За рубежом, Эхо

Ждать ли нового передела в Центральной Азии?

central-asia-border-granicaА.ШАКУР

Власти Таджикистана официально обвинили узбекских пограничников в нарушении государственной границы, незаконном проникновении на территорию республики, убийстве одного из местных жителей и похищении его тела. Об этом со ссылкой на пресс-службу Пограничных войск Госкомитета нацбезопасности Таджикистана передает агентство Avesta.

Как пояснили в ведомстве, «узбекские пограничники нарушили государственную границу Республики Таджикистан, углубившись на 100 метров от линии прохождения границы, и совершили вооруженное нападение на трех граждан Республики Таджикистан, жителей населенного пункта Шулум города Турсунзаде, которые занимались выпасом скота».

По версии таджикской стороны, трое жителей Шулума пасли скот вблизи границы, когда двое узбекских пограничников «с целью задержания пастухов и скота, нарушив границу», вторглись на территорию Таджикистана на расстояние 100 метров от линии госграницы и обошли их с тыла. В Душанбе подчеркивают, что пастухи, увидев пограничников, решили отогнать скот в глубь территории Таджикистана, однако, не успев уйти, были задержаны узбекскими пограничниками.

При задержании местные жители сообщили иностранным военным, что те находятся на территории Таджикистана и об их неправомерных действиях будет доложено начальнику погранзаставы Таджикистана.

«В это время один из узбекских пограничников, услышав заявление пастухов, разозлился и, сказав: «Я вам сейчас покажу», открыл огонь с расстояния трех метров из огнестрельного оружия, в результате чего одним выстрелом смертельно ранил гражданина Таджикистана Аслиддина Шоимова и тремя выстрелами в правую руку и ногу ранил его брата», — пояснили в Душанбе.

В Таджикистане подчеркивают, что после инцидента узбекские пограничники «с целью укрытия своих неправомерных действий» унесли тело пастуха на территорию своей страны, а остальных отпустили на месте. Прибывшая на место инцидента тревожная группа погранзаставы Таджикистана доставила раненого брата пастуха в больницу.

«В ходе расследования на месте инцидента обнаружены гильзы 7.62 миллиметра, принадлежащие узбекским пограничникам, и многочисленные следы крови, ведущие на территорию Узбекистана. Вместо того, чтобы принимать все меры по установлению истинных причин возникновения инцидента, пограничный представитель Узбекистана по Узунскому участку обвиняет в происходящем таджикскую сторону», — заявляют в Душанбе.

В итоге Таджикистан обвинил своего географического соседа в нарушении «норм международных и двусторонних соглашений, договоренностей, достигнутых в ходе рабочих встреч руководителей пограничных ведомств сторон, и линии поведения пограничников на таджикско-узбекской границе по поддержанию дружеских добрососедских отношений». Версия Узбекистана относительно произошедшего прямо противоположная, отмечает Newsru. В Комитете по охране государственной границы Службы национальной безопасности Республики Узбекистан (КОГГ СНБ) таджикских пастухов обвинили в незаконном проникновении на территорию страны и нападении на пограничников.

В ведомстве подчеркивают, что в соответствии с линией поведения на узбекско-таджикской госгранице пограничный наряд Узбекистана начал осуществлять выдворение скота обратно на территорию Таджикистана, сообщает портал «Подробно.uz». «В момент выдворения к пограничному наряду со стороны Таджикистана начали приближаться трое неизвестных лиц, которые углубились на территорию Узбекистана около 50 метров и начали выкрикивать в адрес пограничного наряда претензии о незаконном выдворении скота, говоря якобы о принадлежности местности Таджикистану, а также, используя нецензурную лексику, начали провоцировать состав наряда.

На требования пограничного наряда о возвращении их на территорию РТ не подчинились и напали с использованием ножа и палки на состав пограничного наряда Узбекистана», — заявляют в Ташкенте. В столице Узбекистана пояснили, что узбекским пограничникам пришлось открыть огонь «в целях обеспечения собственной безопасности, отражения нападения и недопущения захвата оружия».

В Узбекистане также подтвердили смерть Шоимова, при этом отметили, что остальным двум нарушителям удалось скрыться на сопредельной территории. «Необходимо отметить, что, несмотря на приглашение узбекской стороной погранпредставительского аппарата Таджикистана по Турсунзадевскому участку на встречу для рассмотрения причин возникновения инцидента, последние не прибыли. В связи с изложенным узбекская сторона призывает таджикских коллег провести разъяснительно-профилактические мероприятия с жителями приграничья по недопущению нарушения госграницы Узбекистана», — резюмировали в Ташкенте.

Эксперты весьма уклончиво отвечают на вопрос, идет ли речь о разовом, пусть и весьма опасном, инциденте, или же между Узбекистаном и Таджикистаном разгорается серьезный территориальный конфликт. Потенциальной почвы для него предостаточно. В Узбекистане наличествует серьезная таджикская община, в Таджикистане — узбекская, что уже может создать очаги сепаратизма, особенно, если пламя умело раздувать. Наличествует между двумя странами и «водный» конфликт.

