За рубежом, Эхо

Батумское «эхо» московского вояжа Сержа Саргсяна

serj-sargsyan-3НУРАНИ

В Армении продолжают обсуждать итоги «предвыборных визитов» Сержа Саргсяна. Причем не всегда в восторженно-доброжелательном ключе.

«Сначала президент Армении посетил капризный город Брюссель, бульвар короля Леопольда и площадь Шумана, где постоянно происходят взрывы, а затем во главе целой компании посетил Москву, то есть состоялась дуалистическая командировка, весьма похожая на армянскую классику.

«Обе составные части командировки оказались пустышкой, потому что так никто и не понял, с какой целью они были совершены и какие получены результаты, — язвительно замечает на страницах «Лрагир» небезызвестный Игорь Мурадян. — Поездка в Брюссель была показушной и весьма рекламной и, видимо, имела целью продемонстрировать Западному сообществу частичную лояльность Армении, которая стала откровенным противником НАТО и вассальной частью русской растерянной политики».

Пришлось персонально выразить «преданность» Западу, и это было сделано, несмотря на смешное положение страны. Международная изоляция, конечно же, не была преодолена и не могла быть преодолена, так как все эти разговоры с подписанием или с неподписанием дипломатических бумаг остались весьма блеклыми в сравнении, например, с теми реальными успехами, которые достигла Грузия в отношениях с НАТО и Европейским союзом». Не вызывают у Мурадяна восторга и итоги московского вояжа Сержа Саргсяна: «В.Путин вел себя как работник статистического учреждения, подробно рассказал о тысячах русских предприятий в Армении, открытых на армянские деньги, и о многом причем совершенно ничтожном. При этом не обошлось без вранья, например, о газе.

Несомненно, данное популистское выступление было согласовано с армянским руководством, с целью смягчить впечатление армянского народонаселения, которое, видимо, радикально изменило свое мнение и оценки по поводу русской политики. Тем более, что русская иллюзия нужна армянскому руководству накануне парламентских выборов». Напомним: «Лрагир» известна своей жесткой антироссийской настроенностью, и ее штатные авторы и обозреватели регулярно публикуют статьи, аналитические выкладки и т.д., смысл которых сводится к тому, что Армении надлежит немедленно свернуть свои связи с Москвой и перейти в «прозападный» блок.

Правда, при этом армянские «западники» не задумываются, что, кроме России, на горизонте нет других желающих дарить Армении «Искандеры», создавать объединенные группировки войск или брать на содержание местные железные дороги. Другое дело, что думающая часть армянской околополитической тусовки осознает и другое. Да, Армения — «форпост» России, но этот «форпост» нужен Кремлю исключительно в качестве «антитурецкого» инструмента. И нынешнее сближение Москвы и Анкары по понятным причинам не может не беспокоить ереванский «болтающий класс». В Армении до сих пор, несмотря на все «Искандеры» и прочие «стрелялки», не простили Москве подписанных с Турцией в двадцатые годы договоров о границе и по сей день любое «потепление» в отношениях с Турцией воспринимают с изрядной настороженностью.

На этом фоне вряд ли стоит удивляться, что значительная часть интервью главы МИД РФ Сергея Лаврова армянскому журналу Regional Post — Caucasus была посвящена именно отношениям России и Турции. Сергей Викторович выражался весьма обтекаемо. Глава МИД РФ выразил уверенность: вывод отношений России и Турции из многомесячного кризиса повысит доверие и взаимопонимание в регионе. «Рассчитываем, что поэтапное восстановление двусторонней кооперации с Анкарой пойдет на пользу миру, безопасности и стабильности в Закавказье», — цитирует его ТАСС.»Нормализацию отношений между Россией и Турцией не стоит рассматривать как процесс, который может навредить другим государствам, — сказал глава российского дипведомства. — У России нет скрытой повестки дня. Мы не строим политические или экономические альянсы, направленные против третьих стран и ущемляющие чьи-либо интересы».

