За рубежом, Эхо

Политическая «цена» дружбы Армении с Ираном

iran-armenia-flagНУРАНИ

По мере того, как в Армении разгорается предвыборная кампания, власти продолжают вбрасывать в информационное поле новости, которые, по замыслу «ньюсмейкеров», должны укрепить оптимистичные настроения среди граждан. На сей раз в новости попал посол Армении в Иране Арташес Туманян.

Как передает «Лрагир» со ссылкой на News.am, глава армянского дипломатического представительства и руководитель торгово-промышленной палаты Тегерана Масуд Хансари обсудили предстоящий визит премьер-министра Армении в Тегеран. По словам иранского чиновника, идет подготовка по принятию делегации бизнесменов, которая будет сопровождать премьер-министра Армении в ходе его визита в середине марта.

«Как только визит премьера в Тегеран будет окончательно подготовлен, торговая палата Тегерана займется организацией двусторонних встреч между иранскими и армянскими бизнесменами»,- отметил он. Глава торговой палаты подчеркнул, что у них хорошее взаимодействие с компаниями по информационным технологиям, и у его армянского коллеги будет хорошая возможность установить связи с иранскими компаниями в этой области, сообщает агентство Mehr.

Посол Армении отметил, что визит премьер-министра пройдет в рамках договоренностей, достигнутых между президентами двух стран. По его словам, визит запланирован на ближайшее время, возможно, он даже состоится до новогодних праздников в Иране, которые начинаются 21 марта. Здесь нужно пояснение. О перспективах развития отношений между Ираном и Арменией в экономике говорят много, особенно в Ереване и в российских СМИ со ссылкой на ереванские источники.

Вот и на сей раз EADaily старательно информирует: правительство Ирана одобрило соглашение о совместном использовании таможенных ворот «Мегри (Армения) — Нордуз (Иран)», подписанное обеими странами. Соглашение о совместном использовании таможенного пункта было подписано еще 21 декабря 2016 года в рамках официального визита президента Ирана Хасана Роухани в Армению.

А теперь первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов прибывает в Тегеран с однодневным визитом, и как еще накануне отмечали эксперты, главными темами предстоящих переговоров станут временное соглашение в рамках формирования зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Ираном, а также вопросы российско-иранского экономического сотрудничества.

Тема ЗСТ Ирана с ЕАЭС обсуждалась на проходившем 11/13 декабря прошлого года в Тегеране заседании Российско-иранской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Ее сопредседатель с иранской стороны Махмуд Ваези сообщил тогда журналистам, что Иран надеется подписать соответствующее соглашение в 2017 году. А в Ереване намекают: «воротами» в ЕАЭС для ИРИ должна стать именно Армения.

Одно плохо: все эти радужные планы плохо стыкуются с реальностью, в которой под отношения ИРИ и Армении так и не удается подвести экономический «базис». Плюс ко всему с пугающей для Еревана регулярностью поступают новости, раз за разом подтверждающие то, что экспертам было ясно с самого начала: экономический потенциал Армении и ее «зажатое» положение, увы и ах, не позволяют надеяться на осуществление масштабных проектов с Ираном вообще и строительство дороги Иран-Армения, в частности.

Так, около недели назад российская «Независимая газета» не на шутку расстроила Ереван, сообщив о том, что «в марте этого года произойдет соединение железных дорог Ирана, Азербайджана и России. Это станет возможным после ввода в эксплуатацию железнодорожной линии Астара (Иран) — Астара (Азербайджан), которая является одним из звеньев транспортного проекта Север-Юг. Информация эта официально была озвучена в ходе визита в Баку делегации Исламской Республики Иран во главе с заместителем министра дорог и градостроительства ИРИ, президентом Иранских железных дорог Саидом Магомедзаде».

Как добавляет газета, «в ходе переговоров с председателем правления ЗАО АЖЗ Джавидом Гурбановым его иранский коллега заявил, что в марте состоится ввод в эксплуатацию железнодорожной линии Астара (Иран) — Астара (Азербайджан). При этом он добавил, что в иранской Астаре ведутся последние приготовления к этому событию.

В свою очередь Джавид Гурбанов сообщил, что Азербайджан завершил строительство на своей территории однолинейной железной дороги от станции Астара до государственной границы, протяженностью 8,3 км, железнодорожный мост, соединяющий две страны и протестировал этот участок». А проект многообещающий. Как напоминает «Независимая газета», «ввода в эксплуатацию нового транспортного маршрута ждут многие страны Европы и Азии. Данный проект обеспечит бесперебойность перевалки миллионов тонн грузов, идущих из Индии, Пакистана и Ирана через территорию Азербайджана в Россию, Северную Европу и обратно».

