За рубежом, Эхо

Армения: «диверсификационные надежды» возложены на Париж

dmitry-kiselev-vladimir-solovievНУРАНИ

В Армении — очередной всплеск антироссийских настроений. На сей раз поводом стали заявления российских тележурналистов Дмитрия Киселева и Владимира Соловьева о поставках российского оружия в Азербайджан. Ведущий «Вестей недели», напомним, посоветовал не искать политического подтекста в этих поставках оружия: «В этом не надо искать политического подтекста. Эта торговля поддерживает отношения между Азербайджаном и Россией. Деловые отношения — это лучше, чем их отсутствие.

Таким образом «Россия» оставаясь в отношениях с Азербайджаном, во многом «управляет» им», — цитирует его ереванский «Спутник».

Здесь Киселеву, конечно, лучше бы напомнить: Азербайджаном «управляет» сам Азербайджан, но никак не Россия. Возможно, конечно, что Дмитрий Киселев руководствуется «державной гордостью», да еще настолько, что перестает видеть реальность, но позволим себе напомнить: если бы Россия, как он изящно выразился, «управляла» Азербайджаном, ни Баку-Тбилиси-Джейхан, ни «Южный газовый коридор» не продвинулись бы дальше «смелых идей, высказанных в экспертном сообществе», а Нагорный Карабах был бы «презентован» российскому любимому «форпосту».

Что же до российского «внешнего управления», то Москва сегодня не «управляет» даже таким слабым политиком, как Башар Асад, — иначе в Алеппо не отправляли бы российскую военную полицию. Слова тележурналиста, что Азербайджан покупает у России оружие за «твердые деньги», а вот Армения — нет, в Ереване пропустили мимо ушей. Но вот то, что Россия не разрывает по требованию Еревана «оружейные контракты» с Азербайджаном, возмутило в Армении многих.

Небезызвестный Игорь Мурадян на страницах «Лрагир» не особенно выбирает выражения: «Если русские дошли до такой подлости и изуверства, от них можно ожидать любой гадости. Не может быть сомнений, что многие армяне, прежде всего армянские политологи, вполне солидарны с такими заявлениями и неоднократно писали об этом. Имена их хорошо известны. Один из них является офицером Службы безопасности Армении. Другие остаются агентурой, и не совсем понятно — СБ Армении или ФСБ России. Кроме того, в этой же грязной компании оказались многие редакторы газет и журналисты,» — возмущается он.

По версии Мурадяна, «Армении остается только одно — интеграция с НАТО и Европейским союзом». Теоретически визит во Францию президента Армении Сержа Саргсяна можно было бы расценивать именно как попытку долгожданной диверсификации внешней политики Еревана. Тем более, что Франция здесь — кандидат самый что ни на есть логичный.

С одной стороны, Франция — государство более чем влиятельное, в том числе, вернее, прежде всего в Европе, с огромным внешнеполитическим авторитетом, она обладает правом вето в ООН, входит в «большую семерку»…Перечислять можно долго. С другой стороны, у Франции «традиционные связи» с Арменией, где едва ли не главным «связующим звеном» стала армянская община этой страны.

Как еще на старте визита отмечали в Ереване, у Сержа Саргсяна в Париже запланированы встречи с высшим руководством Франции: президентом Франсуа Олландом, председателем Сената Жераром Ларше, председателем Национального собрания Клодом Бартолони, мэром Парижа Анн Идальго, а также с генеральным секретарем международной организации Франкофонии Михаэлем Жаном.

Также с благоговением заявляли в Ереване, в Париже намечены встречи президента республики с деловыми кругами Франции, представителями армянских общин Европы. Во всяком случае, в ходе своей поездки во Францию Серж Азатович с удовольствием рассуждал об этих самых «традиционных связях».

Позиции Армении и Франции по всем обсуждаемым вопросам очень близки, уверял Серж Саргсян по итогам встречи в Париже со своим французским коллегой Франсуа Олландом. По его словам, несомненно, многовековая дружба и историко-культурные связи Армении и Франции, а также отсутствие политических проблем являются той основой, на базе которой двусторонние отношения продолжают расширяться в атмосфере взаимного уважения и доверия.

При этом президент Армении изящно оставил за скобками тот факт, что Франция признает территориальную целостность Азербайджана, что она на международных форумах, включая саммит НАТО, голосовала за такие резолюции, по поводу которых в Армении впадали в форменную истерику. Однако настоящий «облом» случился позже.

