За рубежом, Эхо

Армения предъявляет претензии на турецкие земли… к России

vigen-sarkisyanНУРАНИ

Россия все активнее втягивается в предвыборную кампанию в Армении.

Понятно, что агитировать за ту или иную партию Москве как бы не полагается, но вот демонстрировать всеми силами важность Армении и «армянского фактора» для Кремля — дело куда более «безопасное». «Вести недели» Дмитрия Киселева подготовили об Армении еще один обширный репортаж, щедро разбавив его разговорами в стиле «Особенность экономики Армении — в том, что зажатая в складках гор Армения, не имеющая ни выхода к морю, ни богатых природных ресурсов, может рассчитывать в основном на свой интеллект».

Здесь бы, конечно, журналистам вспомнить о такой «мелочи», как существующие в Армении рудники и горно- обогатительные комбинаты, не говоря уже о месторождениях строительного камня, включая розовый туф. Другое дело, что «интеллектуального потенциала» армянской элиты не хватило на то, чтобы выстроить политику с учетом геоэкономических реалий. Так что теперь московские журналисты старательно обходят вопрос, каким образом при своем исключительном интеллектуальном потенциале сегодняшняя Армения оказалась в нынешнем зажатом положении, с зашкаливающей миграцией, нулевым интересом иностранных инвесторов и в стороне от важнейших экономических проектов региона.

Кроме того, как радостно сообщают и московские, и ереванские СМИ, 11 марта в Ереване прошла выездная сессия международного дискуссионный клуба «Валдай», на которую собрались многие известные российские и зарубежные эксперты, а также представители руководства Армении. Задумка в самом деле гениальная. С одной стороны, клуб «Валдай» известен своей близостью к Кремлю. С другой, объединяет он представителей того самого «болтающего класса», которые со знанием дела льют бальзам на душу и на уши восприимчивой аудитории, но по сути никого, кроме себя, не представляют.

Вот и на сей раз сопредседатель Дортмундской конференции по части урегулирования карабахского конфликта, руководитель Центра стратегических и политических исследований Виталий Наумкин, комментируя весьма болезненный для Еревана вопрос о поставках в Азербайджан российского оружия, заявил: Россия не позволит, чтобы кто-либо напал на Армению.

«Это весьма острый вопрос, который не понятен для наших армянских друзей. Мы живем на постсоветском пространстве, где стратегическая линия России заключается в сохранении дружественных отношений со всеми государствами этого региона», — отметил Виталий Наумкин. А затем заверил: такие шаги со стороны России, которые могут навредить Армении, исключены.

«На рынке оружия сегодня можно купить любое вооружение. Да, Россия проводит военно-техническое сотрудничество и с Арменией, и с Азербайджаном, но продажа предстает сегодня в качестве сдерживающего фактора, чтобы оружие не применялось против Нагорного Карабаха и Армении», — отметил он. И добавил: «Никто не может опровергнуть сегодня, что Россия является гарантом безопасности Армении. Россия никогда не позволит, чтобы Армении был причинен ущерб, чтобы кто-либо напал на Армению. Россия всегда защитит Армению». Правда, удалось ли ему надежно успокоить армянскую аудиторию, вопрос открытый.

Во всяком случае, на том же Валдайском форуме глава армянского военного ведомства Виген Саркисян весьма прозрачно намекнул: в Ереване рассчитывают, что РФ добьется от партнеров по ОДКБ этакого «внешнеполитического единообразия». Выступая перед участниками «Валдайского форума», он напомнил, что Армения является одним из основателей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и очень серьезно подходит к данному интеграционному объединению.

«В региональном аспекте основополагающим компонентом нашей внешней политики является стратегический союз с Российской Федерацией, что закреплено рядом документов о двустороннем и региональном сотрудничестве. Армения является одним из основателей ОДКБ и всегда очень серьезно подходит к данному интеграционному объединению. Мы действительно верим, что Организация может занять достойное место в системе международных отношений», — сказал Виген Саркисян.

При этом глава Минобороны Армении заявил, что, тем не менее, в ОДКБ существует ряд «не очень эффективных» моментов, в частности, проблема сопоставления внешнеполитических приоритетов стран-членов Организации. «Мы видим, что в третьих организациях, на других платформах, тем не менее, все еще существует соблазн несколько проигнорировать интересы партнеров по ОДКБ другими членами Организации. Однако я считаю, что это нечто сродни детской болезни «левизны» в ОДКБ, которая со временем должна пройти», — отметил глава армянского оборонного ведомства. Намек на Беларусь и Казахстан получился слишком прозрачным, чтобы его не заметить.

