За рубежом, Эхо

«Севастопольский вальс» в переводе на армянский

НУРАНИ

Российская журналистка Наири Овсепян, освещавшая в качестве корреспондента журнала «Новое время» в далеком теперь 2001 году торжества в честь 1700-летия принятия Арменией христианства, в одном из своих репортажей заметила: «Всякий маленький армянин будто рождался, пропитанный солями тех морей, между которыми простиралась страна его пращуров. И так всегда — сквозь римское иго, персидское, византийское, советское: пока у армян, пусть в ретроспективе, были их два моря, они знали, как идти к своим вехам — хоть десяти-, хоть 1700-летним».

А потом добавила: «Кажется, будто Армения не глядя проскочила большой отрезок времени. Советская усталость, которую почти все республики бывшего СССР преодолевали в начале 1990-х, настигла страну только сейчас. Когда вместо темных холодных квартир, очередей за хлебом, войны у армян наконец-то появились кафе, и магазины, и работающие кинотеатры. И десятилетняя независимость. Они устали как люди, которые очень хотят жизни за неоновой вывеской, но с той, общепитовской жареной картошкой. И у которых больше нет ни того и ни другого. Два армянских моря пересохли, вот что произошло со страной, которая выдохлась. Страна живет в поисках своего утраченного времени».

С момента, когда были написаны эти слова, прошло уже полтора десятка лет. Но ситуация в Армении если и изменилась, то только в худшую сторону. Другое дело, что от мечты об Армении от моря и до моря здесь официально не отказываются. На гербе по-прежнему малюют расположенный в Турции Агры-Даг, восточноанатолийские вилайеты той же Турции именуют «Западной Арменией»…

Но так как ни реставрации Севрского договора, ни «маленькой победоносной войны» с Турцией в обозримом будущем не заметно, то мечту о «двух морях» поддерживают более безопасными способами. К примеру, Зорий Балаян, известный провокатор и мастер по «торговле ненавистью», объявляет, что он отправляется в парусное плавание на корабле, названном «Киликия» и якобы представляющем собой этакую копию кораблей времен той самой мифической «Армении от моря и до моря».

Затем выпускают морские каютные катамараны на все то же озеро Севан, где им в прямом смысле негде развернуться. Наконец, отмечают на берегу того же озера Севан…день ВМФ России (!). Ну и, конечно, всячески развивают парусный спорт. Правда, делать это без моря затруднительно. Мировая практика советует в таком случае отправлять своих спортсменов «демонстрировать флаг», проводить тренировочные сборы и т.д. куда-нибудь в более подходящие края…но на это банально нет денег.

Вот и приходится «включать креатив» и проводить, к примеру, соревнования по виндсерфингу на одном из искусственных прудов в центре армянской столицы, гордо именуемом «Ереванским морем». Вот и появляются на лентах новости, после прочтения которых непонятно, смеяться над ними или плакать.

На сей раз отличился «Голос Армении». Газета радостно возвестила: «Армянские паруса в Севастополе!» Как информирует газета, «с 24 по 30 марта в Севастополе пройдут международные соревнования по парусному спорту на приз командующего Черноморским флотом, в которых примут участие два представителя Армении. Наши (т.е. армянские. — Ред.) спортсмены выступят в одноместном классе яхт «Оптимист»».

Правда, кто именно отправится в оккупированный город, пока еще не ясно. Во всяком случае, вице-президент Армянской федерации парусного спорта (есть и такая) Смбат Акопян сообщил корр. «ГА», что имена участников позже назовет тренерский совет федерации. После чего приложил прямо-таки титанические усилия, чтобы убедить аудиторию «Голоса Армении» в том, что об этой самой федерации вообще имеет смысл говорить всерьез.

Правда, армянские спортсмены сейчас тренируются в закрытом помещении, занимаясь общефизической подготовкой, зато в июле и августе на озере Севан пройдут чемпионаты республики среди молодежи и юношей и взрослых. А самое главное, «есть договоренность с грузинскими коллегами. В середине августа они приедут к нам для участия в турнире памяти Ашота Аветисяна, а затем мы отправимся в Грузию для участия в соревнованиях в Поти или Тбилиси», — отметил Смбат Акопян.

Не обошлось и без жалоб: с деньгами у федерации туго. В 2015 году финансирование парусного спорта из госбюджета составляло 3 млн. драмов. Однако в 2016 году оно было урезано до 400000 драмов — надо было готовиться к Олимпийским играм, а уж яхтсменам с озера Севан никакая лицензия не светила. И когда журналист задал вопрос, будет ли восстановлено финансирование АФПС в полном объеме в этом году, вице-президент федерации ответил, что окончательной ясности в этом вопросе пока нет.

