Точка зрения, Эхо

А что будет, если в Баку «Искандеров» не испугаются?

nurani-exo-foto-2НУРАНИ

Трактат Сунь-Цзы «Искусство войны», написанный еще в V-IV веке до новой эры, до сих пор остается одной из самых востребованных книг и, как утверждают знающие люди, включен в учебную программу многих уважаемых военных академий мира, где курсанты наряду с самыми современными образцами оружия изучают и философские наставления китайского мудреца.

В числе которых обязательно присутствует и такой совет, без всякой иронии, на все времена: «Нет беды тяжелее, чем недооценивать противника». А самый верный путь к такой фатальной ошибке — это сделать ставку не на реальную военную силу, не на продуманные маневры и не на мощь собственного оружия, а на эфемерные категории вроде «боевого духа» и в глубине души уверить себя, что по ту сторону границы или линии фронта собрались исключительно трусы и потенциальные дезертиры, которые при первых же признаках надвигающейся грозы немедленно засверкают пятками и капитулируют.

Классический пример — канонизированный ныне в России Николай II, который в ответ на возражения своих генералов о том, что военная операция против Японии недостаточно хорошо подготовлена, уверенно отвечал: «Вы не учитываете доблесть русского солдата!» В переводе это означало, что японцы устрашатся военной мощи Российской империи и тут же капитулируют.

В реальности все, напомним, закончилось Цусимой, и слово «Цусима» на десятилетия вперед стало обозначать катастрофу. В декабре 1941 года ту же ошибку совершат сами японцы, устроив налет на военно-морскую базу США в Перл-Харборе на Гавайях. В Токио не собирались высаживать десант на тихоокеанском побережье США и идти маршем до Вашингтона. Здесь были уверены, что решимость японских солдат до смерти напугает Америку, и там не станут препятствовать японской экспансии на Тихом океане. Не вышло. И перечислять такие прецеденты можно до бесконечности.

Не беремся утверждать, читал ли Сунь-Цзы нынешний президент Армении или кто-то из его «ближнего круга». Но апрельские бои, первую годовщину которых отмечают в эти дни и в Баку, и в Ереване, показали: Армения этой самой фатальной ошибки не избежала. Вряд ли стоит напоминать: двери своих арсеналов любое государство предпочитает держать закрытыми во всех смыслах. Но, тем не менее, даже во вполне открытых источниках было достаточно информации к размышлению: военно-силовой баланс в регионе «сдвинулся» в пользу Азербайджана. Новые образцы оружия демонстрировали на парадах, обращение с ними отрабатывалось на учениях.

И уж тем более СМИ сообщали о том, что военный бюджет Азербайджана перекрывает весь госбюджет Армении. Думающие аналитики, конечно, посоветовали бы своему президенту договариваться с Баку, пока еще на это есть шансы и пока по ту сторону линии фронта не лопнуло терпение. Увы, то ли в результате рекордных темпов миграции в Армении случился, пардон, «дефицит мозгов», то ли воспоминания о событиях начала девяностых слишком сильно «гипнотизировали» ереванских бонз, но в апреле 2016 года, столкнувшись с ростом дипломатического давления на переговорах по Карабаху, в Ереване решили устроить на линии фронта этакую «акцию устрашения», «напугать» Азербайджан и тем самым сделать Баку «посговорчивее»…А закончилось все очевидным и оттого еще более обидным поражением.

То, что происходило на Агдеринском и Ходжавенд-Физулинском направлениях, никоим образом не напоминало боевые действия первой половины девяностых. Это была совсем не та война, к которой готовились в Ереване. Теоретически у Армении после апрельских боев был шанс «вскочить в уходящий поезд» и выторговать на переговорах мало-мальски приемлемые для себя условия. Но в Ереване пошли другим путем. И сделали ставку на российские «Искандеры». Которые провезли по ереванской площади Республики на параде с оркестром с одной целью: напугать Азербайджан. Только вот, похоже, не задали себе простого вопроса: а что будет, если в Баку этих самых «Искандеров» не испугаются?

