Точка зрения, Эхо

Из чего складывается «нерукопожатность страны»

tochka-zrenia-nuraniНУРАНИ

Несколько дней назад мы отметили четвертьвековую годовщину гибели Салатын  Аскеровой, смелой и талантливой журналистки, специального корреспондента газеты  «Молодежь Азербайджана». 9 января 1991 года на автомобильной дороге Лачин-Шуша  армянские террористы расстреляли автомобиль, в котором находились Салатын и еще трое  военнослужащих тогда еще советской армии.

Салатын была первой, но, увы, не последней из наших коллег, погибших в Карабахе. И,  возможно, не так уж далеки от истины те, кто считает: до тех пор, пока аудитория жадно  ловит любые новости с линии фронта, на войне будут гибнуть не только солдаты, но и  журналисты. Только вот гибель Салатын Аскеровой не была этакой «трагической  случайностью». Спецкор «Молодежки» не стала жертвой шальной пули — террористы во  главе с Арно Мкртчяном охотились именно за ней.

Салатын Аскеровой по ту сторону линии  фронта не простили ее корреспонденций из Карабаха — тех самых статей, которые в конце  восьмидесятых-начале девяностых были одним из немногих источников по-настоящему  объективной и правдивой информации о происходящем в Карабахе. Это правда. Но не вся.

Просто с гибелью Салатын Аскеровой связан огромный массив информации, по-прежнему  неудобной для многих. Об этом сегодня те, кто усиленно ностальгирует по СССР, не любят  говорить вслух, но в те драматичные дни даже на страницы азербайджанских газет правда  о Карабахе пробивала себе дорогу с превеликим трудом — тогдашнее партийное  «начальство» во главе с Аязом Муталибовым, послушно исполнявшим все приказы  Москвы, требовало «взвешенного и сбалансированного подхода».

Другое дело, что были и  журналисты, и целые издания, для которых правда о Карабахе значила больше, чем  одобрение вышестоящих инстанций.  А рафинированным сторонникам «борьбы за  демократию при иностранном участии» тоже ой как неудобно вспоминать о той позорной  роли, которую сыграли в последующих событиях «Репортеры без границ». Если кто забыл:  уже очень скоро ее убийцы были «установлены» и арестованы. Руководил  террористической группой, как выяснили правоохранительные органы Азербайжцана, некий  Арно Мкртчян, бывший учитель математики одной из местных школ.

Но у этого Арно  Мкртчяна нашлось удостоверение внештатного корреспондента областного радио  Нагорного Карабаха. И «Репортеры без границ» без тени сомнения подняли невероятный  шум, будто бы в Азербайджане…арестовали журналиста. О том, что Арно Мкртчян  использовал свое удостоверение «внештатника» только для прикрытия террористической  деятельности, что он, наконец, был арестован за убийство журналистки, «Репортеры без  границ» не вспомнили вообще. Любопытная информация к размышлению, кого и на основе  каких критериев выбирает в Азербайджане в качестве «подзащитных персон»  международное правозащитное сообщество.  Только вот есть в трагической истории убийства Салатын Аскеровой еще одна  составляющая.

Уже потом, после ее смерти, в журнале «Журналист» (!) будут  опубликованы дневники подполковника Александра Ищука, который в то время занимал  должность военного коменданта Степанакертского телерадиоцентра. В этом опусе  подполковник Ищук прямо обвиняет Салатын в «разжигании межнациональной розни».  Напомним: именно в этом телерадиоцентре числился «внештатным корреспондентом» Арно  Мкртчян.  Совпадение? Не верится. Слишком уж неприкрыто, слишком уж явно Москва в то время, да  и не только в то время, оказывала поддержку армянской стороне в Карабахе, в том числе, а  вернее, прежде всего в выстраивании этакой «информационной блокады» вокруг  Азербайджана. А уж необходимость сотрудничать при этом с террористами, да еще с  армянскими, Москву вряд ли могла остановить.

На те же дни, когда в Азербайджане вспоминали Салатын Аскерову, пришлась еще одна  трагическая дата — сороковая годовщина взрывов, устроенных армянскими террористами в  Москве. В субботний день 8 января 1977 года в столице СССР прозвучали сразу три  взрыва. Первая бомба взорвалась в 17.33 в вагоне метро между станциями «Измайловская»  и «Первомайская», убив 7 человек и ранив более 30. Второй взрыв грянул через полчаса — в  торговом зале продуктового магазина N15 Бауманского райпищеторга. Еще через пять  минут «адская машина» сработала в чугунной мусорной урне в нескольких сотнях метров от  здания КГБ СССР около продовольственного магазина N5 на улице 25 Октября.

