За рубежом, Эхо

С кем воюет армянская армия?

karabakh-war-armenia-separatistНУРАНИ

Армянскую аудиторию трудно удивить криминальными новостями. Страна уже не первый год живет в условиях «диктатуры шпаны», с постоянными вооруженными «разборками» детей и родственников VIP-персон местного «разлива».

«Обычные» ограбления и драки с поножовщиной — это уже не новость. Новость, если агентства сообщают: «…В Ереване совершено нападение на адвокатов Тиграна Атанесяна и Армена Согомоняна. Инцидент произошел в адвокатской конторе Атанесяна.

На адвокатов напали директор Адвокатской школы Симон Бабаян, советник председателя Палаты адвокатов Геворк Мкртчян, советник председателя Палаты адвокатов по внешним связм Вреж Хачикян и еще один человек. В результате нападения оба адвоката получили телесные повреждения». Но теперь здесь обсуждают действительно сенсационную новость. В Ереване в автомобиле марки Nissan March с госномерами 41 XV 001 около магазина «Идеал» в Норкском массиве обнаружено тело мужчины. По информации shamshyan.сom, это 31-летний житель Еревана Армен Цатурян.

По предварительному заключению судмедэксперта, мужчина скончался от инфаркта. Армен Цатурян служил начальником инженерной службы Нубарашенской военной части. В официальную версию об инфаркте можно было бы и поверить, если бы не некоторые обстоятельства. Прежде всего, напоминают эксперты, из армянской армии регулярно приходят сообщения о гибели военнослужащих при весьма странных обстоятельствах. Напомним: неделю назад, 21 апреля, в одной из воинских частей Вайка от огнестрельных ранений погиб военнослужащий-контрактник Нарек Акобян.

В 8-ом гарнизонном следственном отделе главного военно-следственного управления следственного комитета РА по факту его гибели завели уголовное дело и вскоре отчитались: по предварительным данным, несовместимое с жизнью огнестрельное ранение Нарек Акопян получил во время организованных в полевом лагере в Вайоц дзоре сборов в результате выстрела, произведенного другим служащим контрактной службы, младшим сержантом во время чистки автомата из-за нарушения правил обращения с огнестрельным оружием.

Точно так же при весьма подозрительных обстоятельствах уже в Нагорном Карабахе был убит еще один солдат — Карен Аветисян. Как потом бойко отрапортовали армянские военные следователи, «солдат сам нанес себе смертельное ранение из закрепленного за ним пулемета(! — Н.)». И это не первый такой случай — 18 февраля, и тоже в оккупированном Нагорном Карабахе, из пулемета умудрился застрелиться Лерник Александрович Ося. Еще через пять дней, 23 февраля, погиб еще один пулеметчик — Гор Худинян. Тут даже армянские следователи поняли, что версия о «самоубийстве» может и не «пройти», и изобрели новую: дескать, пуля разорвалась в стволе, в результате чего солдат погиб. Понятно и другое.

О том, что в армянской армии царят нравы «зоны», в Армении говорят уже не первый год. Многие помнят жуткие ролики об издевательствах над солдатами, которые «постили» в Интернете активисты молодежной инициативы «Не будем молчать!» Но когда пост министра обороны занял Сейран Оганян, он поток негативной информации об армянской армии в СМИ тут же перекрыл, заявив, что это «непатриотично» и т.д. Потом очень долго рассуждал об «особом боевом духе» армянской армии, «инженерных сооружениях» на линии фронта…

Первые сомнения возникли уже в 2014 году, когда в оккупированном Кельбаджарском районе Азербайджана были схвачены Дильгам Аскеров и Шахбаз Гулиев, а третий их спутник — Гасан Гасанов — убит. СМИ Армении старательно расписывали, что местные «силовики», дескать, обезвредили группу опаснейших «диверсантов», и явно ожидали поздравлений и орденов. А закончилось все громким пшиком. Бывшие армянские спецназовцы говорили журналистам: задержанные — никакие не диверсанты. Не подходят ни возраст, ни физическая форма, ни экипировка, включающая кухонный нож и резиновые сапоги… Д

а тут еще в СМИ «залили» видео с телефонов «диверсантов», где те жарили на природе шашлык. А жители армянских сел задавали свои вопросы: это где же проходят хваленые «инженерные заграждения» господина Оганяна, если крестьяне в резиновых сапогах и с кухонным ножом добрались аж до Басаркечара (армянское название — Варденис)? Наконец, что будет, если «на прорыв» пойдут настоящие, а не фейковые диверсанты? А затем, в апреле 2016 года, пал «последний бастион Сейрана Оганяна» — поражение армянской армии оказалось слишком очевидным. Бывший командир одного из батальонов печально известного 366-го полка пост министра вынужден был покинуть.