И, как это нередко случается в жизни, самым важным оказался именно ответ на неозвученный вопрос. Потому как в Баку не испугались. И разъяснили, что, во-первых, желанного «абсолютного перевеса» предназначенные для точечных ударов «Искандеры» Армении еще не гарантируют. А во-вторых, попытка их применить вызовет уже ответный удар со стороны Азербайджана, и тут мало не покажется. В Ереване все это привычно пропустили мимо ушей, решили, что хронику с парада, наверное, видели не все, и президент Армении Серж Азатович Саргсян принялся разглагольствовать по поводу «Искандеров» и грозить их применить при каждом удобном случае.

А вот на это его «бряцание языком», напомним, ответил уже президент Ильхам Алиев. По словам которого, «они (ереванское руководство — Н.) знают о мощи наших ракет дальнего радиуса действия, боевых беспилотных аппаратов. Мы практически не использовали их. Если мы используем их, камня на камне от противника не останется на оккупированных территориях. Пусть политическое руководство Армении знает об этом, в следующий раз следит за своими словами и не испытывает наше терпение».

А еще через несколько дней Первый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева призвала матерей солдат Армении не жертвовать своими сыновьями в угоду оккупационной политики Еревана.»Что делает армянский солдат на территориях Азербайджана?! Причиной конфликта и потерь является присутствие армянских солдат на азербайджанских землях. Обращаясь к армянским матерям, хочу сказать: не позволяйте своим сыновьям стать жертвами оккупационной политики», — заявила М.Алиева в ходе встречи с группой солдат и офицеров азербайджанской армии, получивших ранения в ходе апрельских боев в 2016 году. Первый вице-президент подчеркнула, что конфликт должен найти свое решение в кратчайшие сроки в рамках территориальной целостности Азербайджана и норм и принципов международного права.

И вот теперь уже понятно: проиграв апрельские бои, Армения проиграла еще и «послеапрельский» политический торг. Потому как можно, конечно, при помощи фальсификаций, подкупа избирателей и прочих уверток так «отполировать» выборы, чтобы избирательный блок первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, выступающего за компромисс с Азербайджаном, вообще не попал в парламент, только вот это «передергивание бюллетеней» не отменяет неудобной реальности, в которой оказалась Армения. Ее вооруженные силы отстают от азербайджанской армии по всем показателям, от «живой силы» до «матчасти», на поколение.

До апреля можно было «кидать» эффектные фразочки вроде «у Армении армия, а у Азербайджана вооруженные формирования», но теперь они звучат не особо убедительно. В начале девяностых на стороне Армении воевали регулярные российские части, но теперь повторить такой опыт затруднительно. Во-первых, санкции за Крым как-то не поощряют Россию к резким телодвижениям на постсоветском пространстве. А во-вторых, о сдаче внаем оружия и личного состава можно было легко «договориться» в то время, пока со стороны Азербайджана фронт держали добровольческие батальоны. А теперь, когда азербайджанская армия продемонстрировала и мощь, и выучку, уже понятно, что «легкой прогулки в горах» не будет, а значит, есть серьезный риск получить впечатляющий поток «груза 200» уже с базы в Гюмри и неизбежные вопросы, что же такое происходит в российском «форпосте».

В такой ситуации любой командир потенциального 366-го полка десять раз задумается, стоит ли принимать даже самое лестное предложение «немного пострелять», так что беспроигрышных вариантов действий у Еревана просто нет. Подаренные Россией «Искандеры», судя по всему, сыграли с Арменией злую шутку. А вот тут уже не получится не задать совсем уж неожиданный вопрос: а чем руководствовалась в случае с «Искандерами» Россия? Здесь просто поддались ереванскому профессиональному хныканью и не просчитали, скажем так, последствий? Об этом можно было бы гадать очень долго, если бы новостные ленты не приносили сколько угодно доказательств, что ту же ошибку, но уже не в масштабах Южного Кавказа, совершает и Москва.

Российские СМИ переполнены апокалиптическими заголовками: американские танки подошли к Москве на беспрецедентно близкое расстояние! Стилистика, напоминающая фронтовые сводки, повествует о том, что американские танки «Абрамс» размещены в странах Балтии в рамках стратегии НАТО по укреплению своего восточного фланга. На этом фоне корреспондент «симоньяновского» RT написал в своем Twitter: «Танки США ближе к Москве, чем когда-либо в истории. Примерно в 700 км».

