Это интересно

Сладкий звук окарины

О.БУЛАНОВА

Пожалуй, самое большое разнообразие наблюдается в сфере духовых музыкальных инструментов. Сегодня мы расскажем об очень интересном духовом музыкальном инструменте — окарине.

Название «Ocarina» произошло от «ucarina» — уменьшительно-ласкательного именование гуся в болонском диалекте итальянского языка, что можно перевести на русский как «маленький гусь» или «гусик». Изначально окариной называлась созданная Джузеппе Донати в середине XIX в. глиняная свистковая флейта в форме вытянутого яйца с носиком, в котором располагался канал для вдувания воздуха.

Вдохновением для Джузеппе Донати послужили популярные у детворы простенькие глиняные свистульки в форме птичек, способные издавать 3-5 тонов. Джузеппе нравилось их звучание, но совершенно не удовлетворяли маленький диапазон и плохой строй. Результатом работы мастера стал инструмент с прекрасным строем и диапазоном чуть больше октавы, но популярность флейте и автору принесло не это.

Настоящее новаторство Донати заключалось в создании целого оркестра из пяти (а позже — из семи) строящих между собой окарин, охватывающих диапазон, достаточный для исполнения популярной оперной музыки. В 70-х гг. XIX в. его оркестр I Celebri Montanari degli Appennini («Знаменитые горцы Апеннин») успешно гастролирует по Европе, заражая любовью к окарине все больше и больше слушателей, а последователи Джузеппе открывают мастерские в Милане, Париже и Лондоне. Благодаря им окарина из детской игрушки превращается в неотъемлемую часть истории европейской музыки.

Кстати, созданный Донати оркестр, сменивший состав и переименованный в «Gruppo Ocarinistico Budriese» («Группа окаринистов Будрио») не только еще 30 лет держался в «хит-парадах» Европы, но и прекрасно чувствует себя по сей день. Неудивительно, что такая популярность окарины быстро превратила ее имя в название целого класса инструментов. Сначала так стали называть все глиняные свистковые флейты со схожим принципом звукообразования независимо от их диапазона и изготовителя, а потом название распространилось и на более архаичные бессвистковые флейты, история которых уходит корнями в те времена, когда человек только научился обжигать глину.

Во многих источниках, посвященных истории окарины, дается весьма смелая информация о возрасте первого окариноподобного инструмента: 12 тысяч лет. Еще более смелые добавляют, что это возраст первой керамической окарины. Однако утверждать так, претендуя на историческую достоверность, было бы неправильно — ведь никаких прямых доказательств этому пока нет. Хотя возраст старейших образцов керамических изделий действительно достигает даже не 12, а 13 тысяч лет.

Такие артефакты найдены в Японии и, чуть более «молодого» возраста — на Дальнем Востоке, в Китае и Корее, но ничего похожего на музыкальные инструменты среди них не обнаружено. Более того, примитивность этих изделий и низкое качество материала заставляют сомневаться в способности их авторов выполнить тонкую работу по созданию флейты, используя известную им технологию.

Правда, в Европе найдены интересные предметы времен палеолита из фаланг оленей с проделанным в них отверстием, которые можно использовать как свисток, но в их музыкальном назначении исследователи сомневаются. Основная проблема для изготовления окарины до развития керамического производства в том, что для функционирования этой флейты нужен относительно большой замкнутый резонатор. Изготовить его из камня древнему человеку, владеющему лишь каменными орудиями, было не под силу, а кости птиц и животных больше подходят для изготовления иных типов флейт.

Вот их-то древние люди прекрасно умели делать, но это тема совершенно иного рассказа. Совсем другое дело, когда тебе подвластен такой мягкий и пластичный материал, как глина. Именно с развитием керамики окарина вписывает себя в историю. Возраст древнейшего экземпляра китайской бессвистковой окарины сюнь, имеющего всего одно игровое отверстие, насчитывает 7 тысяч лет.

На тысячу лет меньше ученые дают найденной в Македонии трехтоновой флейте, а румынский двухтоновый свисток датируется 4500 г. до н.э. С течением времени человечество продолжало успешно осваивать керамику, и гончары все чаще обращались к этому материалу для создания музыкальных инструментов. Окарины разных форм и диапазона находят на территории Индии, Египта, Средней Азии, Японии и во многих других регионах. Отдельно стоит упомянуть о глиняных флейтах индейцев древней Месоамерики (историко-культурного региона, простирающегося примерно от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа). Народы региона поздно вошли в неолит, но скорость, с которой развивалось их музыкальное искусство и производство окарин, просто поражает.

Первые американские керамические флейты появились не раньше 3 тысяч лет назад, а уже к 600 г. до н.э. диатонические окарины майя имели полноценное свистковое устройство и позволяли извлекать пять нот. Более того, многочисленные находки глиняных флейт с аналогичным строем в Колумбии позволяют утверждать, что уже в те времена существовала общепринятая интервальная система, позволявшая делать инструменты, звучащие друг с другом в гармонии.

Дальнейшее развитие глиняных флейт привело к созданию 2-, 3- и даже 4-камерных инструментов с одним каналом для вдувания воздуха и несколькими свистками, позволяющим играть аккордами, а однокамерная окарина ацтеков — уилакапицли — времен расцвета империи, имеющая четыре отверстия, была способна воспроизвести диатонические и хроматические гаммы в диапазоне октавы. Некоторые источники утверждают, что именно окарины ацтеков, привезенные в Европу вынужденным прибыть на королевский суд Фернандо Кортесом, сделали популярными те самые свистульки, вдохновившие Донати на создание его инструмента.

