За рубежом, Эхо

«Горячий» политический сезон в Армении продолжается

armenia-election-vibori2НУРАНИ

Парламентские выборы в Армении завершены. Политический «горячий сезон», однако, продолжается, причем страна вступила в самую интригующую его фазу — поствыборного политического «торга».

Так, по информации газеты «Грапарак», которую цитирует «Панорама», сегодня в кулуарах власти главной темой является вопрос председателя и заместителе председателя Национального Собрания Армении. Как отмечает издание, Серж Саргсян ничего по этому вопросу еще не заявлял, представители РПА говорят, что пока есть время.

После чего, ссылаясь на собственные источники, сообщает: «Одна из обсуждаемых кандидатур — собственник компании «Ташир» Карен Карапетян, набравший для РПА 44 тысячи 255 голосов. В таком случае у нас будет правительство «КК» — премьер-министр и спикер парламента. Однако, возможно, Карапетян не захочет стать председателем парламента. Зато стремления есть у ответственного за предвыборную агитацию Армена Ашотяна, но скорее всего, он займет должность руководителя парламентской фракции РПА.

Одним из вице-спикеров парламента должна быть женщина, в РПА по этому вопросу также не определились, муссируются разговоры о том, что этот пост может быть предоставлен партнеру по коалиции — АРФД, однако женщина- депутат от АРФД Арменуи Курегян очень неопытна. Третий вице-спикер парламента должен быть из оппозиции, по всей видимости, им станет Ишхан Закарян». Поясним: Ишхан Закарян представляет блок «водочного олигарха» Гагика Царукяна, по поводу которого «Лрагир» накануне весьма язвительно замечала: «В поствыборном заявлении 3 апреля Серж Саркисян, фактически, провозгласил блок Царукян оппозицией».

На такую мысль издание натолкнули слова президента Армении: «Весомая представленность оппозиции в парламенте отныне даст возможность пользоваться всем инструментарием, предусмотренным для контроля оппозиции, что является залогом взвешенного, прогнозируемого и эффективного управления».

Напомнив, что, «согласно официальным данным, РПА может достаться 55 мандатов, блоку Царукян 30, блоку Елк — 9 и АРФД — 7» и что «РПА получит возможность сформировать правительство», «Лрагир» продолжает: «Говоря о весомом представительстве оппозиции, Саркисян вряд ли имеет в виду Елк с его 9 депутатами, даже не 7 мандатов АРФД, тем более, что не исключается коалиция РПА-АРФД. Остается заключить, что под «весомой оппозицией» Саркисян явно имеет в виду блок Царукян с его 30 мандатами. Это не помешает РПА править почти единолично, но в случаях, когда нужна будет помощь мандатами, блок Царукян может оказать услугу».

Как напоминает газета, «фактически, Саркисян провозглашает оппозицией силу, лидера которой в феврале 2015 года называл «злом» и клоунадой. Но понятно, что в 2015 году проблемой для Саркисяна был не Царукян, а торчащие из-за него уши первого и второго президентов, а также видевшего себя четвертым президентом Овика Абрамяна. Теперь Царукян для Саркисяна — вполне контролируемая сила, с которым можно договориться, потому что им не управляют извне».

Добавим от себя: в прошлый раз с Царукяном «договаривались», лишив государственной охраны его коммерческие «объекты», и этого вполне хватило, чтобы «водочный олигарх» присмирел и более не помышлял о громких заявлениях против власти. Более того, Серж Саргсян уверенно «отодвинул» от парламентской трибуны таких опасных для себя соперников, как Левон Тер-Петросян, Сейран Оганян и Вардан Осканян, а Никола Пашиняна можно не особенно бояться. Но оппозиция в парламенте — и это Серж Азатович тоже понимает — ему нужна, хотя бы для поддержания и так уже изрядно пошатнувшегося имиджа «демократического государства».

Другой вопрос, что такой удобный во всех смыслах «спарринг-партнер» в лице Гагика Царукяна может преподнести Сержу Азатовичу нечаянный сюрприз. Речь идет о нашумевшем предвыборном обещании «водочного олигарха» привлечь в Армению аж 15 миллиардов долларов внешних капиталовложений от своих друзей — арабских шейхов. «Голос Армении» уже успел назвать эти обещания Царукяна «аукционом дутых инвестиций».

Как вполне резонно замечает газета, «тема предстоящего бешеного потока инвестиций в Армению стала «козырным тузом» различных политических сил в канун выборов. РПА открыла аукционную сессию обещанием свыше $3,2 млрд инвестиций, из коих $840 млн только в текущем году и еще более $5 млрд находящихся в процессе прикидок. Гагик Царукян, еще даже не обратившись к своим друзьям, получил от них заверения на вложения в нашей стране $15 млрд.