Как показало расследование, «авторами» взрывов в Москве были выходцы из Армении —  Степан Затикян, Завен Багдасарян и Акоп Степанян, составившие этакую «боевую группу  «Вреж»» («Месть»). «Мстить» собирались за излишне близкие отношения с Турцией  вообще и подписание с ней Московского и Карсского договоров о границе в частности.  Виновных судили и приговорили к высшей мере наказания — расстрелу.  Только вот большая часть материалов по делу о взрывах в московском метро остается под  грифом «Секретно» и сегодня.

В честь сороковой годовщины терактов в Москве известный  российский политолог Олег Кузнецов разместил в Интернете петицию, где требует,  во-первых, увековечить память погибших во время терактов 1977 года, подчеркивая, что «о  жертвах терроризма не должно быть избирательной памяти», а во-вторых, и «в-главных»,  «в полном объеме рассекретить все материалы уголовного дела о террористических актах  армянских националистов в Москве 8 января 1977 года».  А рассекречивать есть что.

Согласно просочившимся в прессу мемуарам и «утечкам», в  ходе расследования терактов в Москве КГБ СССР не просто установил виновных. Чекисты  «вышли» на разветвленную и профессиональную террористическую сеть, связанную с  зарубежными армянскими группировками (к этому моменту, напомним, уже заявили о себе  соучастники «третьей волны» армянского террора, включая АСАЛА) и «выходившую» на  властные структуры тогда еще советской Армении.  А вот дальше события развиваются не по сценарию. Точнее, вопреки логике.

Непосредственные соучастники взрывов в Москве оказываются на скамье подсудимых, но  вот всю остальную сеть КГБ СССР «вычищать» не стал. По официальной версии, в Москве  не стали устраивать громкий процесс, где бы на скамье подсудимых оказалось слишком  много лиц с заканчивающимися на «-ян» фамилиями. По неофициальной, с террористами  заключили не просто «договор о ненападении», а этакое «соглашение о сотрудничестве».

АСАЛА не просто прекратила мстить Кремлю за подписанные с Турцией Московский и  Карсский договоры — ее боевики даже не провели «акций в ответ на судебный процесс и  смертные приговоры боевикам во главе с Затикяном, хотя в отношении Франции,  Швейцарии и других стран подобного «либерализма» армянские террористы никак не  проявляли. В ответ АСАЛА в значительной степени пользовалась поддержкой советских  спецслужб, а СССР активно использовал армянские каналы для «выхода» на другие  террористические группировки, от европейских леваков до палестинцев.

Главными  «контактерами» были сотрудники КГБ Армянской ССР — с тем расчетом, чтобы в случае  чего списать такое сотрудничество на не ко времени взыгравшие «национальные чувства».  В семидесятые-восьмидесятые доказательства сотрудничества КГБ СССР с АСАЛА и их  многочисленными «коллегами» публиковались в западных СМИ регулярно. В  перестроечные годы кое-что просочилось и в российскую печать.

Достаточно вспомнить,  как уже в восьмидесятые через ереванский аэропорт «Звартноц» тайно провезли  ценнейшие артефакты, награбленные палестинцами в Ливане, — в обмен на оружие.  Здесь тоже есть удобоваримая версия: мол, после распада СССР такая политика была  прекращена, сегодня РФ призывает со всех трибун не делить террористов на «плохих» и  «хороших», «чужих» и «своих» и т.д.  Только вот между тем, что говорится с трибун, и реалиями жизни опять-таки существует  нешуточный «люфт».

Напомним: в декабре Азербайджан посетил с визитом премьер-министр Израиля Биньямин  Нетаньяху. В ходе переговоров обсуждался широкий спектр тем для сотрудничества, в том  числе и поставки оружия. Что не на шутку напугало Армению, где в апреле неплохо  усвоили, что означает термин «дрон-камикадзе».

А вот среди вариантов ответа популярный  сайт ArmenianReport предложил: «Мы не должны и не будем молчать. Наоборот, нам  необходимо еще более тесно сотрудничать с Ираном (в частности, армянское лобби в  США должно воздействовать на Трампа, дабы он не отменил ядерную сделку с  Тегераном), с арабскими военизированными группировками и организациями, которые  настроены решительно против Израиля. А таких организаций, надо признать,  предостаточно. Для этого правительству Армении следует активно привлекать  проживающих на Ближнем Востоке армян, имеющих тесные связи с «Хезболлой»,  «Исламским джихадом», ХАМАС, особенно с «Бригадами Изаддина аль-Касама». Нашим  диаспорским организациям на Ближнем Востоке необходимо приступить к  финансированию этих организаций, обещающих уничтожить Израиль».

