За рубежом, Эхо

Американские танки доставлены в Польшу

usa-vs-russia-rossiya-usaНУРАНИ

Формирование «команды» Дональда Трампа продолжает приносить все новые и новые разочарования для РФ.

Напомним: еще накануне Рекс Тиллерсон, кандидат на пост госсекретаря США в новой администрации, в ходе слушаний в комитете по международным делам сената США отказался признать право России на Крым. «Нет, сэр. Они взяли территорию, которая им не принадлежала», — сказал Тиллерсон, отвечая на вопрос, поддерживает ли он присоединение Крыма к России.

«Единственный способ, при котором это возможно, — это более широкое соглашение, уважающее интересы украинского народа. Без него мы никогда не должны признавать (присоединение Крыма)», — сказал Тиллерсон. Кроме того, будущего госсекретаря спросили, поддерживает ли он идею поставок Украине оборонительного смертоносного оружия.

Тиллерсон в ответ выразил надежду, что перемирие в Донбассе сработает, но поддержал идею поставок Украине летального оружия, если боевые действия там будут продолжаться. В Москве попытались выразить «сдержанное недовольство». «Переобуваться в пируэте» и обрушивать на «команду» Трампа тот же ушат обвинений, что и на администрацию Обамы, как-то не с руки. Оставить заявление Тиллерсона без ответа — тем более.

В результате пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков проявил прямо-таки чудеса дипломатической изворотливости, заявив, что Москва не согласна с заявлениями кандидата на пост госсекретаря США Рекса Тиллерсона по Крыму и будет терпеливо разъяснять свою позицию новой администрации США. По мнению Пескова, заявление будущего госсекретаря — «это та позиция, которую господин Тиллерсон изъявил в ходе обсуждения в соответствующей комиссии».

«Мы знаем, что обсуждение закончилось. Это его позиция, мы принимаем к сведению. Разумеется, российская сторона продолжит терпеливо разъяснять суть этого вопроса», — сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ. «Разумеется, мы не согласны с такими формулировками и будем аргументированно объяснять свою позицию», — подчеркнул Песков.

В ответ на просьбу прокомментировать заявление Тиллерсона о том, что российская армия якобы пересекла восточную границу Украины, и о необходимости США предоставить Украине оборонительное летальное оружие, Песков сказал: «Я оставил бы это без реакции». «Мы будем разъяснять госсекретарю Тиллерсону все соответствующие вопросы по мере того, как они у него будут появляться», — добавил он.

Теперь же последовала новая «неприятная новость». Кандидат на пост главы Пентагона Джеймс Мэттис на слушаниях в конгрессе заявил, что определяет Россию «главной угрозой» интересам США. Об этом сообщает РБК со ссылкой на Reuters.

«Я полностью поддерживаю сотрудничество (с Россией), но мы должны осознавать, на что Россия способна», — также пояснил свою позицию Мэттис. Он добавил, что число сфер, в которых Вашингтон и Москва могли бы кооперировать, «сокращается». «Сейчас самое важное — признать реальность того, с чем мы имеем дело в лице Владимира Путина, признать реальность, что он пытается разрушить Североатлантический альянс и что важно предпринять интегрированные шаги — дипломатические, экономические, военные, работать с нашими союзниками, чтобы защищать нас там, где необходимо», — сказал Мэттис, которого цитирует ТАСС.

При этом, по мнению Мэттиса, США должны пытаться наладить сотрудничество с Россией, не забывая противодействовать в тех областях, где Москва действует вопреки американским интересам. «Россия решила стать стратегическим конкурентом США. Но мы взаимодействовали с Россией даже в самые темные времена «холодной войны», и я поддерживаю решение избранного президента сотрудничать с Россией и сейчас», — заявил Мэттис.

В то же время, подчеркнул возможный будущий шеф Пентагона, сотрудничество с Россией должно отвечать национальным целям США. «Когда мы видим, что в каких-то областях мы не можем сотрудничать, мы должны противостоять России и защищаться, если Россия решит действовать вопреки нашим интересам», — считает кандидат на пост главы Пентагона.