Об этом уже не раз сообщалось в СМИ, но, тем не менее, напомним: еще в годы существования СССР в Таджикистане началось строительство Рогунской ГЭС с огромным водохранилищем, но стройка не завершена до сих пор. Более того, проект вызывает серьезные возражения у Узбекистана. В Центральной Азии вода всегда была весьма ценным ресурсом. А водные ресурсы распределяются весьма деликатным образом. Почти вся вода, используемая в Средней Азии, берется из двух главных рек — Сырдарьи и Амударьи, которые формируются в горах Памира и Тянь-Шаня.

Сырдарья течет из Кыргызстана через Таджикистан в Узбекистан (через густонаселенную Ферганскую долину) и Казахстан, Амударья — из Таджикистана в Туркменистан и Узбекистан. Технологии распределения воды в Центральной Азии копились тысячелетиями. Строить плотины и водохранилища здесь тоже начали в глубокой древности. А должность мираба — распределителя воды — всегда считалась почетной. Но в советские годы традиционная система распределения воды была «сломана».

Одновременно на месте Кокандского и Хивинского ханств, Бухарского эмирата, Туркестана и т.д. создавались новые союзные республики. Решался по-советски и «водный вопрос»: в горах строились водохранилища, которые предназначались для сбора воды зимой и распределения ее летом, когда она крайне необходима на полях. Но с распадом СССР и эта система перестала действовать. К тому же Россия сначала обещала Таджикистану достроить Рогунскую ГЭС, а затем заверила Узбекистан, что без его согласия делать этого не будет. А это уже заставляет по-иному взглянуть на инцидент у границы.

Плюс ко всему эксперты напоминают: все произошло на весьма примечательном фоне. Прежде всего именно на Центральную Азию выходит российское расследование теракта в Санкт-Петербурге. Как сообщают «Вести», накануне в Московской области задержали одного из организаторов теракта в метро Санкт-Петербурга. Как сообщили в ФСБ, это 27-летний выходец из Центральной Азии. По оперативной информации, именно он подготовил террориста-смертника, который привел в действие самодельную бомбу в метро. Названо и имя — Аброр Ахрарович Азимов. «При обыске у подозреваемого обнаружен пистолет, предположительно боевой, системы Макарова. Магазин неполный — возможно, оружие уже использовалось.

Оперативник подтверждает: оружие боевое. В пакете коробка с телефоном и зарядник, какие-то бумаги с именами, картой, адресами. Предположительно, именно с этого мобильного устройства и был отдан сигнал на подрыв террориста-смертника Акбарджона Джалилова. Задержанный доставлен в Следственный комитет, телефон проверят специалисты», — сообщают «Вести». «Азимов доставлен к следователю, в настоящее время с ним проводятся следственные действия.

В ближайшее время следствие планирует обратиться в суд с ходатайством об избрании задержанному меры пресечения. Работа по установлению организаторов террористического акта продолжается», — отметила Светлана Петренко, и. о. руководителя Управления взаимодействия со СМИ СК РФ. И как подчеркивает российский телеканал, по данным следствия, в организацию теракта предположительно было вовлечено несколько групп, большая часть из них — выходцы из Центральной Азии.

По всей видимости, задержанный и есть тот самый человек, который подготовил и снарядил смертника. Сам Джалилов родился и вырос в Кыргызстане, но он при этом этнический узбек. Но это еще не все. Инцидент на узбекско-таджикской границе вспыхнул на фоне как минимум неоднозначных новостей из Афганистана. Еще в минувшие выходные мировые СМИ обсуждали новость: США применили в этой стране свою самую мощную неядерную бомбу.

Как сообщило военное ведомство США, американская авиация применила в Афганистане авиабомбу GBU-43/B MOAB (Massive Ordnance Air Blast Bomb), известную также под названием «Мать всех бомб», передавал, в частности, «Голос Америки». «Мы… гордимся нашими военными, и это было еще одно событие, (свидетельствующее о нашем) успехе», — так охарактеризовал применение самой мощной неядерной бомбы президент Трамп.

По словам Трампа, военные получили «полную санкцию» на использование этого оружия. Несколько источников в Пентагоне сообщило, что боеприпас был сброшен в районе Ачин, провинция Нангархар, неподалеку от пакистанской границы. Целью авиаудара стали объекты боевиков «Исламского государства» в регионе. Удар был нанесен по комплексу Тора-Бора, системе пещер и подземных ходов.

Данные о том, какой ущерб понесли боевики, разнятся, но очевидно, что речь идет о десятках погибших. Российские СМИ всячески иронизировали, что комплекс Тора-Бора в свое время сооружался при поддержке США для моджахедов, которые вели борьбу с СССР в Афганистане.

Но за кадром оставалось другое: укрепление позиций Вашингтона в Афганистане как минимум меняет расклад сил в Центральной Азии. А для Москвы провоцирование конфликтов между странами всегда было главным инструментом региональной политики, направленной на то, чтобы не допустить укрепления там не своего влияния.