За рубежом, Эхо

В Армении ждут повторения трагедии 1 марта

НУРАНИ

Как утверждают биографы нынешнего президента США Дональда Трампа, в 1989-1997 годах нынешний хозяин Белого дома, строительный и медийный магнат, переживал в своем бизнесе «черную полосу». В какой-то момент Трамп оказался на грани не только «коммерческого», но и личного банкротства — на нем «повис» еще и персональный долг в 900 миллионов долларов.

И как утверждают авторы популярной bнтернет-байки, на пике этой самой «черной полосы» Трамп выходит из небоскреба Trump Tower, права на который в любой момент может потерять, и вдруг видит обычного нью-йоркского «бомжа», который пристроился на вентиляционной решетке.

Как потом признавался Трамп, он в эту секунду подумал: «А ведь этот бездомный даже не подозревает, что он богаче меня почти на миллиард!» Только вот Трамп блестяще выпутался из финансового кризиса, расплатился с долгами и остался миллиардером, а бомж, должно быть, по-прежнему бомж.

Именно эта история, при всех сомнениях в ее достоверности, приходит на ум, когда в Армении пытаются в очередной раз подогнать экономическую статистику под требуемый «пиар» и, сыграв на падении цен на нефть и девальвации маната, представить дело так, будто бы в Армении все замечательно, а вот в Азербайджане как раз плохо.

«Голос Армении» глубокомысленно изрекает: «Бытует мнение, что в Армении социально-экономическое положение значительно хуже, нежели у соседей — в Грузии и Азербайджане. Да, существует целый ряд причин (и объективных, и субъективных), с учетом которых складывается именно такое впечатление. Да, экономика Армении сегодня действительно находится в тяжелейшем состоянии, что, в свою очередь, получает негативное отражение в социальной сфере. Но это вовсе не значит, что соседи живут лучше». И даже пытается это наглядно доказать.

Вот, к примеру, такой аргумент: «Итак, главный макроэкономический параметр, как говорится, всех времен и народов — ВВП. В прошлом году ВВП Азербайджана составил около 33 млрд. долларов. Сразу же отмечу, что это в 3 раза больше армянского ВВП. И такая разница естественна, если учесть, что трехкратная (почти трехкратная) разница между странами есть и по численности населения, и по территории. Но тут есть пара нюансов.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что из 33-миллиардного ВВП 11 млрд. — доля нефтегазового сектора Азербайджана, то есть по сути торговля углеводородами позволяет Азербайджану фактически оставаться на том уровне экономического развития, на котором сегодня находится Армения. Иными словами, принимая во внимание разницу в масштабах, не будь азербайджанских нефтедолларов, положение экономики этой страны было бы гораздо хуже нашего».

Хорошо еще, что не представили статистику в стиле «а вот если бы нефть нашли в Армении, так вообще все было бы прекрасно, но вот случилась такая «невезуха» — нефть и газ обнаружились у «этих кочевников», а не у многострадальной Армении…»

Эксперты в таком случае напоминают: статистику тоже надо уметь «читать». И уж во всяком случае, схватывать целостную картину, а не отдельные ее фрагменты. Так что лучше не забывать, что в Армении безработица — 20%, бедность — почти 30%, и тенденции к заметному снижению этих показателей не заметно. Несмотря на бодрую цифирь, которую стремится изобразить «Голос Армении», ереванские экономисты бьют тревогу.

За последние годы Армения в разы увеличила внешний долг, но росту экономики эти деньги никак не способствовали, заявил на встрече с журналистами 30 января экономист, экс-председатель Центробанка Армении времен правления Левона Тер-Петросяна Баграт Асатрян. Как он отметил, по итогам 2007 года внешний долг Армении составил около 1 млрд. 449 млн. долларов. По итогам 2017 года правительство ожидает его в размере $6,34 млрд.

«Но, к сожалению, не приходится утверждать, что от массированных займов люди зажили лучше. Мы слышали слова президента Армении Сержа Саргсяна о том, что эти деньги были направлены на стабилизацию экономики. Но что получается? Мы, грубо говоря, сегодня брали в долг деньги на еду, чтобы завтра расплачивались наши дети. Это очень опасный подход», — констатировал Асатрян. И, наконец, текущая экономическая статистика со всеми своими ВВП не всегда отражает, скажем так, тренды и тенденции.

«В переводе»: у Азербайджана, несмотря на падение цен на нефть, есть серьезный потенциал для развития. Даже в кризисные годы в нашей стране растет и сельское хозяйство, и ненефтяная промышленность. Азербайджан по-прежнему привлекает иностранных инвесторов (о чем Армения не может даже мечтать).

Так что «Голосу Армении» в своем обзоре лучше бы обратить внимание еще на один весьма красноречивый показатель с учетом армянской «конкретики», тем более, что эти данные были опубликованы в той же газете. Как удрученно сообщает Национальная статистическая служба Армении, ссылаясь на данные текущего учета, численность постоянного населения этой республики на 1 января 2017 года составила 2986,5 тыс. человек.

По сравнению с аналогичным периодом 2016 года она снизилась на 12,1 тыс. человек. Произошло это за счет миграции. А так как уезжают из Армении в основном молодые и трудоспособные, а остаются по большей части старики, то в 2016 году количество родившихся в Армении детей тоже снизилось на 2,3% — до 40 638. А вот число смертных случаев за отчетный период выросло на 0,9%, составив 28 129. Вряд ли имеет смысл напоминать, что из Армении уезжают главным образом из-за бедности и «безнадеги».