Кроме того, по его словам, со времен конференции в Ялте у США остался «относительно короткий» список успехов в вопросе позитивных контактов с Россией. На момент подготовки этой статьи на заявление Джеймса Мэттиса ответили только в Госдуме РФ. «Изначально было понятно, что Мэттис в окружении Трампа будет тем человеком, который будет продвигать политику в отношении России, схожую с тем, как это было при прежней администрации, то есть он относится к числу критиков российского внешнеполитического курса», — заявил первый зампред комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков, добавив, что определять внешнеполитический курс США по всем ключевым направлениям будет именно Трамп.

«В этом отношении не Мэттис является главным спикером по проблемам внешней политики Вашингтона на данный момент», — выразил уверенность Новиков, передает РИА «Новости». Правда, после столь однозначных заявлений «новых назначенцев» в Вашингтоне подобные «успокоительные заявления» звучат не то чтобы очень убедительно. Плюс ко всему понятно и другое.

О необходимости защитить своих европейских союзников кандидат на пост министра обороны США высказался как раз в то время, когда на берега Балтийского моря доставляется новая партия американской военной техники.

Первые танки и бронемашины из США и свыше 3000 американских военных, которые будут обслуживать эту технику, прибыли в Польшу, сообщает Newsru со ссылкой на BBC, отмечая, что это попытка американского президента Барака Обамы успокоить союзников по НАТО, обеспокоенных российской агрессивностью. Бригада, постоянно дислоцированная в штате Колорадо, перебрасывается в рамках операции «Атлантическая решимость» (Operation Atlantic Resolve) на девять месяцев.

Всего армия США планирует перебросить в Польшу порядка 3,5 тысячи военнослужащих и двух тысяч единиц техники. Это крупнейшее военное усиление Европы Америкой за последние десятилетия. Более 80 боевых танков и сотни бронемашин уже прибыли в Германию морем в порт Бремерхафен и теперь перевозятся в Восточную Европу — Польшу и страны Балтии — по автомобильным и железным дорогам.

По мнению США, такая передислокация войск служит целям «обеспечения мира и стабильности в регионе на фоне российской интервенции в Украину». Еще по горячим следам этой переброски журналисты отмечали, что военная техника прибыла за несколько дней до инаугурации избранного американского президента Дональда Трампа, который неоднократно высказывал намерение улучшить отношения с Москвой, и теперь избрание Трампа поставило под вопрос, будет ли эта военная концепция поддерживаться новой администрацией.

Но, как показывают заявления Тиллерсона и Мэттиса, «полицейские развороты» в поведении США как минимум не предопределены. США усиливают военное присутствие не только в Польше. С февраля отдельные батальоны будут отправляться в государства Балтии, Болгарию, Румынию и на американскую военную базу в немецком Верхнем Пфальце. Спустя девять месяцев бригада будет выведена, и на ее место прибудет другое соединение. Формально целью ротации являются учения по переброске больших воинских контингентов. Но на самом деле учения и тренировки призваны обеспечить постоянное военное присутствие США в странах Восточной Европы и продемонстрировать, что НАТО готова защищать своих «восточных» союзников.

В Москве уже выразили свое недовольство. «Мы смотрим на это как на угрозу для нас. Это действия, которые угрожают нашим интересам, нашей безопасности», — цитирует пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова «Интерфакс». «Тем более что речь идет о том, что третья страна наращивает свое военное присутствие у наших границ в Европе», — заявил пресс-секретарь президента, отметив, что «это даже не европейское государство».

По его словам, «любая страна наращивание иностранного военного присутствия у своих границ может воспринимать и будет воспринимать негативно». О том, что сама Россия наращивает военное присутствие у границ стран Балтии, накачивая оружием, к примеру, Калининградскую область, он, понятное дело, не упомянул. Как и о том, что в том же Калининграде военные регулярно отрабатывают приемы «десантирования» на песчаные пляжи. Теперь же рост военного присутствия США в странах Балтии и в Польше не оставил сомнений: на «восточном фланге» НАТО могут рассчитывать на заступничество своих союзников.