Его преемник — Виген Саркисян — в новом кресле только обживается и столь же эффективно перекрывать поток негативной информации не может. А возможно, и не пытается. На что у него, без сомнения, есть свои причины. Сейран Оганян, напомним, занял пост министра обороны в 2008 году, после чего последовала целая серия отставок армянских генералов, недовольных сменой власти. Это был первый, но не единственный пример развернувшейся в армянской армейской верхушке «подковерной войны» между «карабахцами», с одной стороны, и оставшимися в наследство еще со времен Левона Тер-Петросяна «ереванцами», с другой. Теперь в военной верхушке Армении — новый этап «подковерной войны».

Новый министр Виген Саркисян — бывший глава администрации Сержа Саргсяна, человек, от армии достаточно далекий, но зато поднаторевший в кабинетных интригах. Он уже расставляет на ключевые посты своих людей, причем с явным «прицелом» на финансы, а не на армейскую жизнь как таковую. «Министр обороны Армении Виген Саркисян назначил своим главным советником Сону Гарибян, которая окончила инженерный университет по специальности инженер-электромеханик, — рассказывает «Лрагир».

«Однако, биография Соны Гарибян несет в себе массу интересных моментов. 3 года она была главным бухгалтером Ассоциации банков, потом 10 лет возглавляла 1-й отдел Надзорного управления Центробанка, а в 2008-14 гг. работала начальником Надзорной инспеции Министерства финансов, в 2015 году же была назначена членом Совета Контрольной палаты. Еще в бытность премьером Тиграна Саркисяна именно возглавляемая ею инспекция выявила, что большая часть предоставляемого Араратскому марзу дизтоплива выпадает на долю родственников Овика Абрамяна. Тот потом оправдывался, что сельским хозяйством занимаются его родные, им и достается дизтопливо. Именно в рамках этой истории спикер парламента Овик Абрамян, «Процветающая Армения» и тогда еще председатель Контрольной палаты Ишхан Закарян начали наступление против Тиграна Сариксяна, и Серж Саркисян вынужден был пригрозить Закаряну за то, что он превышает свои полномочия. И в том же 2015 году Сона Гарибян назначается в Совет КП».

А неделю назад в Ереване, напомним, состоялся широко разрекламированный форум «Нация-Армия». Как благоговейно сообщает ереванский «Спутник», «премьер-министр Армении Карен Карапетян на своей страничке в социальной сети Фейсбук оставил запись относительно оборонительной концепции «Нация — армия», на тему которой Минобороны созвало недавно представительный форум».

По мнению премьера, «в основу оборонительной программы правительства Армении мы заложили идею формирования «нации — армия» и стратегический принцип «максимальный результат при доступных ресурсах». Об этом на своей страничке в социальной сети Фейсбук написал премьер-министр РА Карен Карапетян. По мнению премьера, это предполагает, что все органы госуправления, гражданские и общественные силы, а также отдельно взятые персоналии должны четко определить для себя, какую лепту они могут внести в дело защиты страны. «Цель этой идеи — установление неразрывной связи между армией и обществом», — говорится в сообщении премьера Карапетяна.

Но вот многие ереванские эксперты на этом фоне предупреждают: новая концепция Вигена Саркисяна потребует ой каких больших финансовых вливаний. Дело даже не в том, что денег в армянском бюджете может банально не хватить. В интервью «Первому информационному» российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр отметил: «Я не знаю, что конкретно предлагает сделать Армения, но предполагаю, что это будет нечто наподобие норвежской «Народной обороны».

Это система всеобщей мобилизации, когда все ресурсы страны готовят на случай войны. Похожий вариант есть и в Израиле, Швейцарии. Его также называют «мобилизационной системой». Как отметил эксперт, «на бумаге это выглядело неплохо, но в реальности ничего хорошего из этого не вышло. Может быть, у концепции и есть какой-то смысл, в том числе и для Армении, но об этом легче заявлять, нежели осуществлять».

По его мнению, «просто заявлять о концепции мало». Как уверен Фельгенгауэр, «нужна организационная работа, нужно посмотреть, как это было сделано в других странах. Я не знаю, насколько это получится у вас. Получится или просто разворуют деньги, и на этом все закончится?»

Вопросов, конечно, по этому поводу предостаточно. И не последний по важности, к каким последствиям приведет «вооружение народа» в Армении с ее традициями политического террора. Но важно другое. Можно представить себе, какого накала достигает сегодня та самая «подковерная борьба» в армянской армейской верхушке. И на этом фоне в «случайную смерть» офицера верится с трудом.