Кроме того, Лавров заявил, что Россия приветствовала бы открытие армяно-турецкой границы, это пошло бы на пользу региону. «Разумеется, мы бы только приветствовали, чтобы армяно-турецкий участок внешней границы Евразийского экономического союза был открыт для свободного перемещения людей, товаров и услуг, — цитирует его ТАСС. — Это, без сомнения, пойдет на пользу региону в целом». Посетовав, что процесс нормализации отношений между двумя странами к настоящему времени остановился, Сергей Викторович посчитал необходимым обозначить оптимизм: «Убежден, что Армения и Турция способны урегулировать имеющиеся проблемы. При этом очень многое зависит от них самих, — отметил он. — Когда Ереван и Анкара сядут за стол переговоров, Россия будет готова оказать им самое активное содействие». Поясним: формально глава МИД России никоим образом не обозначил, что завтра или на будущей неделе Турция откроет границы с Арменией. И даже не «послал ясного сигнала», что Москва готова привнести в свои и так не простые переговоры с Турцией еще и армянскую тематику.

Но сам факт обсуждения закрытой границы Турции и Армении министром иностранных дел России дает изрядную почву для предположений и спекуляций. Конечно, проявив некоторое политическое воображение, можно выстроить целую схему, согласно которой Россия, заинтересованная в нормализации отношений с Турцией и имеющая исключительные рычаги влияния на Армению, подтолкнет две страны к реальным шагам навстречу друг другу. Только вот в эту благостную картинку не встраивается усиленно раздуваемая в Армении антитурецкая истерия, которой Москва и не думает препятствовать — притом что еще в 2013 году посол РФ в Армении Иван Волынкин прямо распорядился сократить в этой стране количество НПО, живущих на западные гранты, и официальный Ереван даже не подумал ослушаться. Более того, традиционную для Армении антитурецкую истерию планомерно превращают…в антигрузинскую.

Во всяком случае, как на днях сообщила газета «Аравот», накануне в офисе АНК было организовано обсуждение с участием кандидатов в депутаты из блока «Конгресс-НПА» и представителей общественных организаций армянской общины Грузии. Один из участников встречи, которого «Аравот» предаставила весьма оригинально: «житель «Джавахка» (Джавахетии — Ред.), артист, гражданский активист Адам Айвазян» — заявил, что «первоочередным вопросом грузинских армян, который беспокоит и самих грузин, является наличие турецкого фактора».

«Они ведут в отношении нас политику давления и «изоляции». Скажем, хочешь начать бизнес, но в неявной форме добиваются того, чтобы он не развивался. Сейчас в «Джавахке» уже можно увидеть азербайджанские машины. Большую часть Аджарии турки уже скупили за деньги и в этом вопросе действовали очень тонко. В Тбилиси тоже есть такая проблема. Через 5-10 лет то же самое может произойти и в «Джавахке». Достигнут того, что у «джавахкцев» не останется работы, возможности содержать семью, и они вынужденно уедут», — рассказал Адам Айвазян, добавив, что, по его мнению, необходимы инвестиции в Джавахк, чтобы местные армяне имели возможность работать.

Кандидат в депутаты из блока «Конгресс-НПА», заместитель председателя АНК Левон Зурабян в беседе с нами высказал мнение, что Армения может активно заниматься защитой прав джавахкцев: «Это позволит сотрудничать с властями Грузии. Надо проводить соответствующую политику в отношениях с Грузией». Нелогичность требований и претензий господина Айвазяна видна невооруженным глазом.

Фразы в стиле «турки здесь все скупили» означают в переводе с «политического армянского», что Турция вкладывает в Грузию, включая и Тбилиси, и Аджарию, и Джавахетию, реальные инвестиции. Те самые инвестиции, которые Армения не сможет вложить в Джавахетию даже при очень большом желании — денег у Еревана банально нет. Только вот все это не означает, что от заявлений Айвазяна можно просто отмахнуться. Особенно если вспомнить, что неделю назад в Батуми, столице Аджарии, где, по его словам, «турки скупили большую часть», неожиданно для многих вспыхнули беспорядки, которые во всех смыслах обошлись «курортной столице» Грузии. Расследование продолжается, но уже по горячим следам многие эксперты предупреждали: не исключено, что погромы в Батуми — это месть за успехи грузинской евроинтеграции.

И на этом фоне уже не получится не задавать вопросов, не попытаются ли те же «неназванные силы» спровоцировать волнения уже и в Джавахетии, по территории которой проходят и трубопроводы, и железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Другое дело, что отношения с Тбилиси — вопрос для Армении весьма деликатный, прежде всего с точки зрения транспортной логистики. Именно территория Грузии и КПП «Верхний Ларс» на грузино-российской границе — единственная существующая для Армении возможность сухопутного транзита в Россию. Точно так же, как черноморские порты Грузии — единственный реальный выход к морю, пусть и по территории другой страны.

