинают осознавать, что спровоцированный армянским же политическим руководством процесс силовой перекройки границ может закончиться и не в ее пользу. И под вопросом окажется принадлежность не только Зангезура и Гейчи, но и Еревана, который уступили в обмен на отказ от претензий на Карабах.

И что пересмотр границ — процесс непредсказуемый. А значит, надо всеми силами укреплять свои «исторические права» на земли, которые, собственно, никогда и не были армянскими. В том числе и при помощи таких вот весьма сомнительных градостроительных проектов.

Другой вопрос, что рекламные буклеты о крепости «Эребуни», которые дирекция музея-запведника демонстрировала мэру Тарону Маргаряну, здесь вряд ли окажут заметное влияние на ситуацию.