За рубежом, Эхо

Армения — Грузия: «диалог с препятствиями»

arm-gruzНУРАНИ

В центре внимания СМИ Армении — дипломатическая хроника. Ереван посетил с визитом глава МИД Грузии Михеил Джанелидзе. Он провел в Ереване целую серию встреч и переговоров. И теперь армянские СМИ старательно и тщательно информируют аудитории об итогах поездки. Внешне, как того и следовало ожидать, все выглядело вполне пристойно и гладко.

«На камеру» было сказано немало слов о дружбе и сотрудничестве. Армения и Грузия обладают большим неиспользованным потенциалом для сотрудничества — такое мнение на брифинге с министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном выразил глава МИД Грузии Михеил Джанелидзе, передает «АрмИнфо».

«2017 год особенный для армяно-грузинских двусторонних отношений — мы отмечаем 25-летие установления дипломатических отношений. За эти годы, благодаря совместным усилиям, удалось развить взаимовыгодное партнерство, основанное на взаимном доверии. Хотел бы также поздравить Армению с прошедшими выборами в Национальное собрание, которые ознаменовали переход к парламентской форме правления», — сказал грузинский министр.

Глава МИД Грузии отметил, что в ходе встречи с армянским коллегой были обсуждены все основные направления сотрудничества, было подчеркнуто обоюдное стремление интенсифицировать политический диалог. «Мы обсудили перспективы развития торгово-экономических отношений, коснулись таких направлений взаимодействия, как транспорт, энергетика, туризм, культура, искусство. Была подчеркнута важность использования транзитного потенциала между Арменией и Грузией в таких направлениях, как транспорт и логистика, посредством реализации совместных проектов, в том числе и использование инфраструктуры Черноморского порта», — сказал Джанелидзе.

В то же время грузинский министр отметил, что на встрече также затрагивались вопросы расширения взаимодействия в рамках международных организаций, особое внимание было уделено региональным вызовам.

«Мы обсудили ситуацию на оккупированных территориях Грузии. В тоже время, подчеркнули важность сохранения стабильности и безопасности в регионе. Коснулись евроинтеграции Грузии. Выразили удовлетворение завершением переговоров между Арменией и ЕС вокруг нового рамочного соглашения», — сказал министр, добавив, что удовлетворен итогами переговоров в Ереване, и выразив готовность содействовать реализации достигнутых договоренностей.

Вряд ли стоит напоминать: Армения и Грузия — соседние страны, а с соседями лучше жить в мире и согласии, а если получится, то и развивать экономическое сотрудничество. У Еревана здесь есть и свой особый интерес. Излишне напоминать: Грузия для Армении — настоящая «дорога жизни», не важно, идет ли речь о России или странах Европы. Из четырех границ, которые есть у Армении, одна (с Азербайджаном) превращена в линию фронта, другая (с Турцией) закрыта.

Есть еще граница с Ираном, но там нет практически никакой транспортной инфраструктуры. Правда, те, кто чуть лучше знаком с ситуацией в двусторонних отношениях Армении и Грузии, в том числе в вопросах логистики, напоминают: на самом деле Ереван постоянно пытается продвинуть вопрос об альтернативе КПП «Верхний Ларс», через который идет практически весь транзит из Армении в Россию и обратно, но заметных результатов нет.

Грузия предлагает Армении использовать для транзита ее порты на Черном море, но на такое у армянских предпринимателей банально нет средств. В Ереване пытаются добиться открытия транзита по Транскавказской автомагистрали, проходящей через оккупированный Россией Цхинвали и Рокский тоннель, и абхазскому участку Грузинской железной дороги, но безрезультатно. Идти на компромисс в вопросах собственной территориальной целостности в Тбилиси по понятным причинам не намерены.

И, судя по тому, что на переговорах с Джанелидзе эта тема вообще не была «обозначена», ситуация для Еревана складывается не лучшим образом. Правда, по вполне понятным причинам вслух об этом в Ереване предпочитают не говорить. Другое дело, что здесь учитывают и внутриполитические реалии. Да, парламентские выборы в Армении завершены, но де-факто власть продолжает жить в режиме «предвыборной кампании».

Конечно, Центризбирком «нарисовал» Республиканской партии Армении вполне приличные циферки, но кое-кому в ереванских высоких кабинетах положили на стол реальные результаты голосования, которые, мягко говоря, оптимизма хозяевам этих кабинетов не прибавили. Знают в ереванских кабинетах и другое: один из главных упреков в адрес властей — это превращение Армении в «форпост» Москвы. Сегодня, на фоне роста напряженности в отношениях России и стран Запада, многих ереванских аналитиков это по-настоящему пугает.