Теоретически Армения могла бы воспользоваться возможностями портов Ирана, но с учетом географии, наличия (и отсутствия) железных дорог, наконец, того обстоятельства, что армянские помидоры и персики вряд ли заинтересуют потребителей в странах Персидского залива, иранская альтернатива существует разве что в теории. Во всяком случае, выступая на встрече с избирателями в ереванском районе Нубарашен премьер-министр Армении, член Республиканской партии Армении Карен Карапетян с упоением рассказывал о том, что Армения ведет переговоры по новым маршрутам в Россию. По его словам, одной из возможных альтернатив нынешнему Верхнему Ларсу может стать черноморский паром. Договоренность об активизации его рейсов уже есть. «Мы ведем переговоры по всем возможным направлениям», — заявил премьер-министр.

А «черноморские» альтернативные маршруты, напомним, тоже проходят по территории Грузии. Так что, как бы ни был велик соблазн запалить сепаратистский мятеж в Джавахетии, в Ереване понимают: шанс на «приватизацию» части грузинской территории «ниже плинтуса». На дворе уже не конец восьмидесятых и даже не начало девяностых, Грузия — состоявшееся дееспособное государство, к тому же железные дороги и трубопроводы, проходящие через Джавахетию, находятся под таким международным вниманием, что лучше не рисковать. Мятеж могут быстро и эффективно «погасить». А вот Армения в результате окажется в куда более жесткой блокаде, чем прежде.

Другое дело — интерес Москвы, которой, несмотря на периодически прокатывающиеся по СМИ волны «оптимистичных заголовков», не удается добиться впечатляющих результатов на грузинском треке. И у которой есть свой расчет в попытках разыграть против Грузии еще и армянскую карту. Правда, в самой Армении уже давно выражают обеспокоенность, что Москва попытается заставить Ереван участвовать в неких антигрузинских кампаниях, и ничем хорошим для Армении это не закончится. А вот попытаться реализовать антигрузинскую провокацию под антитурецкими лозунгами — это куда как проще.

А тем временем «Голос Армении» старательно перепечатывает статью Владимира Надеина-Раевского, по мнению которого, «расхождение интересов России и Турции неизбежно, и все зависит от координации российских и турецких сил в дальнейших войсковых операциях при штурме Манбиджа и Ракки, которую турки тоже готовы штурмовать и склоняют США к отправке спецназа для этой операции. Администрация Д. Трампа пока еще «прорабатывает» этот вопрос.

Если США решат прекратить поддержку сирийских курдов, то Россия окажется единственным сторонником автономии курдов из внешних игроков, участвующих в урегулировании сирийского кризиса. При этом конфронтация России и Турции может оказаться не менее острой, чем после уничтожения российского бомбардировщика» А армянские СМИ, в свою очередь, информируют: по итогам состоявшихся 15 марта выборов на должность местоблюстителя Константинопольского патриарха Армянской Апостольской церкви избран предстоятель Германской епархии ААЦ архиепископ Гарегин Бекчян.

Напомним: прежний Константинопольский патриарх ААЦ Месроп Муфатян в течение долгих лет умело «сглаживал углы» и не позволял превратить армянскую общину Турции в инструмент провокаций. Но в последие годы он по состоялию здоровья от практического руководства духовой жизнью армян Турции отошел, хотя и оставался ее формальным духовным лидером. Практическую же работу взял на себя архиепископ Арам Атешян.

В самом начале большинство экспертов полагали, чт именно он станет преемником Месропа Муфатяна. Но против Атешяна поднялась впечатляющая «волна возмущения» прежде всего среди духовенства Армении — местных духовных отцов не устраивала именно лояльность Атешяна официальной Анкаре. И вот теперь Месроп Муфатян подал в отставку, а его местоблюстителем избран архиепископ Гарегин Бекчян, доселе руководивший приходами ААЦ в Германии, стране с исключительным влиянием российского «Газпрома».

А это уже не позволяет исключать, что, несмотря на все слова о дружбе и готовности содействовать диалогу, в России вовсе не отказались от планов разыграть «армянскую карту» против Турции. Особенно если обещанное Надеиным-Раевским «расхождение интересов России и Турции» станет свершившимся фактом.