За рубежом

Турция — Евросоюз: смена стратегии?

turkey-eu-turcia-evropaНУРАНИ

В политическом лексиконе Европы появляется новый термин — Turexit. В Анкаре не исключают пересмотра своих отношений с ПАСЕ и отказа от вступления в ЕС.

Турецкие власти отменили все встречи с депутатом Бундестага Берндом Фабрициусом, который по поручению комиссии по юридическим вопросам и правам человека Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) должен был оценить ситуацию с соблюдением верховенства права в Турции. Об этом сообщил сам парламентарий, передает ТАСС.

«После того как вчера (25 апреля) ПАСЕ подавляющим большинством решила возобновить мониторинг ситуации в Турции, власти республики отменили все встречи со мной, запланированные на 3-5 мая в рамках моего визита. Фактически они наложили запрет на саму миссию», — написал он на своей странице в Facebook.

Фабрициус уточнил, что поездка планировалась еще с ноября прошлого года, были запланированы встречи с председателем Конституционного суда, с членами парламента и главами парламентских комитетов, с министром юстиции Турции Бекиром Боздагом. «Я сожалею об этом шаге и обращаюсь к турецким властям с призывом пересмотреть его. Сейчас важно не допустить разрыва связей и начать конструктивный диалог», — подчеркнул Фабрициус.

Впрочем, позиция самих европейцев диалогу сильно мешает, и это еще мягко сказано. Напомним: 25 апреля докладчица ПАСЕ по ситуации в Турции Ингебьорга Годсксен заявила, что произошедшие в Турции после попытки госпереворота изменения не отвечают стандартам Совета Европы, и предложила вернуть Анкару в мониторинговый процесс.

Речь идет о реакции Анкары на попытку военного переворота в ночь на 16 июля. Основное противостояние тогда развернулось в Анкаре и Стамбуле. Погибли более 240 турецких граждан, более 2 тысяч человек получили ранения, мятежники обстреливали парламент из военных вертолетов. В конце концов, путч был подавлен.

По обвинению в связях с организацией оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого власти обвинили в причастности к подготовке мятежа, в Турции были арестованы около 32 тысяч человек, уволены или отстранены от работы около 100 тысяч госслужащих. ЕС осудил репрессивные меры турецких властей, фактически приостановив переговоры о присоединении Турции к ЕС.

И вот теперь дискуссия развернулась в ПАСЕ. Представляя свой документ, Годсксен напомнила, что Совет Европы стал первой международной организацией, осудившей переворот. «Мы понимаем, что в Турции постоянно происходят теракты, и она под угрозой дальнейших терактов», — добавила докладчица.

Однако, по ее словам, это не оправдывает того, после «попытки переворота Турция живет в чрезвычайной положении, с этого момента в заключение попали представители оппозиционной партии». По ее мнению, «более 150 журналистов в заключении — это четкое нарушение свободы выражения мнения, свободы СМИ, это уже не европейские стандарты».

Говоря о состоявшемся в Турции 16 апреля конституционном референдуме, в ходе которого с небольшим перевесом победу одержали сторонники перехода к президентской республике, Годсксен подчеркнула, что «недавно принятые поправки в конституцию «не соответствуют нашим (Совета Европы — ред.) основополагающим и общим принципам понимания демократии».

«Мы выступили с критикой проведения референдума в условиях ЧП с ограничением основных прав и свобод», — указала она, охарактеризовав предвыборную кампанию как «несбалансированную» и «не обеспечившую равенство сторон». «Мы были удивлены и разочарованы информацией о том, что Турция, ратифицировавшая Европейскую конвенцию по правам человека и ее протоколы 6 и 13, сейчас рассматривает возможность введения смертной казни»,- сказала докладчица.

Докладчица предложила ПАСЕ поддержать перевод Анкары из постмониторингового в мониторинговый процесс. Как передает, в частности, Day.az, большинство депутатов ПАСЕ проголосовали за резолюцию, которая предполагает возвращение Турции в процедуру мониторинга ее обязательств перед СЕ. За резолюцию проголосовали 113 парламентариев, против — 45, 12 воздержались. Как того и следовало ожидать, такие оценки вызвали резкую реакцию в Анкаре.

Еще по «горячим следам» голосования министр иностранных дел Турции Мовлут Чавушоглу назвал решение Парламентской Ассамблеи Совета Европы в отношении Турции политически мотивированным. Как сообщала АПА со ссылкой на газету Milliyet, М.Чавушоглу отметил, что если таким образом стараются наказать Турцию, это может дать обратный эффект.

