За рубежом, Эхо

Россия создает «компьютерные войска»

НУРАНИ

23 февраля Российская Федерация отметила День защитника Отечества, оставшийся в наследство от бывшего СССР. Но именно в этот день, по сообщениям «Вестей», в Москве обнародовали новость, которая «произвела фурор на Западе.

Ее тиражируют сотни СМИ. Министерством обороны создаются войска информационных операций. Об этом 22 февраля, выступая в Госдуме, рассказал Сергей Шойгу. Пропаганда должна быть грамотной и эффективной, пояснил глава ведомства. Кроме того, кибервойска будут защищать Россию от кибератак». Строго говоря, Сергей Шойгу рассказывал депутатам не только о кибервойсках.

Министр также сообщил депутатам, что доля нового оружия в войсках в 2017 году превысит 62 процента. Одних только танков и бронемашин поступит более тысячи единиц. Однако главной новостью, по отзывам многих, стали именно новости о создании «компьютерных войск».

Правда, о какой именно «информационной безопасности» идет речь, многие, похоже, не поняли. «Я думаю, что надо восстановить седьмое управление Генерального штаба. Я об этом не раз говорил. Сейчас нужна спецпропаганда, чтобы не только знать армию противника, но и подготовиться к работе с населением», — предложил глава фракции ЛДПР в Думе Владимир Жириновский. «Четыре года как создано, — отметил в ответ Шойгу. — Но оно, правда, не седьмое называется, а немножко по-другому. Плюс к этому — за это время созданы войска информационных операций, что гораздо эффективнее и сильнее всего того, что вы здесь называли. Это потому, что пропаганда должна быть умной и грамотной».

Войска информационных операций созданы прежде всего «для защиты интересов национальной обороны и противоборства в информационной сфере». Здесь, правда, необходимо уточнение. Россия, судя по многим косвенным признакам, вкладывает серьезные средства в «информационную войну». Но контрпропаганда и «информационная безопасность» — это в современном мире далеко не синонимы. А глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов, по сообщению «Интерфакса», заявил, что войска информационных операций, созданные в Вооруженных силах РФ, смогут решать проблемы кибератак.

«Сегодня ряд вызовов перенесены в так называемую киберсферу, и, по существу, сегодня идет информационное противоборство как составная часть общего противоборства. Исходя из этого Россия предприняла усилия по формированию структур, которые этим делом занимаются», — сказал Шаманов «Интерфаксу». Он отметил, что войска информационных операций созданы, прежде всего, «для защиты интересов национальной обороны и противоборства в информационной сфере».

Уже прозвучали заявления «в поддержку». Первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич рассказал о целях создания Войск информационных операций, передает RNS. «Специфика работы этих войск, разумеется, является закрытой. Сегодня существует масса проблем с дезинформацией, которой Запад пичкает наше общество и Министерство обороны, и это представляет большую угрозу», — заявил Клинцевич.

По его версии, эти войска созданы с целью защиты и в качестве примера привёл создание ВКС, которых ранее не существовало как вида и которые не участвовали в боевых действиях. «Сегодня ВКС — основной вид вооруженных сил и ведет первые, но достаточно успешные операции в Сирии», — отметил Клинцевич. В свою очередь, российские СМИ регулярно сообщают о компьютерных атаках на стратегические объекты РФ.

Так что выглядит все весьма актуальным. Справедливости ради, подразделения кибербезопасности создаются сегодня во многих странах. Так, силы обороны Эстонии в период с 2018-го по 2021 год усилят маневренность бронетехники, получат новые виды ручного огнестрельного оружия, станут лучше управлять своими операциями и сформируют командование в сфере киберобороны, сообщает Rus.postimees.ee со ссылкой на указ министра обороны страны Маргуса Цахкны.

По словам Цахкны, в течение четырех лет будет существенно повышена самостоятельная обороноспособность Эстонии, и государство сможет отреагировать на военную угрозу мгновенно, если этого потребуют обстоятельства. «В госбюджете 2017 года на покупку боеприпасов предусмотрено 40 млн евро, и в период с 2018-го по 2021 год на эти же цели будет отведено еще 166,5 млн евро с целью повысить боеспособность сил обороны», — отметил Цахкна.

60 млн евро будет выделено на пополнение запасов крупнокалиберных боеприпасов из запускаемой с 2018 года трехлетней программы дополнительных инвестиций, передает Newsru. Один из важнейших проектов касается закупки бронетехники. В 2019 году для разведывательного батальона будет приобретено 44 боевых машины пехоты CV90, в 2020 году в дополнение к ним будут закуплены бронетранспортеры поддержки.