Однако на этом фоне ереванская «Лрагир» рассматривает миграционный кризис с неожиданной стороны. Ей «стало известно, что недавно в ереванском аэропорту Звартноц приземлился самолет из Тбилиси, на борту которого было 120 нелегальных мигрантов-армян, депортированных из европейских стран. Они рассказали газете «Грапарак», что полицейские задерживали их дома, на работе и против воли отправляли в аэропорт». Как указывает «Лрагир», «судя по всему, ужесточение миграционной политики приведет к росту числа возвращающихся в Армению из Европы.

Не исключается, что люди начнут возвращаться и из России, если ситуация там не улучшится. Многие годы политика армянского правительства была нацелена на экспорт рабочей силы. С одной стороны, это обеспечивает приток трансфертов, с другой, позволяет выводить из страны революционный потенциал, как признал экс-премьер Тигран Саркисян. Видимо, они вернутся, чтобы совершить революцию». В армянской оппозиционной «тусовке», конечно, о революции мечтают уже не первый год. Но на сей раз, накануне назначенных на 2 апреля парламентских выборов, все куда серьезнее.

Как указывают, в частности, армянская служба радио «Свобода» и агентство ArmInfo, представители армянской диаспоры организовали в Лос-Анджелесе форум, посвященный предстоящим в Армении парламентским выборам. Инициатива «Справедливость в Армении», созданная известными представителями армянской диаспоры, заявила об участии с наблюдательской миссией в предстоящих в Армении парламентских выборах еще в конце прошлого года, напоминает радио «Азатутюн». Причем деятели культуры из диаспоры не ограничатся лишь наблюдением за предстоящими парламентскими выборами, исход которых здесь сочли предрешенным.

Как заявил во время собрания канадский режиссер армянского происхождения Атом Эгоян, «мы не должны смириться с результатами апрельских выборов, мы должны выразить свой протест относительно того, что в результате давления в Армении не может формироваться альтернативная власть, что под арестом находятся люди за свои политические взгляды». «Давайте пойдем туда, давайте выйдем на улицы и скажем, что мы часть всего этого»,- заявил Эгоян.

Его супруга, актриса Арсине Ханджян, в свою очередь, заявила о необходимости предоставления армянам диаспоры права голоса на выборах в Армении. Однако такое активное вовлечение армян диаспоры в политические процессы на родине радует в Армении не всех.

Напомним: как уже сообщала наша газета, в начале декабря 2016 года ереванский оппозиционный сайт Shame.am разместил комментарий под красноречивым заголовком: «Бейрут готовит катастрофический удар по Армении». Власти Ливана, однако, были ни при чем. Внимание авторов привлекли «канадская киноактриса Арсине Ханджян, бейрутка по происхождению и духу», и ее соратники, которые уже тогда пообещали приехать в Армению на апрельские выборы в качестве наблюдателей.

По мнению же сайта, «дело в том, что Бейрут — единственный город в мире, где есть квартал Бурдж Хамут, являющийся отчим домом для таких организаций, как «Хезболлах» и АСАЛА. А что такое АСАЛА? Однозначно можно сказать, что это организация чрезвычайно патриотичных армянских сыновей, однако, к сожалению, армянский народ так и не дождался от них чего-либо полезного». Как замечает Shame.am, «конечно, нельзя ставить под сомнение бескорыстный патриотизм Жирайра Сефиляна, но, к сожалению, все его патриотичные дела тоже оборачиваются трагедией. Он мечтает о собственной «Хезболлах» в Армении, он искренне завидует успехам парня из родного квартала Хасану Насралле — лидеру «Хезболлах».

По мнению сайта, «надо запретить нашим бейрутским братьям когда-либо залезать в наши внутриполитические дела, ибо результаты их вовлечения в политику мы видели по всему миру и считаем это крайне опасным, следовательно, впредь не хотим видеть». Иначе «после 2 апреля население Армении признает парней из «Сасна црер» маленькими шалунами и потребует немедленно перевезти их из тюрьмы в детский сад. И это будет вполне законное и справедливое требование, ибо «наблюдатели» наших бейрутских звезд во главе местного оппозиционного сообщества здесь натворят такое, что в ближайшие годы Ереван будет напоминать Бейрут образца 1982 г., если не Алеппо или Мосул».

А теперь по поводу опасности «силового сценария» в Армении уже высказывается и «Лрагир», которая напомнила о трагических событиях 1 марта 2008 года, когда в Ереване армейский спецназ расстрелял участников митинга протеста против фальсификации результатов президентских выборов.

По мнению «Лрагир», «1 марта — это не только прошлое, а вероятное будущее. В Армении происходит процесс смены власти. До сих пор эти процессы сопровождались кровопролитиями. Последним таким кровопролитием стало 1 марта 2008 года.

И аналитики не могут исключить, что подобные процессы возможны и после предстоящих 2 апреля выборов. Тем более, если будут заинтересованные в поствыборных беспорядках силы».

«Протестный потенциал в самой Армении сложно сосчитать, — уверена газета. — Но очевидно, что мест всем не хватит, и недовольные будут. Вопрос в том, выйдут ли они на улицу и будет ли приказ стрелять». Исключать такое развитие событий в Ереване уже не берутся.