М.Чавушоглу подчеркнул, что до сегодняшнего дня Турция тесно сотрудничала с Советом Европы, в период реформ учитывала рекомендации этой структуры: «Между Турцией и СЕ создана Рабочая группа, мы сотрудничаем с генсеком Совета. Мы не согласны с решением ПАСЕ, которое ослабляет наше дальнейшее сотрудничество. Мы пересмотрим наши отношения с Советом Европы по некоторым вопросам. Нас вынуждают сделать это, сами мы того не желаем. К сожалению, расизм, исламофобия в странах Европы передались и европейским структурам».

Еще жестче отреагировал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Анкара готова выйти из переговоров о вступлении в ЕС, поскольку Турция не желает вечно стоять в дверях союза — об этом, сообщают «Ведомости», он заявил в интервью Reuters.

«В Европе серьезно вырос уровень исламофобии. ЕС закрывает двери для Турции, а Турция держит свои двери открытыми для всех. Если они неискренни, зачем нам продолжать ждать?» — сказал он. По словам Эрдогана, Турция ждет вступления в ЕС 54 года, имея в виду действие договора об ассоциации с Европейским экономическим сообществом. Эрдоган пригрозил провести референдум о вступлении в ЕС.

Он привел в пример волеизъявление в Великобритании. «Brexit дал Британии душевное спокойствие и повел в новое будущее. Подобное может быть применимо и к Турции», — резюмировал президент. Также Эрдоган привел в пример Францию, где ультраправый кандидат в президенты Марин Ле Пен, вышедший во второй тур, призывала к вы[оду из ЕС. «Одна или две страны не могут поддерживать ЕС. Вам нужна такая страна, как Турция, другая страна, символизирующая другую веру … Но страны — члены ЕС, похоже, не осознают этот факт», — резюмировал Эрдоган.

Неделю назад Эрдоган уже обещал вынести вопрос об отношениях с ЕС на референдум после победы на референдуме конституционной реформы в Турции о преобразовании из парламентской в президентскую республику, напоминало издание. Тогда многие европейские политики осудили непрозрачный ход голосования.

Так, канцлер Австрии Кристиан Керн заявлял о том, что Брюсселю следовало бы прекратить переговоры с Анкарой после того, как большинством голосов на референдуме в Турции было одобрено расширение президентских полномочий. А газета Die Welt еще неделю назад сообщала, что ЕС планирует обсудить вопрос временной приостановки переговоров о вступлении Турции в сообщество. Справедливости ради эту идею в Европе поддержали не все.

Министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль выступил против принятия «преждевременных решений» и прекращения переговоров о вступлении Турции в ЕС после референдума о внесении поправок в конституцию страны.

«После этого исторического голосования в Турции нам придется снова кропотливо собрать части нити диалога и связать их воедино», — заявил он в интервью газете Rheinische Post.

Габриэль указал на то, что есть целый ряд тем — от ареста журналиста Дениза Юджеля до урегулирования в Сирии, которые требуют обсуждения с Анкарой.

«Но в конечном итоге Турция сама должна решить, хочет ли она еще больше отдалиться от ЕС, — подчеркнул Габриэль. — В любом случае мы не скрываем наши сомнения относительно развития событий в Турции последних месяцев». «То, что происходит там, аресты депутатов, оппозиционеров, журналистов — все это совершенно не соответствует демократическим стандартам», — подытожил глава МИД ФРГ.

Теперь же о возможности пересмотра отношений с европейскими институтами заговорил еще один член команды Эрдогана- экс-министр Турции по делам ЕС Эгемен Бахыш.Решение Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) о возвращении Турции в процедуру мониторинга ее обязательств перед СЕ не является решением во имя демократии в Турции. Как передает Day.Az, об этом сказал в эксклюзивном интервью Trend экс-министр Турции по делам ЕС Эгемен Бахыш.

По словам Бахыша, это решение ПАСЕ является делом рук лоббистов, работающих против Турции. «Уже долгое время в европейских странах существует антитурецкое лобби. Оно распространяет дезинформацию в отношении Турции в парламентах ряда европейских стран», — сказал он. В то же время экс-министр выразил уверенность, что у Турции и Европы прочные связи в ряде сфер.

Однако он сожалеет, что вместо того, чтобы укреплять отношения с Турцией, экономика которой развивается, и которая уже стала важным игроком в регионе, ПАСЕ приняла решение под давлением некоторых сил. Как отметил Бахыш, данное решение ПАСЕ не является неожиданным.

«Перед референдумом в Турции в европейских странах оказывалось давление на турецких избирателей, блокировались митинги и собрания турецких официальных лиц. До прихода Партии справедливости и развития (ПСР) в правительство Турции страна находилась под режимом мониторинга обязательств перед СЕ. Но ПСР осуществила много реформ и страна вышла из этой процедуры, и может сделать это еще раз. Однако последнее решение ПАСЕ служит политическим интересам», — сказал он.

И подчеркнул, что Турция должна работать против этого лобби и информировать Европу о реалиях страны с помощью соотечественников, проживающих в европейских странах.