За рубежом, Эхо

«Заграница нам поможет» в переводе на армянский

granush-akopyanНУРАНИ

Последние дни перед новогодними каникулами — традиционное время подведения итогов  года уходящего и планов на следующий. Армения — не исключение. В числе прочих, «отчет о  проделанной работе» представила журналистам и министр диаспоры Армении госпожа  Грануш Акопян.  Здесь, пожалуй, необходимо небольшое уточнение.

Структуры, отвечающие за связи с  соотечественниками за рубежом, есть в правительствах многих стран. Но в Армении  должность Грануш Акопян, по убеждению многих, представляет собой этакий «портфель  политического смертника». С одной стороны, у Армении наличествует действительно  многочисленная, мощная и влиятельная диаспора, впечатляющее лобби и т.д. В первые  недели и месяцы после распада СССР в Ереване не сомневались, что диаспора за счет  своего финансового потенциала зальет Армению «золотым дождем» инвестиций, а  лоббисты продавят все мыслимые и немыслимые решения.

Тепер же, четверть века спустя,  нет ни инвестиций, ни ожидаемой лоббистской поддержки, зато в США проходят митинги  армянских же активистов, призывающих закрыть Сержу Саргсяну въезд в страну. Не так уж  все радужно и во Франции, которую еще недавно считали едва ли не «европейским марзом  Армении».

В интервью Tert.am некий Ованнес Геворгян, который именует себя  «представителем Республики Арцах во Франции» (здесь и далее кавычки наши. — Ред.),  старательно пытался убедить армянскую аудиторию, что не все так плохо, но…»Ранее  были озвучены вопросы главе МИД Франции и министру по европейским делам, они  напомнили, что позиция Франции зиждется на соблюдении права народов на  самоопределение и, сделали, особый упор на этом принципе.

Так что, правда, Франция не  признала независимость «Арцаха», но право народа «Арцаха» на самоопределение  признано, и они в курсе, что в Мадридских принципах есть также этот пункт. Франция, как и  другие страны-сопредседатели, признала право на самоопределение «Арцаха» и, в целом,  пункт о праве на самоопределение, и, вообще, необходимость найти решение вопроса на  основе этого принципа», — уверял Ованнес Геворгян.

Правда, в то время, как Франция — и  здесь с господином Геворкяном не поспоришь — не стала нарушать принцип  территориальной целостности государств и признавать Нагорный Карабах в качестве  «субъекта международного права», звучали все его оптимистические уверения не ахти как  убедительно.  Вот и Грануш Акопян приходится говорить с журналистами совсем не о таких масштабных  проектах, как рисовалось в мечтах. И заменять реальные дела агрессивной фразеологией.

Как заявила министр журналистам, оказывается, во время «инициированной  Азербайджаном в апреле сего года агрессии против «Нагорно-Карабахской Республики»  (здесь и далее кавычки наши. — Ред.) диаспора консолидировалась, встав рядом с  «Арцахом»».

О том, что агрессором в регионе является как раз Араения, что образование,  которое в Армении бойко именуют «Нагорно-Карабахской республикой», в реальности  представляет собой не более чем марионеточный оккупационный режим, она, как того и  следовало ожидать, не упомянула. В Ереване такое не приветствуется.

Зато умильным  тоном рассказывала, что ее министерство работало с более 100 армянскими общинами по  всему миру, координируя работу с «правительством Нагорного Карабаха» и министерством  обороны. «Не было ни одной общины, которая не оказала бы моральной или материальной  поддержки «Арцаху». В 2016 году был дан старт масштабному движению «Что ты делаешь  для Карабаха?», к которому присоединились школы и общинные структуры 25 европейских  стран. Это движение нашло большой отклик в Диаспоре. Именно по этой причине,  посовещавшись с рядом структур Диаспоры, мы приняли решение посвятить наступающий  2017 год «Арцаху»», — уверяла министр.

