За рубежом

«Химическая атака» на переговоры в Сочи

xim-ataka-siriya-chemical-attack-syriaА.ШАКУР

Международное правозащитное сообщество продолжает расследование химической атаки на сирийский Хан-Шейхун — ее жертвами, напомним, стали более 90 мирных граждан.

И как теперь передают «Вести» со ссылкой на ТАСС, по утверждению правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), на месте предполагаемой химической атаки в сирийском городе Хан-Шейхун найдены осколки авиабомбы, которая идентифицирована как ХБ-250 советского производства.

В 48-страничном докладе приводятся фотографии падения боеприпаса и его осколков, которые были предоставлены очевидцами, а также музейный снимок советской авиационной бомбы, наполняемой зарином. При этом правозащитники указывают на множество сходств с бомбой ХБ-250 или ее более тяжелой модификацией ХБ-500, в том числе на крышку отверстия для заполнения отравляющим веществом, а также отличительные зеленые полосы в верхней части боеприпаса, едва различимые на снимке с места инцидента.

По словам исполнительного директора Human Rights Watch Кеннета Рота, в организации уверены в своих выводах. «Это материалы из открытых источников, мы проверили их у экспертов. Мы довольно твердо уверены в том, что правильно идентифицировали советскую авиабомбу», — сказал он. Одно только это уже было бы впечатляющей плохой новостью для Москвы.

Но, как уныло констатируют «Вести», «в ходе пресс-конференции много говорилось о возможной причастности России к инциденту в Хан-Шейхуне 4 апреля. По словам Рота, в Human Rights Watch не имеют представления, откуда взялось это химическое оружие. «Очевидно, оно советского производства», — заявил Кеннет Рот». Такие результаты расследования априори были бы весьма неприятной новостью для Москвы.

Плюс ко всему они появились на редкость несвоевременно — как раз накануне встречи в Сочи президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. Вряд ли стоит напоминать, что в Москве возлагают серьезные надежды на «разлад» между Турцией, с одной стороны, и ее союзниками на Западе, с другой.

Как указывает в своем комментарии ТАСС, «действительно, важный партнер, военный союзник и даже кандидат на геополитическое объединение — Евросоюз за прошедшие годы превратился в жесткого критика Анкары. Европейцев не устраивает ни государственная система управления Турции, ни миграционная политика, ни социально-экономические вопросы турецкого общества.

Дошло до того, что 17 апреля глава МИД Австрии Себастьян Курц, комментируя прошедший конституционный референдум в Турции, сказал, что «больше не надо обещать туркам вступление в ЕС», так как Анкара такой шанс потеряла. Впрочем, для президента Эрдогана это не гром среди ясного неба. Он давно разочаровался в обещаниях ЕС, а в конце марта позволил себе даже грозить личной безопасности европейцев в ответ на ограничения турецких митингов в ФРГ и Нидерландах.

Есть еще более могущественный союзник — Соединенные Штаты. Однако и заокеанским коллегам Эрдоган больше не верит. Для этого есть веская причина. Летом прошлого года в Турции была предотвращена попытка государственного переворота. Традиционно движущей силой бунтовщиков стали военные, тысячи из них сейчас в тюрьмах ожидают приговора. Но турецкий президент уверен, что настоящим вдохновителем путча был исламский проповедник Фетхуллах Гюлен, который живет в США.

Эрдоган жестко потребовал от американцев выдать его, но безрезультатно, что, безусловно, вызвало его раздражение. Он подозревает Белый дом в попытке сместить его. Но подозрения — это еще не факты. А факт заключается в том, что США открыто поддерживают и другого турецкого недруга — курдов. Особенно тех, что сейчас воюют на севере Сирии в составе так называемых «Сил народной самообороны». В Анкаре их считают ответвлением признанной в стране террористической Рабочей партии Курдистана (РПК).