«В финансовом плане нем приходится очень непросто. Если бы не президент федерации Баграт Согомонян, благодаря усилиям которого за последние несколько лет мы приобрели свыше двух десятков тренировочных парусников, наш вид спорта в Армении уже прекратил бы свое существование», — отметил С. Акопян.

Но вот на поездку в оккупированный украинский Крым деньги, судя по всему, нашлись. Правда, из каких источников, Смбат Акопян благоразумно не уточняет. Наверное, эта история с армянскими спортсменами на Кубке командующего российским ЧМФ в Севастополе напоминала бы анекдот в стиле «армянского радио», если бы речь не шла о весьма циничном и опасном политическом расчете с обеих сторон. России всеми силами хочется избежать очередного политического позора и подтверждения своей «нерукопожатности».

В самом деле, теоретически международные соревнования по парусному спорту на приз командующего Черноморским флотом ВМФ России должны были бы представлять собой весьма престижный турнир, но в реальности российская аннексия Крыма вызвала такую реакцию отторжения всего цивилизованного мира, что об участии хоть сколько-нибудь именитых спортсменов из-за рубежа в этих соревнованиях надеяться не приходится.

Да и российские спортсмены могут серьезно подумать, стоит ли им «мараться». Соревнования в оккупированном Крыму, чью принадлежность России никто не признал, — это, конечно, не положительные допинг-пробы, но если в антидопинговых мерах, из-за которых российский спорт оказывается в куда более плотной изоляции, чем российская политика, есть хоть малая доля политики, а не одна только фармакология, то рисковать вряд ли стоит.

Вот и приходится рассчитывать на такую публику, которая на серьезные соревнования попасть даже не мечтает. Армения здесь со своими спортсменами, двоим из которых открылась реальная перспектива после маневров на ереванском пруду поплавать не где-нибудь, а в Севастопольской бухте, подвернулась как нельзя кстати. А уж для армянских спортсменов такой турнир — хорошая возможность и поучаствовать, и не оказаться в безнадежном хвосте. Только вот понятно и другое.

Армению интересуют в Севастополе не только и не столько спортивные достижения. Армянские участники соревнований по парусному спорту в оккупированном Севастополе должны выполнить, по замыслу Еревана, важную политическую миссию. Армения, демонстрируя в очередной раз поддержку российской оккупации Крыма, рассчитывает на вполне конкретные военно-политические дивиденды — если и не «победоносную войну», в результате которой как раз и должна возникнуть вожделенная «Армения от моря и до моря».

Но вот на большее содействие в Карабахе Россия, по мнению Еревана, расщедриться вполне могла бы.

Особенно теперь, когда Армения фактически передала под контроль Москвы собственную армию. Ереванский «Спутник» может, конечно, предоставить трибуну, скажем, Норату Тер-Григорьянцу, который успел послужить и в советской, и в армянской армии, а теперь возглавляет совет ветеранов Сухопутных сил РФ, и этот отставной генерал с восторгом напишет что-то вроде: «Когда я был приглашен в Армению, чтобы создавать Вооруженные силы, то именно по моему предложению бывшая советская 127-я дивизия, стоявшая в Гюмри, была преобразована в российскую военную базу. На этом направлении мы лицом к лицу стоим с НАТО и Турцией. Последние события в этой стране в очередной раз показали, что не зря на протяжении всей своей истории России чаще всего приходилось воевать именно с турками», «Я глубоко убежден, что если бы российские войска после распада СССР покинули Закавказье, то Турция с ее сателлитами сделала бы все возможное, чтобы оторвать от России Северный Кавказ» и т.д. и т.п.

Только вот в реальности в Армении все больше тех, кто понимает: в случае чего ключевые решения будут приниматься уже не в Ереване, а в Москве. И ради того, чтобы повлиять на эти решения, в Армении готовы если и не на все, то на многое. В том числе на крымском направлении.

Напомним: как раз накануне российской аннексии Крыма на полуостров неожиданно вернулся Анушаван Данелян, экс-вице-спикер крымского парламента в лихие девяностые, успевший к этому моменту уже поработать на посту «главы правительства Нагорного Карабаха». И какой еще опыт «миацума» был использован в Крыму, можно только гадать. Такой вот получился «Севастопольский вальс» в переводе на армянский.