Более того, новая «балтийская стратегия», по всей видимости, затрагивает не только страны, входящие в НАТО. Как минимум небезынтересные процессы происходят в Швеции и Финляндии — государствах, которые в НАТО не входят, хотя и расширяют сотрудничество с Североатлантическим альянсом. Варшава предоставит Хельсинки всяческую поддержку для создания Финляндией центра ЕС по противодействию гибридным угрозам. Об этом во время совместной пресс-конференции с премьер-министром Финляндии Юхой Сипилей в Варшаве заявила глава польского правительства Беата Шидло, передает собственный корреспондент «Укринформа».

«Хочу поблагодарить Финляндию за инициативу создания Центра совершенствования ЕС по противодействию гибридным угрозам. Польша активно включится в реализацию этого проекта, и мы будем сотрудничать в этой сфере», — заявила Шидло.

Она подчеркнула, что к теме безопасности в этом году будет приковано внимание лидеров европейских стран. «Мы, наверное, многократно будем вынуждены столкнуться с большими и важными вызовами, касающимися укрепления безопасности Европы, укрепления безопасности нашего региона, наших государств и вести дискуссию относительно мира в мире», — отметила Шидло. В свою очередь, Сипиля подчеркнул схожесть позиций обеих стран в сфере безопасности и необходимости развития сферы по противодействию гибридным угрозам.

Он поблагодарил польскую коллегу за декларацию поддержки создания центра по противодействию гибридным угрозам. Растет обеспокоенность и в Швеции. Швеция не должна «быть наивной» и не должна исключать возможной попытки России оказать влияние на выборы в этой стране, заявил шведский премьер-министр Стефан Левен.

По его словам, власти страны считают кибератаки одной из самых серьезных угроз национальной безопасности, передает «Интерфакс». Более того, по информации РИА «Новости», в те дни, пока весь мир занят обсуждением «российских хакеров» и их «вмешательством» в президентские выборы в США, в Швеции растет беспокойство из-за информационного влияния Москвы, пишет Guardian со ссылкой на местные источники.

Шведский Институт международных отношений в свежем комплексном исследовании утверждает, что страна является объектом «широкого спектра активных действий», задача которых — «помешать генерировать общественную поддержку в проведении своей политики», отмечает автор статьи. Исследователи обвинили Россию в распространении «поддельных» новостей и документов в рамках скоординированной кампании по дезинформации населения.

В информационной войне Россия использовала против Стокгольма «фейки», которые появились в шведских СМИ, а затем распространялись сайтом Sputnik и «другими источниками российской публичной дипломатии» и зарубежного вещания. Одним из наиболее ярких примеров «поддельных» новостей стало сообщение о том, что Швеция и НАТО намерены отправлять оружие «Исламскому государству», пишет издание.

Некоторые из таких «фальшивок» исходят якобы непосредственно от официальных шведских лиц, принимающих решения, что укрепляет уверенность аудитории в их подлинности. И хотя такие новости содержат много фактических ошибок, что позволяет властям объявить их подделками, они чрезвычайно быстро распространяются в соцсетях.

Как отмечает Guardian, авторы доклада не смогли точно установить, где и как создавались «фейки», но подчеркнули, что они полностью соответствуют стратегическим целям России. При этом в качестве основной цели Москвы исследование объявляет «сохранение геостратегического статус-кво» за счет минимизации роли НАТО в Балтийском регионе.

По мнению научного сотрудника шведского Центра исследований России и Евразии Мартина Крага, Россия с 2014 года активно использует различные инструменты для повышения эффективности внешней политики в отношении западных стран, что «демонстрирует ее намерение влиять на принятие решений».

Это не та угроза, от которой можно защититься при помощи танков, однако подобное поведение РФ вряд ли способствует росту доверия к Кремлю. А это значит, что обстановка на берегах Балтийского моря «сдвигается» не в пользу России.