Точка зрения, Эхо

Карабахская проблема: а оно того стоило?

Азиз ХАЛИЛОВ

Однажды известный журналист Александр Невзоров рассказал об эпизоде Карабахской  войны. Как оказалось, в активной фазе Карабахской войны в наступлении на  азербайджанскую армию приняли участие псковские десантники.

Впрочем, о том, что в  оккупации азербайджанских земель наравне с армянскими вооруженными силами  также принимали активное участие российские военнослужащие, в Азербайджане  знают.  У России была своя цель. Силой интегрировать Азербайджан в свои интеграционные  процессы. СНГ, ОДКБ, Таможенный союз, Евразийский союз, может, и имеют разные  названия и назначения, но преследуют одну и ту же цель: восстановить СССР под  каким-то другим форматом.

В начале 90-х годов прошлого столетия Россия локальными конфликтами, поддержкой  сепаратизма оказывала давление на молодые государства, лилась кровь… Но, как  известно, давление порождает сопротивление.  Вполне вероятно, что Азербайджан не стал бы оказывать поддержку энергетическим  проектам, идущим в обход России, если бы она заняла более объективную позицию в  карабахском конфликте.

Но один за другим в обход России появились нефтепровод  Баку-Тбилиси-Джейхан, газопроводы Баку-Тбилиси-Эрзурум, ТАNAP…

Последние два проекта заложили фундамент Трансадриатического газопровода, который  в 2020 году транспортирует азербайджанский газ до европейского рынка. Недавно стало  известно, что Европейская комиссия выделит 14 млн. евро на этот проект, который стал  одним из 18 приоритетных проектов для Старого Света.

На начальной стадии  пропускная способность газопровода составит 10 млрд. кубометров, на последующей  стадии пропускная способность проекта будет увеличена в два раза. Причем  приблизительно 25% из капитальных инвестиций вложат азербайджанские компании, то  есть Азербайджан участвует в этом проекте не только своими природными ресурсами, но  и инвестициями.

Вряд ли, в начале 90-х годов кто-то среди российских политиков и военных мог бы  предугадать такой сценарий развития ситуации. С одной стороны, Россия теряет большие  деньги. Ведь транзит энергоресурсов — в достаточной степени доходная сфера  деятельности.

Достаточно отметить, что в 2016 году Украина заработала 2 млрд.  долларов на транзите российского газа.  Кроме этого, выход азербайджанского газа в Европу бьет по монополистическим  позициям России в Старом Свете.

И наконец, Азербайджан создал готовую  инфраструктуру, на которую засматриваются богатые энергоресурсами среднеазиатские  республики. Кроме этого, позиция России по карабахской проблеме препятствует  созданию между двумя странами полноценных политических и экономических  взаимоотношений.

А ведь все могло бы быть иначе. Интересно, сейчас смотря на карабахскую проблему,  российские политики задаются вопросом: а оно того стоило?