Итак, под именем окарина специалисты объединяют инструменты, не связанные ни происхождением, ни музыкальным строем. Как было уже упомянуто выше, главным признаком, объединяющим все множество этих флейт, является способ звукообразования. В чем же его особенность? Наверное, не стоит вдаваться в тонкости физики, поэтому поговорим лишь о принципиальном отличии окарин от других типов флейт. Высота тона продольных и поперечных флейт зависит от длины столба воздуха внутри нее. Чем он короче, тем выше звучание инструмента.

Закрывая и открывая игровые отверстия на такой флейте, мы управляем именно этим параметром. Естественно, чтобы флейта издавала нужную нам ноту, игровые отверстия должны находиться на строго определенных расстояниях от свистка инструмента. В окаринах же понятие длины столба воздуха отсутствует вовсе. Дуя в окарину, мы увеличиваем давление воздуха в ней, сжимая воздушную «пружину». Когда давление внутри инструмента превысит давление снаружи, «пружина» разжимается, «выстреливая» воздух из резонатора. Временем, затраченным на этот процесс, и определяется высота звучания инструмента.

Чем больше объем резонатора, тем дольше приходится сжимать «пружину», а, значит, уменьшается частота колебаний воздуха. Открывая игровые отверстия, мы увеличиваем площадь давления внешнего воздуха на «пружину», помогая ей сжиматься быстрее, и наша окарина берет более высокий тон. Независимость звучания инструмента от формы резонатора дает возможность мастерам проявить максимум фантазии при изготовлении окарин, а свободное расположение игровых отверстий (ведь высота звука зависит лишь от их площади) открывает возможность изобретения самых фантастических аппликатур, ограничивая мастера только удобством игры.

В наше время распространены два типа аппликатур: последовательная, когда для того, чтобы сыграть гамму, нам нужно поочередно открывать каждое из отвечающих за свой тон отверстий; и перекрестная, когда ноты извлекаются различным сочетанием закрытых и открытых отверстий, количество которых меньше, чем диапазон флейты. Перекрестную систему еще называют английской, т.к. популярной она стала благодаря англичанину Джону Тэйлору, создавшему в 1963 г. окарину с четырьмя игровыми отверстиями, способную воспроизводить хроматический звукоряд в пределах октавы.

Особняком стоят не слишком распространенные, но очень интересные инструменты, имеющие лишь одно довольно большое игровое отверстие. Управляя площадью отверстия ладонью, на таком инструменте можно добиться плавного изменения тона. Конечно, мелодию на такой окарине сыграть сложно, но импровизировать на этакой духовой версии терменвокса очень интересно.

Пожалуй, единственной ложкой дегтя в устройстве окарины является ограниченность ее диапазона. Однокамерная окарина способна звучать в диапазоне чуть больше октавы, и чтобы обойти это ограничение, приходится прибегать к таким ухищрениям, как создание нескольких камер разного объема. Сегодня рост популярности окарины можно без всякого преувеличения сравнить с революцией, которую произвела окарина Донати в XIX в. Как и в случае с Донати, здесь не обошлось без своих героев. Вместе с интересом к фолк-музыке с 60-х гг. росла и популярность окарины в Европе и США, но главный удар пришел из… Японии.

Выступления музыканта и мастера по изготовлению окарин Содзиро Номуры сделали окарину поистине культовым инструментом в Японии. Такая популярность не могла не привести к использованию образа и звучания окарины в произведениях самых различных направлений искусства, поддерживая интерес к флейте, а после выпуска в 1998 г. компанией «Nintendo» видеоигры «The Legend of Zelda: Ocarina of Time», моментально ставшей культовой и не потерявшей популярности до сих пор, окарина завоевала весь мир. Об этом хорошо свидетельствует история создания одной из известных фирм по производству окарин — «Songbird Ocarinas».

Ее создатель Дэррин Сонгберд занимался производством и продажей окарин в одиночку, но после выхода игры спрос на инструменты возрос настолько, что ему пришлось нанимать своих друзей, чтобы суметь удовлетворить потребности клиентов. Неудивительно, что среди множества вариантов окарин, изготавливаемых этой фирмой, есть серия, посвященная игре. Многообразие окарин сейчас настолько велико, что подобрать для себя инструмент из глины, стекла или пластика не составит труда, а простота этой флейты позволит вам играть, даже впервые взяв ее в руки. Играть на окарине очень приятно.

Ее мягкий и какой-то домашний звук успокаивает и поднимает настроение, а красота самого инструмента радует глаз. Как свидетельствуют самые разные люди, впервые взявшие окарину в руки, удовольствие от игры просто гарантировано, а если вам повезет приобрести окарину в виде чашки, то можете совместить это приятное времяпрепровождение с таким не менее приятным занятием, как чаепитие.

Любопытно и неожиданно, что обычный свисток, которым пользуются судьи и тренеры, устроен точно так же, как и окарина, и является по своей сути окариной. Если вы хотите быстро сделать собственную окарину, то можно вынуть шарик из свистка, просверлить по бокам пару отверстий — и получите инструмент о четырех нотах.

Окарина распространена в мире гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Например, на окарине играет музыку аниме хранитель леса Тоторо в знаменитом аниме «Мой сосед Тоторо».

По материалам melma.ru, aif.ru и bibliofond.ru