Так, руководитель аналитического центра «Модус вивенди» Ара Папян, рассуждая об обострении российско-американских отношений в результате последних развитий в сирийском конфликте, признал: «Думали, что Трамп придет к власти и выполнит свои обещания. Разумеется, одним из важнейших векторов этих обещаний был сирийский вопрос. Но ракетный обстрел США по Сирии показал, что у США состоявшаяся политика и они руководствуются своими интересами». Затем констатировал, что процесс сближения российско-американских отношений потерпел фиаско.

После чего предупредил: «Мы оказываемся между двух лагерей, что всегда было для нас вредно». Как напомнил Ара Папян, присутствие в Армении российской военной базы ставит страну во «фронтовое положение». На этом фоне отношения с Грузией, которая уже добилась безвизового режима с ЕС и успешно сотрудничает с НАТО, «подаются» в Ереване как наглядное свидетельство, будто бы Армения еще сохраняет для себя свободу внешнеполитического маневра.

Одно плохо: в реальности никакой свободы маневра у Армении давно нет. Страна находится в тотальной зависимости от России. И эта зависимость уже оказывает самое непосредственное влияние на отношения Армении и Грузии. В те же дни, когда Налбандян и Джанелидзе рассуждали о сотрудничестве и развитии двусторонних отношений, Бако Саакян, именующий себя «президентом Арцаха», направил поздравительное послание Анатолию Бибилову, которого армянские СМИ представили как «избранного президента Республики Южная Осетия — Государства Алания».

Бако Саакян рассыпается в комплиментах: «Уверен, ваши личные качества, пройденный вами путь, знания и большой опыт государственного и военного деятеля создадут необходимую основу для того, чтобы под вашим руководством братская Южная Осетия и далее продолжала поступательно развиваться и укреплять свою национальную государственность».

Если кто забыл: «Южная Осетия», она же «Государство Алания» — это такой же марионеточный оккупационный режим, как и тот, от имени которого периодически «светится» в СМИ сам Саакян, с той лишь разницей, что в 2008 году Россия признала цхинвальских марионеток «независимым государством» и вслед за ней это сделали еще несколько «прогрессивных стран» вроде Венесуэлы или Науру.

И теперь регулярно разыгрывает здесь фарсы с «выборами», «референдумами» и т.д. А Армения, как показывают новости, «высказывается в поддержку». Правда, делает это она «от имени» марионеточного оккупационного режима в Ханкенди, но, положа руку на сердце, кто в реальности может поверить в «независимость» господина Саакяна от господина Саргсяна, а господина Саргсяна — от господина Путина?

Такой маневр в Ереване предпринимают не впервые. Как утверждали «осведомленные источники», двинув танки через Рокский тоннель на территорию Грузии для того, чтобы «примерно наказать» непокорного Саакашвили, а затем признав оккупированные грузинские регионы — Абхазию и Южную Осетию — независимыми государствами, Россия потребовала того же от своих сателлитов. Но в «форпосте» банально не решились: в таком случае блокированной оказалась бы еще и граница с Грузией, и пережить такой логистический шок у Армении было немного шансов.

Зато о «признании независимости» Южной Осетии и Абхазии громогласно объявили в Ханкенди. В Армении были уверены, что продемонстрировали чудеса сбалансированной дипломатии: и «отметились», и в то же время почву для полноценного дипломатического конфликта с Грузией как бы не создали. Только вот, во-первых, такой «финт ушами» может произвести впечатление только на самых отчаянных дилетантов. А во-вторых, и «в-главных», поддержка российской оккупации не ограничивается только действиями Саакяна.

То же агенство «АрмИнфо», цитируя заявление Джанелидзе, выражение «оккупированные территории» в отношении Южной Осетии и Абхазии посчитали необходимым взять в кавычки. А еще раньше «депутат парламента Абхазии» Левон Галустян рассказывал в интервью армянским СМИ, как активно сотрудничает Ереван с сухумскими марионетками.

Понятно, что говорить об этом на совместной пресс-конференции двух министров не комильфо, но в том, что все эти малоприятные реалии не ускользнули от внимания Тбилиси, сомнений тоже нет.

В Армении, конечно, могли бы попытаться снизить свою провокационную активность и минимизировать риски, что в один далеко не прекрасный момент грузинское «окно в мир» для Армении может захлопнуться, но…ключевые решения уже давно принимаются не в Ереване.