А коммунисты, недолго думая, повысили ставки еще на пару миллиардов долларов, сославшись на неведомые влиятельные движения. Как известно, коммунистов хлебом не корми — дай свершить революцию: вот и на сей раз они в плане инвестиций обещают осуществить «финансовую революцию». И все это при том, что, как выразился премьер Карен Карапетян, «если бы не было предвыборного этапа, возможно, финансовый поток оказался бы больше».

После чего, сконцентрировав внимание исключительно на «царукяновских» обещаниях, газета напоминает: «Министр финансов РА Вардан Арамян посчитал обещанные Царукяном $15 млрд абсолютно нереальными для экономики, весь размер которой вот уже лет 10 вертится вокруг $10-11 млрд. Это как же должна стремительно вырасти экономика, чтобы суметь поглотить и абсорбировать в себе столь внушительные суммы?!» Инвестиционные обещания «республиканцев», как того и следовало ожидать, представляются «Голосу Армении» вполне реалистичными.

Как благоговейно указывает издание, «в свою очередь министр экономического развития и инвестиций РА Сурен Караян также заявил, что поверит в гигантские инвестиции только в том случае, если под ними появятся программы и финансы, даже не намекая, а прямо указывая, что под правительственными $3,2 миллиардами все это как раз имеется. Кроме того, в стране создаются различные инвестиционные фонды, которые почему-то никак не хотели образовываться в предыдущие четверть века».

Но затем «Голос Армении» банально проговаривается: «Однако инвесторы — народ нервный, впечатлительный. Достаточно прогреметь «лишнему» выстрелу на границе или очередной группе чем-то недовольных захватить какое-нибудь отделение полиции, как человек (а инвестор, согласно всем толковым словарям, это тот же человек, но с деньгами) может передумать. Или просто в одно непрекрасное утро встанет тот арабский шейх не с той ноги и…передумает вкладываться в Армению. И, наоборот, встав с той ноги, надумает. Так что все подобные обещания имеют в своей основе весьма зыбкую почву — хотя бы потому, что «обещать — не значит жениться».

А вот тут уже надо поподробнее. По сути дела, наследник ереванского русскоязычного «Коммуниста» обозначил то, о чем уже давно говорят в Баку, прекрасно знают в «третьих странах», но до последнего отказывались признавать в Армении: ждать щедрых инвестиций в экономику не стоит. И дело не только в том, что в Армении никуда не исчезла опасность войны. Куда важнее тот самый захват полка ППС. Потому что это не «очередная группа чем-то недовольных захватила какое-нибудь отделение полиции».

Это был классический теракт с захватом заложников, причем в тех событиях проявились и доморощенные «юноши бледные со взором горящим», и переселившиеся в Армению из-за рубежа профессиональные террористы вроде боевика с ливанским опытом Жирайра Сефиляна или отсидевшего длительный срок в европейской тюрьме за террор Алека Енигомшяна.

Теракты, конечно, случаются сегодня во многих странах, но, в отличие от Лондона, Парижа и Санкт-Петербурга, в Армении нашлись и те, кто вышел на улицу в поддержку террористов. А страну, где террор считают вполне допустимым методом борьбы, в том числе и во внутриполитическом измерении, очередь из инвесторов выстроится вряд ли.

Только вот эти соображения в полной мере касаются денег, обещанных не только Царукяном, но и «республиканцами». Тем более что, по данным того же «Голоса Армении», национальная статистическая служба Армении на днях сообщила, что «чистый поток (разница между поступлениями и погашениями) объема иностранных инвестиций в Армению за прошлый год составил всего 81,6 млрд драмов (в 2015 году — 118,4 млрд драмов), то есть примерно $170 млн, из которых наиболее предпочтительные ПИИ (прямые иностранные инвестиции) — 62,6 млрд драмов (в 2015 году — 69,4 млрд драмов), то есть около $130 млн.

Примечательно, что из всего чистого потока за прошлый год почти половина инвестиций пришлась на одну, горнорудную, отрасль промышленности». А тогда уже становится понятным, что в Армении скоро лопнет «пузырь обещаний» не только Царукяна, но и премьер-министра страны Карена Карапетяна, который тоже обещал гражданам экономический подъем, золотые горы, молочные реки и кисельные берега.

И остается только гадать, каким окажется эффект этого «лопнувшего пузыря» с учетом растущего соперничества в самой РПА и все тех же ереванских традиций политического террора.