За рубежом, Эхо

К какой войне готовится Армения?

sargsyan-bako-sahakyan-karabakhНУРАНИ

Армения продолжает в регионе «игру на обострение». В Баку, да и не только в Баку, одним из ее проявлений сочли и организованный на оккупированных азербайджанских землях фарс под названием «конституционный референдум».

Дата выбрана с понятным подтекстом: 20 февраля 1988 года облсовет Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР принял решение о «воссоединении» с Арменией.

Вряд ли стоит напоминать, что облсовет автономной области в советские годы полномочий для решения подобных вопросов не имел, и в нормальном государстве, где действуют законы, реакция должна была бы последовать сразу же. Но у властей СССР, видно, были другие планы, и за эти самые планы по удержанию республик под контролем Москвы путем провоцирования на их территории локальных конфликтов граждане новых независимых государств расплачиваются по сей день.

Тем не менее, на оккупированных азербайджанских землях учредили даже собственный праздник, который весьма помпезно именуют «Днем возрождения Арцаха». Бако Саакян, «президент Нагорного Карабаха», даже распространил по этому поводу «поздравительное послание». По замыслу организаторов, фарс с «референдумом» должен был еще раз продемонстрировать «независимость Нагорного Карабаха», «самоопределение народов» или еще что-нибудь в этом роде. Однако в реальности получился оглушительный провал.

Референдум в лучшем случае не заметили, в худшем — объявили, что не признают ни его результатов, ни «недогосударства», где он проводится. Вслед за странами- сопредседателями Минской группы ОБСЕ, властями Турции многие другие страны также объявили о непризнании фарса под названием «референдум».

В частности, на Фейсбук-странице посольства Королевства Норвегии в Азербайджане также указывается, что, как и другие члены мирового сообщества, Норвегия не признает независимость так называемой «Нагорно-Карабахской Республики», а также не признает результаты назначенного на 20 февраля «референдума» (кавычки в данном случае не наши). Как подчеркнули дипломаты, Норвегия поддерживает территориальную целостность Азербайджана и усилия Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. И такую позицию, добавим от себя, занимает не только Норвегия.

Отчасти провал затеи с «референдумом» признают и такие завзятые сторонники Армении, как обозреватель агентства «Регнум» С.Тарасов, который в беседе с Tert.am нечаянно проговорился: дескать, важно, чтобы результаты «референдума» признали сами «карабахцы». Сначала сей политолог с поправкой на «Регнум» принялся рассуждать, что Минская группа ОБСЕ на самом деле де-факто признает «Степанакерт» — иначе, мол, сопредседатели вообще туда бы не ездили.

Потом окончательно запутался в словах и терминах: дескать, «кроме того, МГ признает также территориальную целостность, которая называется Карабах, и, естественно, что тамошнее население должно организовать свою жизнь, проводить выборы. Это объективный процесс. Иной вопрос, считает ли «Степанакерт» для себя необходимым признание результатов референдума другими государствами? Думаю, что важно то, чтобы «арцахцы» признали и приняли результаты референдума 20 февраля. Это первостепенно, а международное признание — второстепенно, оно может быть, а может и нет».

«В переводе»: на международное признание в обозримом будущем рассчитывать не стоит. Впрочем, понятно и другое. Фарс под названием «референдум» еще раз продемонстрировал, что политическая верхушка Армении как минимум не настроена на урегулирование конфликта. И по-прежнему готовит общественное мнение к новой войне, пытаясь взять реванш за апрельское поражение.

Во всяком случае, депутат от правящей РПА Артак Закарян, председатель постоянной парламентской комиссии по внешним сношениям, в интервью Тert.am заявил, что призывы к миру путем необоснованных компромиссов некоторых политических сил, как минимум, странные. Отвечая в беседе с Tert.am на замечание, что руководитель «Армянского национального конгресса» Левон Тер-Петросян выступает в вопросе Нагорного Карабаха с «мирной платформы», и является ли это просто пропагандой или же есть возможные шаги, которые, однако, не выполняются для достижения мира, Закарян сказал: «Не думаю, что Левон Тер-Петросян и наши коллеги из АНК плохо осведомлены об Азербайджане, они хорошо знают об этой стране. Но, как минимум, странно, что они пытаются обосновать призывы к миру с помощью призывов относительно таких необоснованных компромиссов или уступок в целом. Говорить об этом сегодня, значит, привести к провалу и процесс по достижению мира, и начатую нами борьбу».

Сей господин по-прежнему верит, что нищая и стремительно пустеющая Армения может навязать свою волю всем остальным. И во всеуслышание заявляет: «О поэтапных уступках вообще не может быть речи, что значат эти поэтапные компромиссы. Я знаю, что такое компромисс — они начинаются, когда признается право на самоопределение «НКР», и подписываются соответствующие документы об этом, Азербайджан говорит об этом, и для нашей стороны появляется обязанность выступить с соответствующими компромиссами. Но я против уступки земель без самоопределения».