Правда, когда дело дошло до конкретики, все  оказалось не так радужно. Как возвестила госпожа Акопян умильным тоном, написанные на  карабахском диалекте книги детской писательницы Нуне Саркисян будут отправлены  «арцахским» детям, а проживающая в селе Джрашен Армавирской области 81-летняя Сиран  Мисакян-Басмаджян, которая 16 лет назад из Франции вернулась на Родину, на свою  пенсию изготавливает одежду и отправляет военнослужащим. Все это, конечно, можно  представить как проявление патриотизма с армянской спецификой, только вот от диаспоры  ждали и ждут вовсе не детских сказок, а реальной военной помощи.

Особенно теперь, когда  армянская армия столкнулась с явным дефицитом призывников.  В те же дни, когда Грануш Акопян рассказывала о детских сказках, новоназначенный  министр обороны Армении Виген Саркисян встретился сегодня с командирами  добровольческих отрядов. Как сообщает пресс-служба оборонного ведомства Армении,  подчеркнув важность последовательности сотрудничества, Виген Саркисян в очередной  раз выразил готовность совместно обсудить проблемы и возможные упущения в правовом  поле, а также перенести сотрудничество на совершенно новую и более высокую основу.

Глава оборонного ведомства одновременно отметил, что необходимо сделать все  возможное для более детального представления подвигов и патриотической деятельности  участников боевых действий обществу.

Приток добровольцев из «диаспоры», да еще  желательно с боевым опытом, был бы сегодня как нельзя кстати, только вот желающих не  видно.  Впрочем, эксперты советуют не забывать и о другом. Еще в конце восьмидесятых-начале  девяностых в Армению из той самой «диаспоры» активно перебирались на ПМЖ  профессиональные террористы.

Одни отправлялись в Армению, отсидев срок в  европейских тюрьмах за убийства турецких дипломатов, другие — «поднабравшись опыта»  на ливанской войне. И эти их «специфические» навыки на исторической родине оказались  востребованы. Если кто забыл, в конце восьмидесятых — начале девяностых Армения вела  против Азербайджана самую настоящую террористическую войну, апофеозом которой стала  подготовка в Армении боевиков «Садвала» и заброска их в Баку с заданием устраивать  теракты в метро.

А сегодня в Армении, судя по многим косвенным признакам, вновь планируют нечто  подобное. Начистоту говоря, культ террора здесь существовал всегда. Но теперь в  армянских СМИ открыто призывают к применению такого рода политтехнологий на  практике. Сначала армянское «ура-патриоты» призвали к физической расправе над  армянскими правозащитниками — участниками Бакинской платформы.

Затем, напомним, в  ответ на визит в Баку премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху советовали  соотечественникам из диаспоры «активизировать связи» с радикальными  ближневосточными группировкаи, валючая «Хезболлах», «ХАМАС», «Джихад-Ислами» и  т.д. Связи с армянскими «коллегами» у этих террористических группировок (если цж кому-то  режет слух слово «банды») существуют еще с начала восьмидесятых годов.

Многие  армянские террористы «третьего поколения» начинали свою «карьеру» в арабских  групппировках типа «Народного Фронта Освобождения Палестины». А эксперты советуют  не забыватьь и о другом: в арабской среде обратились к террору после того, как убедились,  что одолеть Израиль в открытом бою не получается. А сегодня, после апрельских боев,  нечто подобное переживает и Армения. Где, судя по всему, кое-кто готов вновь  воспользоваться «террористическими технологиями». Тем более что за первую волну  террора отвечать Армении не пришлось.

Но зато довелось испытать пресловутый «закон  бумеранга»: через пять лет после взрывов в бакинском метро Армения оказалась потрясена  «парламентским расстрелом»: 27 октбяря 1999 года пятерка террористов во главе с Наири  Унаняном, ворвавшись в зал заседаний парламента Армении, устроила впечатляющую  бойню, расстреляв премьер-министра Вазгена Саркисяна и спикера парламента Карена  Демирчяна.

Также погибли также вице-спикеры Юрий Бахшян и Рубен Мироян, министр по  оперативным вопросам Леонард Петросян, депутат Армен Арменакян и академик  Национальной Академии наук Армении депутат Микаел Котанян. Еще один депутат  — председатель редакционного совета газеты «Айастан» Генрик Абрамян, находившийся в  здании парламента в момент теракта, умер от сердечного приступа. После долгих  переговоров террористы сдались властям.  В нынешнем году в Армении — новый всплеск подобных страстей. Сначала в районе Норк-  Мараш спецслужбы «накрывают» группу террористов, которые запаслись впечатляющим  арсеналом оружия, но пустить его в ход не успели.