И все это в очередной раз пройдет мимо Армении. Вопрос, что может привезти из Ирана в своем «портфеле» премьер-министр Армении Карен Карапетян, на этом фоне звучит как минимум нелишне. Плюс ко всему многие эксперты, в том числе и в самом Ереване, уже высказывают опасения о политической «цене» дружбы Армении с Ираном на фоне нового обострения ситуации вокруг ИРИ. Даже ереванский «Спутник», и тот вынужден признать: «Зона конфронтации между США и РФ все ближе к Армении».

Как вполне здраво замечает ереванское агентство, «судя по складывающейся ситуации, очередной точкой противостояния интересов между двумя сверхдержавами — Америкой и Российской Федерацией, может стать Иран». А это, по мнению «Спутника», «не может не отразиться на ситуации, складывающейся в нашем регионе, и на интересах Армении — в частности.

Ведь именно Иран сегодня — единственный наш региональный стратегический партнер, с которым у официального Еревана сложились добрососедские взаимоотношения как в политическом, так и в экономическом аспектах. Не говоря уж о том, что во времена былые, в начале 90-х, когда наша страна попросту задыхалась в тисках «добрососедской» блокады, именно Иран предоставил нам выход в «большой мир «, хотя бы частично обеспечивая нас электроэнергией. На самом деле, если ирано-американские взаимоотношения дойдут до точки невозврата (а к этому, кажется, действительно все идет), то следует понимать, что и нам, армянам, придется делать свой выбор, как бы ни хотелось этого избежать по политическим соображениям. Так сказать, оказаться по одну из сторон складывающейся баррикады.

Придется выбирать между нашим добрым соседом и вполне реальным партнером с одной стороны, и так называемыми европейскими, вернее, западными ценностями, — указывает ереванская «дочка» российского медиахолдинга. — Выбирать придется либо Иран, с которым сегодня нас связывает множество перспективных региональных финансовых, энергетических и вообще экономических проектов (кстати, отметим, что по ту же строну баррикад обязательно окажется и наш другой стратегический партнер, Россия). Либо Запад, идеология которого, кажется, не выдерживает испытания временем и прямо на наших глазах превращается в нечто неконтролируемое нормальной человеческой логикой».

Наверное, ожидать других оценок от ереванского «Спутника» было бы по меньшей мере самонадеянно. Только вот в Армении уже нарастает беспокойство. Причем нечаянно масла в огонь подлил «Голос Армении», который устами той же «Независимой газеты» решил прочитать мораль Дмитрию Рогозину, который в последнюю минуту отменил свой визит в Иран.

Напомним, что Дмитрий Рогозин был крайне недоволен тем обстоятельством, что иранская сторона разгласила информацию о предстоящем визите, хотя российский вице-премьер просил соблюсти конфиденциальность, а источник в правительстве заявил: «Мы оказываем Тегерану колоссальную поддержку, а они берут технику у тех, кто их же унижает санкциями», — газета продолжает: «В этом контексте, естественно, вспоминается позиция российского вице-премьера относительно проблемы продажи оружия Азербайджану.

На первый взгляд может показаться притянутой за уши связь между российско-азербайджанской оружейной сделкой и клубком противоречий, которые сегодня буквально терзают российско-иранские отношения. Но тут прежде всего стоит вспомнить главный аргумент, приводя который, Москва пытается оправдать многомиллиардные контракты на поставки современного оружия главному противнику своего военно-политического союзника.

Так вот основной ответ на негативную реакцию официального Еревана — и не только — сводился и сводится к формулировке: ничего личного, только бизнес. В Ереване, конечно, принимая этот подход, пытаются, так сказать, понять. Но дело в том, что российская сторона далеко не всегда руководствуется упомянутым принципом. Рогозин, по сути, обижается на Иран, который предпочел вести, в частности, авиационные дела не с ней, а нашел более выгодный для себя вариант.

Обижается настолько, что отменяет визит в Тегеран. Где тут прагматизм? Где тут формула: ничего личного, только бизнес?» Только вот наиболее дальновидные наблюдатели в Тегеране понимают и другое. Очевидно, что Москва просто не желает «светиться» на иранском «треке» в то время, как напряженность вокруг этой страны дошла уже до опасной черты.

Только вот вряд ли это означает, что РФ, у которой и так немного союзников, готова «сдать» Тегеран. Скорее на фоне демонстративных обид на официальном уровне Москва задействует неофициальные каналы поддержки Тегерана, в том числе поставки оружия через Армению. Для Еревана это более чем рискованно. Только вот такой роскоши, как выбор, у Армении давно нет.