За рубежом, Эхо

«Внешнеполитические размышления» Еревана

serj-sargsyan-2НУРАНИ

Ереванская аудитория получила очередную порцию плохих  новостей, на сей раз в экономике. Положение в экономике  Армении не улучшается, за 11 месяцев показатель  экономической активности составил 0,6%, констатируют в  Армении.

Национальная статистическая служба опубликовала  данные, и, по сравнению с октябрем, этот показатель снизился в  ноябре на 5%. В январе-ноябре валовой сельскохозяйственный  продукт сократился на 6,1%, объем строительства — на 10,9%,  производство электроэнергии на 6.4%. Правда, за тот же период  промышленное производство выросло на 6,8%, торговый оборот  — на 8%, но в нынешней ситуации это мало радует.

Экономическая активность снижается с июля, хотя в начале  года говорили о высоких темпах роста, констатирует «Лрагир».  В первом квартале экономическая активность составила 8,7%,  но уже в первом полугодии этот показатель снизился до 4,4%, в  январе — июле — 4%, в январе-августе — 3,8%, январе-сентябре —  1,6%, а в январе-октябре — 0,4%.

В результате год завершается  по сути с нулевым приростом, хотя бюджет предусматривает как  минимум 2,2% прироста, констатируют в Ереване.  Такая статистика была бы явно не лучшей новостью для любой  страны, но в Армении есть своя специфика. Во-первых, у страны  нулевой запас экономической прочности. А во-вторых, в  Армении пребывают в полной уверенности, что в ответ на  вступление Армении в ЕАЭС выводить ее экономику из кризиса  обязана Россия. И если она этого не делает, значит, самое время  «переориентировать политику».

И вот уже экономист Ашот  Егиазарян в беседе с Tert.am заявляет, что Армении, мол,  необходимо сменить вектор своего экономического развития в  направлении ЕС. По его словам, темпы роста ВВП Армении за  квартал замедлились, в годовом диапазоне будет отмечен  нулевой либо негативный показатель, отрицательные  тенденции продолжатся и в 2017г.

«Сокращаются налоговые  доходы, снизились объемы трансфертов, в сфере импорта и  инвестиций также наблюдаются сокращения. Параллельно  всему этому снизились также доходы населения, продолжает  расти внешний государственный долг»,- перечислил экономист  малоприятные реалии армянской экономики.

После чего  высказал предположение, что такая экономическая ситуация в  стране является следствием зависимого развития экономики. По  словам экономиста, по сути, ситуацию с зависимым развитием  признает также правительство, заявляя при этом, что это  обусловлено экономическим положением России. Для выхода из  ситуации, на взгляд экономиста, Армении необходимо сменить  вектор своего экономического развития в направлении  Евросоюза.

«Так не может долго продолжаться и в 2017г. это  приведет либо к развязке, либо к коллапсу» — предупредил он.  Теоретически все правильно и логично. В отличие от России,  чья экономика, по выражению Барака Обамы, «разорвана в  клочья» на фоне санкций и падения цен на нефть, Евросоюз  демонстрирует куда большую экономическую  привлекательность.

Да тут еще подоспели новости о переговорах  по линии Армения — ЕС. Армения получила мандат от Евросоюза  на проведение переговоров о присоединении к общему  авиационному пространству союза, заявил журналистам  начальник Главного управления гражданской авиации (ГУГА)  Армении Сергей Аветисян, передает PanARMENIAN.

Он  уверенно заявил: «Это дает нам право в начале 2017 года начать  переговоры. Соглашение даст нам право на либерализацию  полетов сразу со всеми странами Евросоюза». И хотя Аветисян  затруднился точно указать сроки заключения соглашения, он  выразил надежду, что это произойдет достаточно быстро.  Аветисян также отверг опасения о том, что присоединение к  общему авиационному пространству Евросоюза создаст  противоречия в контексте членства Армении в ЕАЭС.

«ЕАЭС также стремится к либерализации сферы», — заверил  Аветисян. А PanARMENIAN уже разместил свой комментарий:  «Для авиационного рынка Армении данное соглашение имеет  важное значение, поскольку предусматривает обеспечение  определенного уровня открытости и либерализацию  авиационного рынка. В результате присоединения к  соглашению, между Арменией и 28 странами ЕС будет  действовать более либеральный авиационный режим. Это  означает интеграцию с европейским авиационным рынком,  содействие выходу армянских бизнесменов на внешние рынки,  превращение в важную транзитную страну в сфере воздушного  транспорта. Из стран-членов Восточного партнерства к единому  авиационному пространству уже присоединились Молдова,  Грузия и Украина».

Новость, правда, слегка запоздала, и не только потому, что сам  мандат был получен 1 декабря в Брюсселе. Просто такое  соглашение выглядит многообещающим для страны с развитой  сферой воздушных перевозок. А в Армении, где национальный  перевозчик — сначала «Армянские авиалинии», затем «Армавиа»  — дважды объявлял о банкротстве, а новая авиакомпания — Air  Armenia — банально не выдерживает конкуренции с российским  лоукостерами, такое соглашение напоминает, пардон, не очень  тонкое издевательство.

Можно, конечно, порадоваться политической подоплеке такого  соглашения и удариться в рассуждения, что, дескать, Евросоюз  не отказывается от Армении, и у Еревана еще есть шансы на  диверсификацию политики. Но в реальности это не более чем  розовые иллюзии.