Только вот вряд ли в Ереване не понимают, что единственной альтернативой компромиссам может быть война. Более того, оппозиционные СМИ уже с тревогой пишут о «военных ожиданиях». В Армении и «Арцахе» возникли предчувствия грядущей новой войны, пугает своих читателей «Айкакан жаманак»: «Ходят разговоры о том, что это произойдет в марте. Сложно сказать, какие основания у таких прогнозов, но они опасны. Наиболее распространенные разговоры после четырехдневной апрельской войны о том, что в армии все знали, что будет война.

Имеем ли мы дело с аналогичной ситуацией, и если вновь возникло такое предчувствие, означает ли это, что так оно и произойдет? К сожалению, имеющиеся многочисленные факторы на данный момент говорят в пользу вероятности войны», — пишет газета.

Добавим от себя: в том, что в армянских силовых структурах знали о готовящейся провокации, в принципе нет ничего удивительного. Еще накануне Европейских игр в Баку и Серж Саргсян, и замминистра обороны Армении Давид Тоноян открыто грозили Азербайджану новыми территориальными захватами. От слов к делу решили перейти в апреле…но результаты оказались обратными ожидаемым. Теперь же в Ереване новый всплеск милитаристской риторики. Тон задал не кто иной, как президент Армении Серж Саргсян.

Выступая на 11-м съезде армянского союза добровольцев «Еркрапа» (участников боевых действий против Азербайджана в начале девяностых. — Ред.), он заявил: «В Азербайджане сегодня некоторые все еще питают иллюзии, будто сосредоточенная на выборах Армения будет очень занята, соответственно, уязвима. Руководствуясь подобными пустыми иллюзиями, противник, возможно, попытается прибегнуть к новым провокациям». Затем вновь попытался погрузить аудиторию в атмосферу ранних девяностых.

«Многие из вас помнят, как в начале 90-х, когда раз в неделю в Азербайджане сменялся министр обороны, каждый из них считал своей обязанностью выступать с речью и говорить, что через неделю, через несколько дней он будет пить чай в Степанакерте. Как показала история, благодаря вам и другим героическим сынам армянского народа получилось так, что они не устроили чаепития не только в «Степанакерте», но и лишились возможности попивать чай также в Агдаме, Физули, Джабраиле, Кубатлы, Кяльбаджаре и других местах».

А затем, осмелев, добавил: «Как присутствующие здесь, так и те, кто сейчас находится не в этом зале, горой стоят за наших братьев и сестер в «Арцахе». Все возможные провокации встретят адекватный контрудар. Политика, зиждущаяся на иллюзиях, не имеет и не может иметь будущего. Доказательством сказанному служит опыт минувших лет».

После чего посоветовал «хранить порох сухим». При этом Серж Азатович изящно оставил за скобками несколько неудобных деталей. Во-первых, есть такая реальность, как весьма печальные для Армении результаты апрельских боев. Тем более, что это была еще не война и даже не ее репетиция, а «точечная» операция спецназа, но уже ее результаты — а это не только освобождение высоты Лелетепе — показали, насколько изменился расклад сил. Во-вторых, в начале девяностых на стороне Армении воевали регулярные российские части, в то время как Азербайджан мог рассчитывать только на добровольческие батальоны.

Сегодня у Азербайджана уже есть своя хорошо вооруженная и подготовленная армия, а вот ввяжется ли в войну Россия с тем же рвением, как в начале девяностых, — это большой вопрос. В особенности на фоне санкций за Крым. Можно перечислять еще множество «в-третьих», «в-пятых» и «в-десятых», но вывод будет один и тот же: Сержу Саргсяну, как и его собеседникам, лучше не готовиться к прошедшей войне, а подумать, как избежать новой, потому как она не будет повторением боевых действий начала девяностых. И самое главное, если в Азербайджане эпоха «полевых командиров» уже закончилась в середине девяностых, а в Армении она только начинается.

И на фоне разгорающихся страстей многие эксперты в Ереване уже прогнозируют возможное обострение ситуации в самой Армении. «В своей речи на съезде Союза ополченцев «Еркрапа» Серж Саргсян заявил, что Армения переживает глубокие изменения, и главной задачей сейчас является переход к парламентской форме управления без потрясений. Он предупредил, что Азербайджан может устроить провокации на границе, но все же, говоря о потрясениях, Серж Саргсян, скорее всего, имел в виду некие внутренние процессы» — напоминает «Лрагир».

А здесь, напомним, «еркрапа» — это лучшие кандидаты на роль этакой «неофициальной личной гвардии» Сержа Саргсяна. Тем более что их лидер, генерал Манвел Григорян, уже заявил на съезде: «Ожидаются выборы, мы начнем браниться, оскорблять друг друга, противник подумает, что в нашем обществе разлад и раскол, и начнет обострять ситуацию на границе. Азербайджан может воспользоваться таким случаем». А пока «воспользоваться случаем», судя по всему, готовится сам Саргсян.