Только вот сегодня «неприятности» подстерегают Армению не только в Минске или Астане, но и в самой Москве, где как раз накануне принимали президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. А это уже не на шутку встревожило Ереван. Виген Саркисян, конечно, пытался изобразить хорошую мину при плохой игре. Накануне он в интервью симоньяновской RT заявил, что, мол, потепление между Россией и Турцией не повлияет на российско-армянские отношения. «Отношения между Россией и Турцией могут становиться теплее или холоднее. Нас связывает стратегическое партнерство. Я считаю, что это несопоставимые категории», — уверял Саркисян, добавляя, что понятная и предсказуемая для России Турция соответствует интересам Армении.

Но вот в своем выступлении на Валдайском форуме глава оборонного ведомства Армении говорил уже по-другому. Порассуждав о том, что Армения развивает очень интенсивный диалог с Ираном, и что «с первого дня независимости Армении Иран просто проявил великую мудрость великой цивилизации и выстроил очень ровные отношения со всеми странами региона, смог выдержать очень сбалансированную позицию в очень ключевом вопросе нагорно-карабахского урегулирования, регулярно предлагая свои посреднические усилия, но при этом в основном руководствуясь принципом не навредить, что очень важно», — Виген Саркисян перешел к «дипломатии доносов».

И начал жалобно тянуть, что это, мол, создает резкий контраст с позицией такой-сякой Турции, с которой у Армении не только исторические вопросы и нерешенные проблемы, но и проблемы сегодняшней непосредственной безопасности. «Турция не только проводит блокаду Армении, перекрыв железнодорожные пути и государственную границу, что, на наш взгляд, является совершенным анахронизмом для XXI века, но и занимает очень четкую и однозначную позицию в вопросе карабахского урегулирования», — добавил глава Минобороны Армении.

«Позиция Турции — проазербайджанская, а политика, которую они проводят, открыто называется «Политика одной нации двух государств», что, естественно, создает серьезные сложности для восприятия Турции в плане ее регионального воздействия. Я считаю, что, блокировав границу с Арменией, Турция просто эффективно самоизолировалась из региона Южного Кавказа, потому что, несмотря на наличие отличных отношений с Грузией, братских отношений с Азербайджаном, региональным игроком сегодня Турцию назвать, конечно, сложно», — жаловался В.Саркисян.

К тому же, как указывает «Лрагир», выступая перед участниками клуба «Валдай», Виген Саркисян заявил, что «в памяти армянского народа сохраняется глубокая обида в связи с договоренностями начала прошлого века, по которым исторические земли Армении отошли Турции». Более того, «он сказал также, что 102-я российская база — серьезный ответ вероятному вмешательству Турции в процессы на Южном Кавказе», напоминает «Лрагир».

После чего делает свой вывод: «Заявление Вигена Саркисяна многозначно. Понятно, что армянские земли отошли Турции в соответствии с русско-турецкими договорами — Московским и Карсским. Саркисян не указывает на это открыто, но, пожалуй, впервые Армения на таком уровне говорит о данных договоренностях. При этом Саркисян добавляет, что история не любит сослагательного наклонения, и нужно исходить из реалий.

И он прав, поскольку право Турции на армянские земли закреплено в ряде международных договоров и документов, признающих границы Турции. Но Армения не признала границы Турции, которые, фактически, были прочерчены российско-турецкими договорами. Армяно-турецкие протоколы 2008 года предполагали признание границ, но их так и не удалось ратифицировать. Армения сейчас не имеет территориальных претензий к Турции, но непризнание границ оставляет этот вопрос открытым. Тем более, после неудачной «футбольной» дипломатии».

А тогда уже становится понятным, что Армения по сути дела предъявляет России свои претензии на турецкие земли. И дело даже не в Московском и Карсском договорах, денонсации которых Ереван вроде бы требует от Москвы.

В реальности в Армении рассчитывают, что Россия как минимум разорвет свои нынешние связи с Турцией ради интересов Армении, как максимум — силами своей 102-й базы в Гюмри отвоюет для Еревана те самые шесть восточноанатолийских вилайетов. Вопрос в том, готова ли Россия платить такую цену за любовь со стороны своего «форпоста».