За рубежом, Эхо

«Турецкая ловушка» для Еревана

kongress-usaНУРАНИ

Армянское лобби на Капитолийском холме в Вашингтоне вновь напоминает о себе. Конгрессмены Адам Шифф и Дэйв Тротт представили резолюцию об официальном признании «геноцида армян 1915 года» (здесь и далее кавычки наши — Ред.).

Резолюция, умильным тоном информирует News.am, признает «геноцид армянского народа» 1915-1923гг.. со стороны Османской империи, проводя паралелли с современным бичом геноцидов, включая нападения на религиозные меньшинства в Ираке и Сирии со стороны «Исламского государства».

«Более ста лет назад Османская империя провела жестокую кампанию убийств, инзнасилований и изгнания против армянского народа, которая унесла жизни 1,5 млн.мужчин, женщин и детей в ходе первого геноцида 20 века, — заявил Адам Шифф. — «Геноцид» — это не историческая реликвия, даже сегодня сотни тысяч представителей религиозных меньшинств сталкиваются с угрозой существования со стороны ИГ в Сирии и Ираке. Поэтому тем более актуально, чтобы Конгресс признал исторический факт «геноцида армян» и противостоял современному геноциду и преступлениям против человечности».

«Прошло более ста лет, давно пора, чтобы правительство Соединенных Штатов проявило солидарность с армянским народом и официально признало Геноцид, совершенный против их семей столетие назад, — поддакивал ему Дэйв Тротт. — Для меня большая честь представлять армянское население в Юго-Восточном Мичигане, и я буду продолжать бороться за них в Конгрессе». К инициативе Адама Шиффа и Дэйва Тротта присоединились также другие представители группы по вопроса Армении в Конгрессе. Конгрессмены Валадао, Билиракис, Паллоне и Шпейер подчеркнули свою поддержку признанию «геноцида армян».

Эксперты, впрочем, весьма уклончиво отвечают на вопрос, имеет ли эта резолюция шансы пройти все этапы. И напоминают, что подобные инициативы с начала семидесятых годов на Капитолийском холме выдвигались регулярно, но никогда не доходили до своего логического завершения. Наиболее показательный прецедент случился при Бараке Обаме весной 2010 года.

Тогда, напомним, принятие «армянской резолюции» Палатой представителей Конгресса США считалось уже почти что решенным делом. Поддержку провокационному документу выразило большинство конгрессменов. Армянской лоббисткой считалась спикер Палаты — Нэнси Пелоси. Более того, и тогдашний президент США Барак Обама, и госсекретарь США Хиллари Клинтон в свои «сенаторские» времена сотрудничали со все тем же армянским лобби. Но…в самый решающий момент резолюцию просто сняли с голосования. Как пояснила Пелоси, произошло это по просьбе Белого дома, где не стали рисковать отношениями с Турцией.

По понятным причинам Адам Шифф и Дэйв Тротт предпочитают лишний раз не упоминать об этом вслух и «на камеру», но провал той «армянской резолюции» вызвал в кругах профессиональных лоббистов нешуточную панику.

В самой армянской общине США поднялась нешуточная буря: это за что же мы регулярно отстегиваем взносы в предвыборные фонды кандидатов в сенаторы, губернаторы и президенты? Дошло до того, что, вопреки прежним традициям, «армянское лобби» дважды — в 2012 и 2016 году — не заявляло о поддержке кого-то из кандидатов на президентских выборах. А к столетней годовщине «геноцида армян» в Конгрессе вообще не появилось «армянской резолюции».

И теперь большинство экспертов сходится во мнении: новый документ имеет немного шансов быть принятым. На фоне нынешней нестабильности на Ближнем Востоке США не могут позволить себе рисковать отношениями с Турцией. Тем более что на этом треке надо еще вести сложно и деликатные переговоры по тактике в Сирии, где у нее свои интересы и своя обеспокоенность по поводу заигрывания Запада с курдскими группировками, принимать во внимание, как «натянулись» отношения Турции со странами ЕС, и не допустить, чтобы это охлаждение переросло в серьезный долгосрочный кризис, который к тому же поставил бы под вопрос партнерство в НАТО.

Наконец, нынешнее сближение Анкары и Москвы заставит Вашингтон проявлять здесь утроенную осторожность, а вовсе не переходить к тактике «выкручивания рук».