Затем по обвинению в подготовке  вооруженного мятежа арестуют Жирайра Сефиляна, профессионального террориста с  «ливанским» опытом. А его оставшиеся на свободде сторонники захватят полк ППС в  Ереване…  И вот такое развитие событий не на шутку напугало ереванцев. Аналитики сайта  Shame.am уже заговаривает о том, что «Бейрут готовит катастрофический удар по  Армении».

Правда, речь идет не о правительстве Ливана, которому сегодня просто не до  Армении, а об армянах — выходцах из Бейрута. Как вполне справедливо напоминают  аналитики сайта, «дело в том, что Бейрут — единственный город в мире, где есть квартал  Бурдж Хамут, являющийся отчим домом для таких организаций, как «Хезболлах» и АСАЛА.  А что такое АСАЛА? Однозначно можно сказать, что это организация чрезвычайно  патриотичных армянских сыновей, однако, к сожалению, армянский народ так и не  дождался от них чего-либо полезного.

Был такой парень по имени Варужан Карапетян,  которому вздумалось убить турок в парижском аэропорту. В итоге он взорвал восемь  человек, среди которых турком был лишь один. Варужана приговорили к пожизненному  заключению, а армяне Бейрута провозгласили его национальным героем. Президент  Кочарян же захотел осуществить своеобразный акт патриотизма: он обратился к  французскому лидеру Шираку с просьбой помиловать Варужана и выдворить его в  Армению.

Кочаряну казалось, что Жак Ширак делает ему великое одолжение, тогда как Жак  Жирак был умнее и полагал, что одолжение ему делает сам Кочарян, избавляя  французского налогоплательщика об обязанности пожизненно кормить человека, не  заслуживающего даже кислорода. В чем состоял подвиг Варужана Карапетяна? Варданик  Осканян говорит, что «таким образом ребята приближали признание Геноцида армян».

Это,  разумеется, слова идиота, ибо террором ничего не приближают, и если «Геноцид армян»  должен быть признан благодаря террору, то, естественно, нам такое признание не нужно.  Более того, нет хороших и плохих террористов, все они — абсолютное зло. А в чем  заключался «подвиг» Алека Енигомшяна? Что делает боевая граната в руках нормального  человека, тем более, что она должна была взорвать армянина?! По мнению экспертов,  «нельзя ставить под сомнение бескорыстный патриотизм Жирайра Сефиляна, но, к  сожалению, все его патриотичные дела тоже оборачиваются трагедией. Он мечтает о  собственной «Хезболлах» в Армении, он искренне завидует успехам парня из родного  квартала Хасану Насралле — лидеру «Хезболлах»., а зависть, как известно, губит людей. И  результатом этих мук стало бедствие под названием «Сасна црер», о котором армянский  народ будет еще долго помнить.

Но жаль, что не делает выводов. А какие должны быть  выводы? Вообще-то вывод один: надо запретить нашим бейрутским братьям когда-либо  залезать в наши внутриполитические дела, ибо результаты их вовлечения в политику мы  видели по всему миру и считаем это крайне опасным». , следовательно, впредь не хотим  видеть. Но наши бейрутские братья придерживаются иного мнения и убеждены, что впредь  они обязаны проявить больше активности в политической жизни Армении, а это означает,  что Ереван они намерены превратить в Бейрут».

Напомнив, что «Арсине Ханджян, Серж  Танкян и прочие бейрутцы известили нас о том, что на выборах 2017 г. они собираются  принять участие в качестве наблюдателей», Shame.am предупреждает: «Значит, после 2  апреля население Армении признает парней из «Сасна црер» маленькими шалунами и  потребует немедленно перевезти их из тюрьмы в детский сад.

И это будет вполне законное  и справедливое требование, ибо «наблюдатели» наших бейрутских звезд во главе местного  оппозиционного сообщества здесь натворят такое, что в ближайшие годы Ереван будет  напоминать Бейрут образца 1982 г., если не Алеппо или Мосул».  Проблема только в том, что понимают это в Армении не все.