Политика, Эхо

«Талышский сепаратизм» — совместный проект Армении и Ирана?

talish-separatismНУРАНИ

В Ереване дан старт очередной провокации. Как передают СМИ Армении, в частности, агентство Tert.am, «к властям Армении обратился Шахин Мирзоев с просьбой о предоставлении временного убежища, поскольку, являясь членом Талышского совета культуры, участником талышского освободительного движения, корреспондентом газеты «Толиши Садо», он вынужден был бежать из Азербайджана из-за давления в отношении национальных и религиозных меньшинств и грубейшего ущемления их прав.

Шахин Мирзоев с семьей приехал в Армению. Об этом сообщает МИД Армении. Власти Армении положительно откликнулись на просьбу Шахина Мирзоева». За минувшие выходные уже проявилась и подоплека событий. Главный редактор газеты «Толышин садо» Рафиг Джалилов пояснил «Кавказскому узлу», на который ссылается Minval.az: Шахин Мирзоев сбежал в Армению по личным причинам.

По словам редактора, Шахин Мирзали (Мирзоев) был корреспондентом газеты «Толышин садо» («Голос талышей») на общественных началах в 2015 году, однако сотрудничество с Мирзоевым было прервано после того, как в 2016 году он отказался от абонентской подписки на издание «Толышин садо». За публикации в газете он никогда не преследовался.

Понятно, что в Армении пытаются хоть как-то ответить на активность «Бакинской платформы» и целую серию заявлений граждан Армении с просьбами о переезде в Азербайджан, и Шахин Мирзоев просто подвернулся под руку. Но есть еще одна сторона вопроса. Подобные мотивы в политике Еревана, прямо сказать, не новость.

Достаточно вспомнить, как спецслужбы Армении готовили на своих «объектах» боевиков лезгинского «Садвала», которых тем забрасывали в Баку с заданием устраивать взрывы в метро (а здесь у армянских террористов собственный богатый опыт». Уже с весны 2014 года в Армении старательно «раскручивают тему» мнимого «притеснения» в Азербайджане… «ираноязычных татов».

Напомним: как уже писала наша газета, в марте 2014 года доцент факультета востоковедения Ереванского государственного университета Вардан Восканян возвестил, что, оказывается, проживающие в Азербайджане таты (кавказские персы), дескать, претендуют на создание «Парсийской Республики Ширван» и даже создали свой «Фронт Освобождения Ширвана», который, дескать, подпольно действует в Баку.

Цели грандиозные — новоявленный «фронт» рассчитывает ни много ни мало на создание «независимого государства» на территории Ширвана. Потом армянские СМИ радостно возвестили: в YouTube появился «гимн» новоявленных сепаратистов. И вряд ли стоит напоминать, что в Интернете можно изобразить активность от имени хоть «ширванских татов», хоть «гвинейских ацтеков». А затем «привязывать» эту активность к чему угодно.

Осенью того же 2014 года у жительницы города Ширван изъяли героин — и готово: это, оказывается, «превентивные меры по пресечению деятельности национального движения татов — Фронта освобождения Ширвана»! Волнения в Нардаране? Тут же состряпали и залили в сеть «воззвание» этого самого «фронта». Даже снос домов на улице Советской попытались «привязать» к этой провокационной затее. Правда, дальше воззваний в Интернете дело не пошло.

Еще более серьезную активность развернули вокруг талышских сепаратистов. Еще несколько лет из оккупированной Шуши вдруг начало вещать «талышское радио», там же вдруг объявляли проведение научных конференций по «талышеведению». В 2013 году «газета армян России» под претенциозным названием «Ноев ковчег» опубликовала интервью с небезызвестным Фахраддином Аббасзаде, который сам себя именует «Абосзода».

В интервью он привычно повторял фантастические цифры численности талышей в Азербайджане, а затем банально проговорился, с чьей помощью здесь рассчитывают поднять очередной сепаратистский мятеж. Дескать, «после августовской 2008 года войны в Грузии я сказал: вот сейчас мы начинаем действовать, потому что ситуация изменилась, открываются новые возможности».

Затем добавил: «Восьмого августа я понял, что Россия пришла в себя. Когда она стучит кулаком по столу — ее слушают» Весьма откровенно высказался и по поводу Еревана: «Я всегда говорил: вместо того, чтобы строить линию обороны в Карабахе, Армении стоило бы вкладывать деньги в коренные народы Азербайджана. И лет через 10 Азербайджана не стало бы. Талыши бы жили на своей исторической земле».