Другой вопрос, что за последними «подвижками» в «четырехугольнике» Россия-Турция-ЕС-США напряженно следят и в Ереване. С одной стороны, и обострение отношений Анкары со странами Евросоюза, и ее сближение с Москвой должны бы не на шутку обрадовать Ереван. Но на деле все происходит с точностью до наоборот. Здесь слишком свежи в памяти результаты короткой «оттепели» между Москвой и Анкарой в двадцатые годы, которая ознаменовалась подписанием Карсского и Московского договоров о границе и поставила жирный крест на мечтах о «Западной Армении» на землях турецкой Восточной Анатолии.

Вот и теперь глава правозащитной организации «Признание — против «геноцида» Тесса Хофман в беседе с Tert.am обозначила глубинные страхи Еревана, и не только Еревана: «Армения и Турция — неравные соседи, будь то в территориальном плане, либо в контексте количества населения, либо в сравнении других критериев. Особое беспокойство вызывает развитие турецко-российских отношений. В период после Первой Мировой войны история Армении показывает сходство с нынешней ситуацией. Кемалистская Турция и советская Россия оказались вне контроля Европы: и как революционные «изгои» обе страны сотрудничали друг с другом, основываясь на антизападных и антиимперских принципах».

По версии Хофман, «кемалистская Турция извлекала пользу от советской России, заручившись ее военной и финансовой поддержкой, за счет безопасности и целостности Армении. Но пример также показывает, что добрые российско-турецкие отношения долго не длятся. Сложно предполагать, повторится ли история, но ситуация тревожная и может увеличить зависимость Армении от России».

Напуган и ереванский тюрколог Варужан Гегамян — дескать, «Турция, становясь более авторитарной и отдаляясь от европейского влияния, становится более самостоятельной в вопросе армяно-турецких отношений. Если прежде ЕС выступал в качестве посредника в отношениях между двумя странами, то теперь Турция и Армения остаются наедине друг с другом.

Судя же по истории отношений Эрдогана и его однопартийцев к Армении и армянам, можно сказать, что в армяно-турецких отношениях не ожидается улучшения. В то же самое время, перестает действовать та третья сила, которая в какой-то мере способствовала формированию некоторого диалога между странами». Конечно, ереванским «экспертам» надо бы напомнить, что, во-первых, ни для кого не секрет, что исламофобские и ксенофобские силы в странах ЕС поддерживаются и спонсируются Кремлем.

А во-вторых, в антитурецкой риторике сегодня более всего преуспели те страны Европы, где наиболее сильны позиции все той же России — ФРГ и Нидерланды. Об этом уже сообщалось в прессе, в том числе в нашей газете, но тем не менее напомним: в Германии Москва располагает серьезным и активным «газпромовским» лобби. А Нидерланды совсем недавно голосовали против «евроассоциации» Украины, что тоже о чем-то говорит.

И нетрудно догадаться, что подогревается эта риторика Кремлем с понятной целью: максимально осложнить отношения Турции с западными партнерами и сделать ее более сговорчивой в диалоге с Россией. Но и здесь, по мнению многих экспертов, вопрос номер один — это все та же Сирия, точнее, сирийские курды, а никак не Армения.

Шансы, что на фоне всех прочих проблем и нерешенных вопросов московские эмиссары поднимут еще и «армянский вопрос», равны нулю. К тому же в головах ереванских аналитиков уже бродят не «обрисованные» вслух, но все же пугающе актуальные вопросы: а что, если Россия наконец осознает, что с Турцией в любом случае надо бы договариваться, а не «давить»? И вдруг Армении в этом торге уготована роль разменной монеты?

Тем более что эта страна находится в такой сильной зависимости от России, что в Ереване даже теоретически не смогут возражать и сопротивляться, а вот ценность Армении как союзника и «форпоста», особенно если с Турцией действительно наступит «потепление», не то чтобы очень…

И на этом фоне у Еревана просто нет другого выхода, кроме как старательно и всеми силами напоминать о своих претензиях к Турции. Армянские лоббисты типа Шиффа и Тротта здесь — «инструмент» идеальный. Только вот лучше не забывать, что и в двадцатые, и в семидесятые-восьмидесятые годы о своих требованиях армянские лидеры «напоминали» миру при помощи серии терактов и политических убийств.