За рубежом, Эхо

США — Китай: напряженность растет

А.ШАКУР

Между КНР и США — новый всплеск напряженности, тем более отчетливый, что он пришел на дни традиционного рождественско-новогоднего затишья.

Заместитель советника американского президента по вопросам национальной безопасности Бен Родс заявил, что Китай представляет большую конкуренцию Соединенным Штатам, нежели Россия, передает «Интерфакс». «Россия представляет непосредственную угрозу международному порядку и стабильности. Китай — намного более могущественная страна, и гораздо больше позиционируется как конкурент США в вопросах, в которых этого не может Россия», — заявил он в интервью телеканалу Al Jazeera.

Родс также отметил, говоря о политике безопасности США в долгосрочной перспективе, что «Китай будет значительно более мощной страной, чем Россия». По информации телеканала, Родс является важным человеком в формировании внешней политики США. Он работает с президентом США Бараком Обамой с 2007 года, одно время являлся его спичрайтером, уточняет «Росбалт».

Напомним: в СМИ уже обсуждали скандал, спровоцированный телефонным разговором, который провел избранный президент США Дональд Трамп с президентом Тайваня Цай Инвэнь. В Пекине считают Тайвань своей мятежной провинцией. Этот остров, на котором в 1949 году укрылись проигравшие Мао Цзэдуну силы правительства республики Китай и партии Гоминьдан, очень долго, до семидесятых годов, признавался США, и не только в США, в качестве законного правительства всего Китая. Пекинские власти Вашингтон признал только при Никсоне, и теперь в КНР весьма жестко реагируют на любые контакты с Тайванем и не скрывают, что готовы «решить вопрос» военным путем.

Но теперь с жесткими заявлениями в адрес Пекина выступил чиновник из «команды» Обамы. К тому же это интервью Родса было лишь прелюдией к куда более горячим новостям. Официальный Пекин выразил протест Соединенным Штатам Америки — после того, как президент Барак Обама подписал закон об оборонной политике, который, помимо прочего, предполагает план организации военных обменов на высшем уровне с Тайванем.

Строго говоря, признав пекинские власти, своих связей с Тайванем, в том числе военных, в США не прервали. Тем более что этот остров занимает стратегическое положение в регионе и является ключом к морскому господству. Но теперь военные связи Вашингтона и Тайбэя крепнут. Как напоминает, в частности, Newsru, ссылаясь на China Post, Обама подписал закон еще в пятницу, 23 декабря. Министерство национальной обороны Тайваня уже выразило удовлетворение по этому поводу и поблагодарило администрацию США.

Издание отмечает, что формулировка в документе не делает юридически обязательным выполнение программы обменов, однако отражает мнение Конгресса США по поводу военного сотрудничества с Тайванем. «Мы надеемся, что обе стороны будут опираться на существующий прочный фундамент и продолжат свое сотрудничество», — заявили в Тайбэе. Если администрация Трампа посчитает нужным реализовать программу, военный обмен будет осуществляться не реже одного раза в год. Предполагается, что это позволит наладить обмен опытом в части физической подготовки, профессионального образования военных специалистов и расширит возможности для наблюдения, в котором участвуют старшие офицеры и высшие должностные лица министерств обороны двух стран.

В субботу, 24 декабря, президент Тайваня Цай Инвэнь провела встречу с боевым командованием ВВС и пообщалась с пилотами F-16, участвовавшими в тренировочных миссиях. В ответ в воскресенье, 25 декабря, МИД Китая выступил с протестом в адрес США, заявив, что Тайвань является внутренней китайской территорией.

«Мы призываем американскую сторону соблюдать свои обещания, данные Китаю по тайваньскому вопросу, отказаться от военных контактов с Тайванем и от продажи оружия на Тайвань, чтобы не повредить китайско-американским отношениям и миру и стабильности в районе Тайваньского пролива», — цитирует заявление Reuters. А на следующий день, 26 декабря, стало известно, что группа китайских военных кораблей во главе с единственным авианосцем в ВС КНР прошла к югу от Тайваня и движется на юго-запад.

Министерство обороны Тайваня заявило, что авианосец «Ляонин» (бывший авианесущий крейсер «Варяг») в сопровождении пяти кораблей проследовал на расстоянии 90 морских миль к югу от побережья Тайваня через пролив Баши, разделяющий Тайвань и Филиппины. На другом берегу Тайваньского пролива заявили о «сохранении бдительности» и предпринятых мерах поддержания безопасности воздушного пространства, не уточнив, были ли передислоцированы тайваньские подводные лодки или подняты в воздух истребители.

Как добавляет Newsru, учения, которые в Пекине называют рядовыми, были начаты на фоне напряженности, возникшей после недавнего появления американских военно-морских патрулей неподалеку от островов, на которые Китай претендует в Южно-Китайском море. Ранее в декабре китайский военный корабль захватил в этом районе американский беспилотник. Позднее аппарат был возвращен американским военным.

Нынешние маневры вызвали обеспокоенность и в Японии, у которой есть свои территориальные разногласия с Китаем. Официальный представитель Токио заявил, что японские военные наблюдали движение шести китайских военных кораблей, включая «Ляонин», между островами Мияко и Окинавой в Тихом океане. В Японии сделали вывод о расширении военного потенциала Китая и пообещали внимательно наблюдать за соседом.

В свою очередь, американское агентство Stratfor полагает, что после восьми лет относительной стабильности статус Тайваньского пролива вновь оказался под вопросом, поскольку усилия правящей в США Демократической партии и избранного президента Трампа нарушили дипломатическое перемирие между Пекином и Тайбэем. В результате целый ряд государств рассматривает перспективы разрыва связей с Тайванем, опасаясь недовольства более мощного Китая. Первым решило подать пример африканское островное государство Сан-Томе и Принсипи.

Stratfor полагает, что нынешнее благоволение со стороны США может оказаться для Тайваня обоюдоострым мечом, учитывая обострение региональной политической ситуации в виде нарастания националистических устремлений Китая, ремилитаризации и стремления к расширению влияния Японии и неослабевающего интереса США.