Теперь же его «картографические изыскания» подхватили другие СМИ, включая «минобороновский» телеканал «Звезда». Который уже сетует, пусть и со ссылкой на очередной «патриотический» сайт Russia Insider: «Просто представьте, русские танки в 700 км от Вашингтона? А теперь истерику CNN. Представили? А теперь плачьте». Здесь бы, конечно, «картографам» из медиахолдинга «Звезда» вооружиться политической картой мира и простой школьной линейкой (канал принадлежит Минобороны РФ, и, думается, обращаться с картами там умеют) и проверить, есть ли в 700 километрах от Вашингтона граница со страной, готовой разместить у себя русские танки.

А затем постараться уяснить для себя, что в 715 километрах от Москвы проходит граница с Эстонией, которая независимое государство и сама решает, в какие союзы, в том числе военные, ей вступать, и какие войска приглашать на свою территорию. Такой «урок географии», конечно, представляет собой болезненный укол в державное самолюбие, только вот уже давно надо бы научиться видеть на карте мира не территории, а государства. Так политических «шишек» и разочарований меньше. Но дело не только в расстоянии от позиций танков «Абрамс» до Кремлевской стены.

По-настоящему плохая новость для РФ в другом. В Москве любят повторять, что теперь, мол, «Россия встала с колен». Впрочем, как утверждают политические хроникеры, историческую фразу «Великая Россия поднимается с колен!» первым произнес вовсе не Владимир Путин, а Борис Ельцин во время своей президентской присяги 10 июля 1991 года, пообещав: «Мы обязательно превратим ее в процветающее, демократическое, миролюбивое, правовое и суверенное государство». Но если для Ельцина было важным сделать страну «рукопожатной» и избавиться от имиджа «Империи зла», Владимир Путин решил «поднимать Россию с колен» по другой «политтехнологии», взяв за основу знакомый еще с советских времен принцип «Боятся — значит, уважают!»

План представлялся простым и надежным: вложить доходы от экспорта нефти и газа в ВПК, как это делалось еще в Советском Союзе, возродить полеты стратегических бомбардировщиков у границ стран НАТО, усилить «военный кулак» у тех же натовских границ… И самое главное, «не пущать» в НАТО и Евросоюз те страны постсоветского пространства, которые не успели «проскочить» туда на первой волне евроинтеграции еще во времена Ельцина. В Москве ни секунды не сомневались: весь этот «рык русского медведя» ну до смерти напугает трусливый, бездуховный и «морально разложившийся» Запад, и тогда…

Что будет после этого «и тогда», в державных мечтах обретало самые яркие краски и соблазнительные детали. В розовых геополитических прожектах рисовался новый «раздел сфер влияния» с карт-бланшем на восстановление позиций Москвы в тех странах, которые, казалось бы, уже сделали свой выбор в пользу западных структур. Только вот в Москве, похоже, никто не рискнул «озвучить» вопрос: а что будет, если в НАТО не испугаются?

И ведь вроде бы все получилось. В Москве с удовлетворением констатировали, что «в разы» увеличилось число боевых вылетов стратегической авиации и боевых походов подводных лодок, что в Калининграде размещены «Искандеры», что авианосец «Адмирал Кузнецов», отчаянно пыхтя, все-таки доплыл до Сирии. Заодно «вставшая с колен» Россия оттяпала у вознамерившейся вступать в НАТО и ЕС Грузии Южную Осетию и Абхазию, у Украины — Крым и Донбасс.

А на Западе, вопреки планам РФ, не испугались. И вместо вожделенного торга по принципу «Мы вам поможем в Сирии, а вы даете нам карт-бланш в отношении Украины, Грузии и стран Балтии, желательно вместе с Польшей» РФ получила не только «нерукопожатный статус», одно это в Москве бы пережили, но еще и весьма болезненные санкции. И самое главное, НАТО приступила к планомерному укреплению своего восточного фланга.

Кроме всего прочего, это означает для Москвы изнурительную и затратную гонку вооружений, ту самую, которая и довела до краха СССР. И никакая «духовность» здесь в общем-то ни при чем. Так что сегодня можно, конечно, жаловаться на «русофобию» и возмущаться по поводу фотографий американских солдат на фоне Ивангородской крепости, только вот это вряд ли может замаскировать обидный стратегический просчет России, последствия которого РФ только начинает осознавать и оценивать. Судя по всему, труды Сунь-Цзы недостаточно прилежно изучали еще и в Высшей школе КГБ.