Словом, призывали  к волне террора против Израиля. Более того, уже в первые дни нового года, когда в  Иерусалиме произошел «автомобильный теракт», многие из группировок открыто  приветствовали происшедшее.  Возможно, это еще не повод утверждать, что в «автомобильном теракте» в Иерусалиме  наличествует «армянский след» — к сожалению, на Ближнем Востоке террористов хватает и  без ереванских «заказов». Важно другое.

О том, что Армения — «форпост» России, вряд ли  стоит напоминать. «Особые отношения» двух стран дошли уже до той черты, что посол РФ  в Армении Иван Волынкин ведет себя примерно, как второй секретарь республиканского ЦК  в советские годы. В Армении очень долго обсуждали интервью этого дипломата, где он  выразил недовольство тем, что в стране действует слишком много НПО, живущих на  западные гранты, и потребовал от властей Армении «навести порядок».

А вот на открытые  призывы к террору посольство РФ в «форпосте» не отреагировало вообще. Как, кстати  говоря, на возведение в ранг национальных героев боевиков АСАЛА. И, по совести говоря,  это не удивляет.  В аккурат на сороковую годовщину армянских терактов в Москве пришлась еще одна  сенсация: СМИ Ближнего Востока растиражировали видеозапись, запечатлевшую  российских спецназовцев в Сирии. В камуфляжной форме и…с нарукавными нашивками  «Хезболлах».

Строго говоря, боевики этой проиранской группировки — едва ли не главная «ударная сила»  Башара Асада, которому оказывает поддержку и Россия. Во всяком случае, эксперты уже  предположили, что россияне исполняют обязанности военных советников или инструкторов,  как это уже не раз бывало на Ближнем Востоке.  Но вот в чем дело. Дело не только в том, что еще на заре своей деятельности «Хезболлах»,  чей духовный лидер шейх Насралла широко известен в узких кругах под кличкой  «моджахед из армянского квартала», установила тесные связи с армянскими коллегами.

Если кто забыл: до появления «Аль-Гаэды» и «Исламского государства» именно  «Хезболлах» считалась в мире самой опасной террористической группировкой. Именно ее  лидеры в восьмидесятые годы поставили на поток террор «смертников». В ее послужном  списке — регулярные обстрелы из «Катюш» городов на севере Израиля, два взрыва  посольства США в Бейруте — в 1982 (63 погибших) и в 1984 году (23 убитых), взрыв казарм  морской пехоты США и Франции в том же Бейруте в 1982 году (почти три сотни погибших),  взрывы у авиабаз США в Испании и Саудовской Аравии, похищения и убийства  дипломатов.

В 1986 году именно «Хезболлах» устроила взрывы посольства Израиля в  Аргентине и Еврейского культурного центра в Буэнос-Айресе — число погибших тогда  превысило 100 человек. «Отметилась» эта группировка и в Азербайджане. Зимой 1997 года  именно ее боевики, входившие в законспирированную ячейку «Вилаяти Аль-Факих  Хезболлах», совершили убийство азербайджанского историка и общественного деятеля  Зии Буниятова.

По крайней мере, дважды — в 2008 и в 2012 годах — спецслужбам  Азербайджана удалось предотвратить «серийные» теракты «Хезболлах». И да, небольшое  дополнение: именно боевики «Хезболлах» 30 сентября 1985 года похитили в Бейруте  советских дипломатов: Аркадия Каткова, Николая Свинского, Олега Спирина и Валерия  Мырикова. Аркадий Катков был убит террористами, остальных удалось «выторговать»  живыми. Но все это не остановило РФ от сотрудничества с «Хезболлах».

И это уже не  «досадные случайности» — это те «кирпичики», из которых складывается, если угодно,  «нерукопожатность страны». Аннексия Крыма, поддержка сепаратизма на востоке Украины,  политические репрессии против собственных граждан, религиозное кликушество, попытки  повлиять на выборы в чужой стране при помощи компьютерного взлома, массовое  применение допинга на спортивных соревнованиях — все это проявления одного и того же  синдрома, некогда с предельной откровенностью очерченного Владимиром Путиным:  «Помните замечательную фразу: «То, что позволено Юпитеру, не позволено быку».

Но мы не  можем согласиться с такими формулировками. Может быть, быку и не позволено, но хочу  вам сказать, что медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет». Проще говоря, в  Москве были уверены, что правила написаны для кого угодно, но не для них. И не ждали,  что на такую «медвежью политику» мир начнет отвечать, для начала оттеснив Россию в  этакий «медвежий угол». Где она может, конечно, дружить с «Хезболлах», Зимбабве или  Арменией, но для остального цивилизованного мира страна остается «нерукопожатной». На  это можно, конечно, истерично обижаться, только вот игнорировать уже не получится.