Правда, уже тогда господин Аббасзаде жаловался: «В Армении талыши вызывают интерес на уровне отдельных личностей, которые готовы с нами разговаривать. Мы с ними — по-человечески — понимаем друг друга. Но власть не понимает нас.» В общем, «денег нет, но вы держитесь». Затем, правда, попытались реализовать инициативу посерьезнее. И «поопаснее».

В Нагорном Карабахе при финансовой поддержке «Союза армян России» во главе с Ара Абрамяном попытались создать в оккупированном Нагорном Карабахе «Карабахское военное училище имени Суворова и Мадатова». Координатором работ по строительству являлся небезызвестный Аркадий Тер-Тадевосян. А как сообщал ИА Regnum пресс-секретарь комитета по реализации проекта Армен Алабян, согласно пока еще не утвержденному плану, на общих основаниях в училище будут иметь право поступить не только карабахские армяне, но и лезгины, талыши, аварцы, цахуры и т.д.

Причем, как еще тогда стало известно газете «Эхо» из заслуживающих доверия источников, талышских юношей собирались обучать… при помощи Интернета. Как поясняла еще тогда наша газета, «понятно, что желающих отправляться в Нагорный Карабах нашлось немного. Во-первых, некомфортно. А во-вторых, слишком рискованно: в случае «военного решения» именно курсанты пойдут на передовую первыми.

Так что даже те, кто громогласно высказывается в поддержку подобных провокационных планов, вряд ли отправят туда собственных сыновей и племянников. Тем более эта провокационная идея не найдет понимания в Лянкяране, Астаре, Масаллы и т.д. Здесь идеи сепаратизма заметной популярности не имеют, что доводит персон типа Аббасзаде и Мелик-Шахназаряна до скрежета зубовного.

Но переход к обучению по Интернету свидетельствует о процессах куда более опасных, чем это кажется на первый взгляд. Потому как обучать в режиме онлайн военным наукам невозможно — здесь надо действовать «в поле», осваивать технику и т.д. Другое дело, что Интернет все активнее осваивают террористические организации». И нетрудно догадаться, что в Нагорном Карабахе «представителей национальных меньшинств» обучать собирались как раз террору. Можно было проследить и возможный путь наброски.

Как известно, еще летом 1990 года в Ярдымлинском районе Азербайджана, где границу «держали» тогда еще советские пограничники, был задержан перешедший из Ирана с оружием(!) некий этнический армянин, который заявил, что пытался таким образом проникнуть в Нагорный Карабах.

А в 2008 году появились убедительные свидетельства сотрудничества спецслужб Ирана и Армении в таких вопросах, как заброска агентуры- в СМИ его окрестили «союзом шакалов» по аналогии с проводниками через границу США и Мексики, которых там называют «койотами». А сегодня под армянской оккупацией — и вне контроля законных властей Азербайджана — остается протяженный участок границы с Ираном.

Однако уже после ареста в Москве Левона Айрапетяна и в особенности «крымнаша» вся эта мышиная возня вокруг «военного училища» пошла на убыль — судя по всему, в первую очередь из-за финансовых проблем. Но теперь, судя по сообщению о «политическом убежище» для Шахина Мирзоева, эта активность вновь на подъеме.

И самое главное, все происходит на фоне нежной дружбы Армении и Ирана, где визит в ИРИ министра обороны Армении Вигена Саркисяна — лишь одно из звеньев в общей цепи. Достаточно вспомнить, как пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян, пытаясь комментировать заявление президента Ильхама Алиева, что «апрельские боестолкновения, а также напряженность и столкновения на линии соприкосновения являются внутренним делом Азербайджана», умудрился заявить, что, по армянской логике, даже события в Нардаране не внутреннее дело Азербайджана.

К сказанному остается только добавить, что в середине «нулевых» Иран также предпринимал серьезные попытки разжечь сепаратизм на юге Азербайджана. Затем, после того, как Махмуд Ахмади Нежад покинул пост президента ИРИ, подобные «игры» пошли на убыль и в Тегеране. Но теперь и здесь готовы обратиться к старым провокационным «политтехнологиям».