Как передает «Новости — Армения», по итогам встречи двух президентов были подписаны документы. Это — соглашение о французском университете в Армении, декларация о намерениях относительно сотрудничества в сфере туризма, рамочное соглашение о сотрудничестве между Национальной академией наук Армении и Французским университетом в Армении, федеральным университетом Тулуз Миди-Пиреней, Национальным центром научных исследований, Национальным политехническим институтом Тулузы, университетом Тулуз 3-Поль Сабатье , университетом Тулуз 1 Капитол и Тулузским университетом Жан-Жоре.

Каких-либо масштабных экономических соглашений в ходе визита подписано не было. И это как минимум симптоматично. Да, президент Армении Серж Саргсян, встречаясь, к примеру, с председателем Национального собрания Франции Клодом Бартолони, может высоко оценить позицию Национального собрания Франции и лично председателя Клода Бартолони в вопросе международного признания, осуждения и криминализации «геноцида армян» или даже такой скандальной структуры, как «группа дружбы с «Арцахом»».

Но вот подвести под отношения двух стран экономический базис никак не удается. Нет, конечно, Серж Азатович вовсю пытался это исправить. И рекламировал Армению перед представителями французских деловых кругов с тем же рвением, что и кот Базилио с лисой Алисой — «поле чудес в Стране дураков».

Так, в рамках официального визита во Францию президент Армении Серж Саргсян встретился с членами авторитетного союза предпринимателей «Движение предприятий Франции» (MEDEF). В конце встречи в штаб-квартире MEDEF состоялась церемония подписания меморандума о сотрудничестве между Группой компаний «Ташир», ЗАО «АЭ» и компанией «Шнейдер электрик».

А сам Серж Азатович сначала уговаривал французский бизнес на минуточку позабыть о том, что в Азербайджане есть нефть и газ, и обратить внимание на красивые рейтинги «экономической свободы», которые рисуют Армении разного рода «экономические» НПО. Только вот во Франции уже знают, что за красивыми рейтингами, которые рисуют для Армении, скрываются совсем не такие красивые реалии. Как иронизирует «Лрагир», «Серж Саргсян пытался представить аргументы в пользу инвестиционной привлекательности Армении. То же самое в октябре прошлого года Саркисян говорил в Нью-Йорке, но после этого в Армении инвестиции не потекли, или о них ничего не известно».

Что же касается Франции, то, как напоминает газета, «в Армении присутствует французская торговая марка «Карфур» — компания, которая является одной из трех крупнейших торговых сетей в мире». По сведениям газеты, о намерении Карфур прийти в Армению говорили в течение несколько лет. Самвел Карапетян, который тогда строил в Ереване торговый центр Далма-мол, обещал выделить там большую площадь под супермаркеты Карфур.

«Но потом, как писала пресса, возмутились армянские олигархи, которые занимаются импортом», — сообщает газета, напоминая, что Карфур сам ввозит продукты, которые выставляет на продажу, благодаря чему ему удается обеспечивать низкие цены. В результате вместо Карфур в Далма-мол открылся супермаркет депутата и монополиста-импортера Самвела Алексаняна.

Как продолжает «Лрагир», «Вопрос Карфура стал «интернациональным». Им стали заниматься посольства иностранных государств. В то время посол США Джон Хефферн, например, делал в своем блоге записи, где спрашивал — как насчет Карфура?» Кроме того, «вопрос Карфура обсуждался в ходе визита в Ереван президента Франции Франсуа Олланда, который даже побывал в помещении, где должен был открыться супермаркет». В конце концов Карфур открыли в марте 2015 года в новом торговом центре Ереван-мол, который, как утверждает пресса, имеет отношение к бывшему министру финансов Гагику Хачатряну.

Но выяснилось, что Карфур в Армении открывает не головной офис, а арабский франчайзинг из Эмиратов, причем акции арабской компании приобрел сам Гагик Хачатрян. «К концу 2016 года появились информации, что Карфур то ли закрывается, то ли сворачивает бизнес. Площадь магазина уменьшилась примерно наполовину», — сообщает теперь «Лрагир».

И завершает: «Развивающаяся во всех странах сеть в Армении так и не смогла развернуться, и вопрос не в экономике, а в политических проблемах. Видимо, крупнейший ретейлер счел ниже своего достоинства правила игры в Армении. В условиях такого айсберга Серж Саргсян приглашает французских инвесторов в Армению и обещает личное покровительство. «Как насчет Карфура», — наверное, спросили французские инвесторы у Саргсяна».