В 2021 году в Эстонию поступят первые самоходные артиллерийские установки. Уже в этом году в распоряжение военнослужащих Разведывательного батальона поступят новые виды ручного огнестрельного оружия, а к 2021 году новые виды вооружения будут у всего личного состава Первой пехотной бригады. Кроме того, на базе нынешнего штабного батальона и батальона связи создадут киберкомандование. Ему будут подчиняться все подведомственные Министерству обороны структуры, занимающиеся вопросами киберобороны. Также увеличится количество полигонов.

При этом напомним: Эстония подверглась кибератаке еще в апреле 2007 года, вскоре после печально знаменитой путинской речи в Мюнхене. В том, что угроза исходила от РФ. не сомневались ни в Таллинне, ни в Брюсселе. Неслучайно, что именно в этой стране был создан натовский центр кибербезопасности. Однако нельзя не заметить: новые войска создаются на фоне целой серии скандалов вокруг организованных РФ кибератак.

За день до того, как Сергей Шойгу объявил о создании «компьютерных войск», глава германской контрразведки Ханс-Георг Маасен напрямую обвинил Россию в организации кибератак на серверы Бундестага в 2015 году. Об этом руководитель Федерального ведомства по защите конституции ФРГ (БФФ) заявил, выступая на европейском Полицейском конгрессе в Берлине, сообщает ТАСС.

«Сегодня киберпространство используется нашими оппонентами, иностранными спецслужбами, — сказал он. — С 2007 года мы фиксируем значительную активность иностранных спецслужб в виртуальном пространстве, которое используется для того же, что делается в реальном мире — шпионаж, саботаж, дезинформация, операции влияния». «Мы видим это на примере так называемых APT (Advanced Persistent Threat, высокотехнологичная длительная угроза — прим. ТАСС) и, предположительно, имеющих российское происхождение и вызывающих особые опасения APT28 и APT29», — добавил Масен.

По его словам, «APT28 была ответственна в 2015 году за утечку данных во время кибератаки на Бундестаг». «Мы исходим из того, что у этого события российский след», — подчеркнул глава германской контрразведки. «Мы не знаем, куда попали данные, что это за данные и как они могут быть использованы», — заметил он.

При этом Масен добавил, что «опыт американских выборов» позволяет предположить, что эта информация «может быть использована в качестве компромата или для влияния на политические движения или настроения». Беспокойство властей ФРГ можно понять. В стране предстоят выборы, и в Берлине не то чтобы совсем уж без оснований опасаются «сюрпризов» со стороны РФ.

Фрауке Петри подробно не распространялась о своем визите в Москву — хотя и встретилась там с «интересными» людьми, пишет в своей статье на сайте Tagesspiegel обозреватель издания Клаудиа фон Зальцен, комментируя визит в РФ сопредседателя скандальной антииммигрантской партии «Альтернатива для Германии», передает «Инопресса».

«Обычно политики с удовольствием рассказывают о своих зарубежных визитах. Особенно, если встречались с высокопоставленными представителями этих стран. Но только не Фрауке Петри, сопредседатель «Альтернативы для Германии».

Как стало известно от самой Петри, делегация АдГ приезжала в Россию по приглашению правительства Москвы для переговоров о сотрудничестве с региональными парламентами ФРГ, по окончании переговоров прошли встречи со спикером Госдумы Володиным и другими депутатами. Вячеслав Володин, согласно российской конституции, четвертый по значимости человек в государстве. «Тот факт, что он нашел время и встретился с немецкими политиками, которые не сидят в Бундестаге, более чем удивителен. Эта встреча свидетельствует о том, насколько важно для Москвы сотрудничество с АдГ», — констатирует автор статьи.

«Российский партнер Петри по переговорам входит в ближайшее окружение Путина», — отмечает Клаудиа фон Зальцен и пишет о том, что во встрече участвовал и Владимир Жириновский, лидер ультраправой партии националистического толка ЛДПР. «Несмотря на то, что из-за своих громких высказываний политик то и дело оказывается на первых полосах изданий, он является представителем так называемой «системной оппозиции», которую терпит Кремль и которая не имеет никакого реального влияния в Москве».

Как заявили в Госдуме, речь в ходе встречи шла о сотрудничестве с региональными парламентами, о контактах между партиями и расширении связей между молодежными организациями, говорится в статье. Только вот примечательно и другое. До последнего времени, согласно множеству «утечек», кибервойну с Западом вели подразделения российских спецслужб.

Теперь же речь идет о министерстве обороны. И на этом фоне уже совершенно в ином свете предстает громкий скандал вокруг арестов в РФ сотрудников ФСБ, отвечавших за «кибероперации», и членов хакерской группировки «Шалтай-Болтай». На этом фоне трудно исключать, что теперь ведение кибервойны будет поручено Минобороны РФ.