Для Вашингтона эти курды вполне рукопожатны, ведь они входят в состав вооруженной коалиции «Силы демократической Сирии» — противников официального Дамаска. Им Вашингтон поставляет оружие, направляет военных советников. В десятых числах февраля их посетил Джон Маккейн, возглавляющий комитет по делам вооруженных сил Сената США. «США должны изменить свою стратегию в отношении террористических организаций, группировка ИГ («Исламское государство», запрещена в РФ) — террористическая, но есть другие формирования, такие, как СНС и РПК, которые также террористические, с ними нужно действовать соответственно», — заявил Эрдоган телеканалу Al Jazeera.

«Что касается сирийских курдов, то у нас была договоренность в период президентства Барака Обамы, однако он, к большому сожалению, обманул нас. Надеюсь, что политика США при администрации Трампа изменится», — цитата из того интервью от 20 апреля». Свою критическую позицию в отношении ЕС в Анкаре подтвердили совсем недавно. Турция откажется от вступления в Евросоюз, если он не откроет новые главы переговоров с Анкарой по этому вопросу, заявил президент страны Тайип Эрдоган, передают РИА «Новости».

«Если они этого не сделают, то до свидания. Турция — это не раб, который ждет у дверей. Если пункты будут открыты, то тогда сядем и будем разговаривать. Иначе говорить не о чем», — заявил Эрдоган, выступая перед депутатами парламента от правящей в Турции Партии справедливости и развития. Ранее Эрдоган заявил, что Анкара пересмотрит позицию по вступлению в ЕС, если не будет позитивных сдвигов в этом вопросе, а также если сохранится нынешняя враждебная настроенность некоторых стран — членов союза. Возможно, до «брекзита» эти заявления и не вызвали бы переполоха в ЕС.

Но теперь, когда Великобритания уже выходит из Евросоюза, а во Франции такой поворот событий не исключил и «проевропейский» кандидат в президенты Макрон, ситуация уже другая. Власти Германии уже выступили против прекращения переговоров о вступлении Турции в Евросоюз. Министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль назвал это «абсолютно неправильной реакцией» и высказался за поиск новых форматов диалога.

К тому же и в отношениях с РФ у Турции «болевых точек» не меньше. Прежде всего Москва оказывает курдским отрядам в Сирии поддержку куда большую, чем США. А несколько недель назад Анкара заявляла Москве протест по поводу функционирования в РФ офиса все тех же «сил самообороны». Плюс ко всему Вашингтон и Анкара едины в другом: и США, и Турция настаивают на отстранении от власти Башара Асада, которого Москва, наоборот, всеми силами защищает. Плюс ко всему в Турции, как известно, не признают российскую аннексию Крыма и постоянно подчеркивают свое внимание к положению крымских татар.

«Москва приветствует поддержку Анкарой крымских татар. Тех, которые по-настоящему имеют отношение к Крыму, которые живут и работают на полуострове. В то время как контакты турецких властей с запрещенной в России организацией «Меджлис крымско-татарского народа» вызывает непонимание. Эта структура базируется в другой стране, ее члены участвуют в блокаде Крыма, многие контактируют с террористическими организациями в том числе на территории Турции», — раздраженно отмечает ТАСС.

Наконец, несмотря на громкие заявления о нормализации двусторонних отношений, Москва так и не отменила эмбарго на ввоз турецких овощей в РФ. В ответ Турция отказалась от закупок российской пшеницы. В результате, как сообщили ТАСС источники во внешнеполитическом блоке России, «на предстоящих переговорах Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана турецкой стороне фактически предъявят ультиматум.

Анкаре надо решить, готова ли она к установлению реального стратегического партнерства с Москвой первой снять все торговые ограничения, в первую очередь на поставки зерна?

И стоит ли поддерживать радикальных исламистов в Сирии, понимая, что это может привести к тому, что Россия поможет сирийским курдам в их борьбе с боевиками ИГ?» Только вот Турция — не та страна, в выстраивании отношений с которой можно делать ставку на ультиматумы.