Культура и Общество

«Эхо разума» из Гобустанской колонии для осужденных

gobustan-sergey-strelyaevО.БУЛАНОВА

В Гобустанской колонии для осужденных на пожизненное заключение состоялась презентация седьмого по счету авторского сборника русскоязычного поэта Азербайджана Сергея Стреляева. На презентации присутствовали представители руководства колонией, члены Союза писателей Азербайджана, правозащитники, юристы, журналисты, родственники и друзья Сергея.

Можно смело утверждать, что поэт Сергей Стреляев на сегодняшний день — самый любопытный и вызывающий максимальный интерес поэт в стране. Во-первых, своим недюжинным талантом, который, кстати, проявил себя уже в Гобустане, когда у других в подобных условиях опускаются руки и люди ставят на себе крест. Но Сергей не сломался: он активно творит, выпустил за пятнадцать лет пребывания в колонии семь книг.

Во-вторых, своей судьбой, такой не похожей на судьбы других литераторов: он осужден на пожизненное заключение, но вину свою на суде не признал. Правозащитные организации, адвокаты и те, кто имел возможность ознакомиться с делом, также в один голос утверждают, что все улики — лишь косвенные.

В-третьих, около трех лет назад Сергей женился и уже является отцом. Свадьба с заключенным — явление нередкое, но заключение брака с «пожизненником» — случай беспрецедентный. Сергей неслучайно назван выше не русским, а русскоязычным поэтом, хотя по национальности он самый что ни на есть русский.

Однако всем своим творчеством он доказывает, что прежде всего он — гражданин своей страны и принадлежит к народу Азербайджана, прекрасно говорит на азербайджанском. Его любовь к своей Родине несомненна и находит выражение во всех без исключения поэтических сборниках.

В последнем есть, например, такое стихотворение: «Родину любят за то, что она/ Просто твоя, без причин и без платы,/ А не за то, что она столь сильна,/ Столь знаменита иль очень богата». Каждый сборник Сергея — яркое явление на литературном небосводе нашей страны. Не стал исключением и нынешний сборник — «Эхо разума». Название, подошедшее бы, скорее, философскому труду, нежели поэтическому сборнику. Однако этот сборник не совсем обычен — он на самом деле напоминает философические размышления о жизни, выраженные поэтическим языком.

Например, такие: «Загадок много издревле нашли/ И до сих пор все ими одержимы:/ Хотя бы та, как мы произошли?/ Хоть знать важней, какими быть должны мы». Сергей и раньше обращался к теме, которую великий русский поэт Владимир Маяковский очень образно обозначил как «Что такое хорошо и что такое плохо». Размышления о том, как жить, с какими нравственными идеалами, какие нравственные ориентиры должен выбрать человек — вот основная составляющая нового сборника.

Если абстрагироваться от возраста Сергея, то после прочтения стихов возникает ощущение, что писал эти произведения мудрый пожилой человек, проживший долгую жизнь и много повидавший на своем пути. И желающий поделиться своими рассуждениями, наблюдениями и выводами с подрастающим поколением: «Как обучать? Об этом каждый спросит,/ Кто взял ученье в ремесло свое./ Плохой учитель истину подносит,/ Хороший учит находить ее».

И вот Сергей как раз учит своими стихами ее находить. Но ему тридцать с небольшим, и 15 лет он провел по злой иронии судьбы в полном отрыве от действительности. Откуда такое знание жизни? Откуда столько зримого опыта, воплощенного в поэтических строках? А вот тут мы подходим к феномену Поэта, личности несколько мистической. Что такое талант? Что такое поэзия? Насколько человек, который пишет стихи, сочиняет их?

Иными словами, насколько он их выдумывает? Видимо, приходится признать, что мнение, будто настоящим поэтам стихи диктуются свыше, имеет реальное под собой обоснование. Ничем другим объяснить уникальное виденье жизни у Сергея Стреляева нельзя! «Поэзией, которая видна,/ Считают то, что живописец пишет./ Поэзии же тонкая струна/ Есть живопись, которую все слышат».

При этом — и это важно! — его стихи, посвященные самым разным аспектам бытия, лишены скучного морализаторства, которым довольно часто грешат некоторые профессиональные литераторы, до состояния манной каши разжевывающие прописные истины и скармливающие эту субстанцию читателю.

Как же Сергею удалось соблюсти ту тонкую грань между «размышлизмами» и нудным поучением? Наверное, он очень четко понимает разницу между моралью и нравственностью. Мораль — это то, чем живет общество сегодня. Мораль меняется не только на протяжении столетий, но даже на протяжении десятилетий. То, что являлось аморальным вчера, сегодня — норма. И наоборот.

Нравственность же — это вечные ценности. Нравственные законы создавались человечеством тысячелетиями и зачастую предвосхищали мораль общества. Они очень четко сформулированы практически во всех священных книгах всех религий — начиная от Евангелий и кончая Кораном. Это заветы, по которым следует жить. Еще очень хочется отметить, что Сергей как поэт продолжает расти. Его слог становится все более выверенным, образы — выпуклыми, сравнения — точными. Но кое-что остается и без изменений, и это хорошо!

В его поэзии по-прежнему нет витиеватости, за которой очень часто теряется смысл, а стихотворение напоминает причудливое кружево, и читатель не может понять, а что, собственно, поэт сказать-то хотел? Одни красивые слова. То, что говорит Сергей, понятно всем. И всем очень близко. Потому что темы, которые он поднимает, — они общечеловеческие. Поэтому его стихи нельзя отнести к какой-то одной аудитории. Сергея читают все без исключения: и юные девушки, ищущие проникновенных строк о любви, и серьезные мужчины, прошедшие войну…

И все находят там для себя что-то ценное. У него масса поклонников, прием в разных странах. Одна даже приехала из России специально на презентацию! Незнакомый человек отложил все свои дела и посчитал необходимым лично засвидетельствовать поэту свое уважение и восхищение.

На презентации было сказано много теплых слов, высказано много пожеланий, и все без исключения надеялись, что новый сборник поэт будет презентовать уже на свободе. Были высказаны также пожелания Сергею написать заявление в Союз писателей Азербайджана.

И в этом нет ничего из ряда вон выходящего: в местах лишения свободы люди лишены лишь свободы передвижения, все остальное им не заказано: они учатся, достигают каких-то высот, получают даже научные степени, становятся членами разнообразных союзов, в том числе и творческих. Союз писателей только выиграет, обогатившись таким ярким и талантливым поэтом.