После вступления в ЕАЭС, точнее, того, в  каких декорациях это произошло, сомнений нет:  «самостоятельное плавание» Армении не по карману. И без  экономической «подпитки» со стороны РФ армянская  экономика банально не выживет. В Ереване рассчитывали,  конечно, на большее, но от ЕС не получат и этого.

Плюс ко всему никуда не исчезла такая сторона вопроса, как  военное сотрудничество. Точнее, «оружейные подарки», которые  Армения время от времени получает от Москвы. Сегодня такая  «поддержка» Армении более чем необходима, и в Ереване это  понимают.

Во всяком случае, министр обороны Армении Виген  Саргсян в интервью «Ленте.ру» заявил: «Возобновление  вооруженного конфликта с Азербайджаном возможно. В 1994  году в трехстороннем формате — Азербайджан, Нагорный  Карабах и Армения — было подписано соглашение о  прекращении огня. К сожалению, с 1994 года Баку на  протяжении уже более 20 лет торпедирует мирный процесс.  Более того, последовательно срываются все попытки  международного сообщества в лице сопредседателей Минской  группы ОБСЕ (Россия, США, Франция) найти возможные пути  разрешения конфликта. В апреле текущего года Азербайджан  предпринял широкомасштабную военную авантюру против  Нагорного Карабаха, которая потерпела полное фиаско. Мы  строим свою работу на презумпции возможности возобновления  боевых действий».

Здесь бы, конечно, уважаемому министру напомнить, что,  во-первых, никакого «подписанного соглашения в трехстороннем  формате» не существует в природе. Во-вторы, торпедирует  мирный процесс как раз Армения, которая, вопреки и призывам  мирового сообщества, и резолюциям СБ ООН, отказывается  выводить войска из оккупированных азербайджанских районов.  В-третьих, военную авантюру в апреле нынешнего года начала  как раз Армения. А в-четвертых, фиаско тоже потерпела она  — иначе в Ереване не изворачивались бы самыми немыслимыми  способами, чтобы не признавать потерю в Карабахе 2 тысяч  гектаров земель и нескольких стратегических высот.

Плюс ко  всему здесь убедились: война еще не закончена, и баланс сил  изменился не в пользу Еревана. И если на переговорах так и не  будет реального продвижения, новая война вполне вероятна. И  она вряд ли будет повторением боевых действий начала  девяностых. Другое дело, что для ответа на такой вызов у  Армении просто нет ресурсов, и решать проблему здесь  рассчитывают при помощи России.

Саргсян говорит об этом  прямо: «Российское присутствие в регионе и углубление  военно-политического сотрудничества двух стран являются важнейшим  сдерживающим фактором, который препятствует возобновлению  боевых действий и способствует сохранению региональной  стабильности и безопасности».

И уже потом добавляет, что  «российская военная база входит в созданную на территории  Армении армяно-российскую группировку войск. Мы  осуществляем совместное оперативное планирование  применения войск в интересах обеспечения совместной  безопасности, а части ПВО и авиации российской военной базы  и ВС Армении успешно несут совместное боевое дежурство,  решая важнейшую задачу обеспечения безопасности наших  воздушных рубежей».

В каком контексте в Армении  рассматривают это сотрудничество, понятно без перевода.  Здесь бы, конечно, поинтересоваться: отдают ли себе отчет в  Москве, что это интервью прочитают не только в Ереване? Но  дело не только в этом.

Куда важнее другой аспект: после  поражения, которое Армения потерпела в апрельских боях, здесь  рассчитывали, что Россия открыто вступит в войну на стороне  Еревана. Просчитались. Зато потом на параде в Ереване  российские «Искандеры» должны были бы подчеркнуть:  Москва свой «форпост» не забыла.  Впрочем, полной уверенности в заступничестве России у  армянских аналитиков, похоже, нет. А потепление отношений  между Москвой и Анкарой Ереван не на шутку напугало.

Армения нужна России именно как форпост против Турции, и  если необходимости в нем уже нет, то…Еревану не позавидуешь.  Однако на этом фоне в Армении, судя по всему, восприняли  убийство посла РФ в Турции Андрея Карлова как шанс на  новый кризис в отношениях РФ и Турции. Ереванская «Лрагир»  выступила с весьма показательным комментарием, за  цитирование которого мы заранее просим извинения у  читателей: «В Турции жестоко убит посол России Андрей  Карлов. Его убил бывший полицейский с криком «Аллах  Акбар» и «Алеппо не забыт». Есть сведения, что убийца был  прежде сотрудником спецслужб Турции.  Демонстративный характер убийства — посла расстреляли во  время публичного мероприятия — говорит о том, что это удар по  Путину».

Правда, к явному разочарованию Еревана, «Путин и  Лавров уже заявили, что данный шаг был направлен на  ухудшение российско-турецких отношений. Президент Турции  сразу же позвонил Путину и сказал, что это для него стало  неожиданностью. Россия пока не настроена возлагать вину на  власти Турции». Но ереванский «бомонд» такое развитие  событий не устраивает.

По мнению газеты, «нет никаких  признаков того, что власти Турции причастны к инциденту. Но  ситуация неоднозначная — в Турции после июльского мятежа  проводится спецоперация, арестованы тысячи людей,  обвиненных в причастности к гюленистам».

Из чего делается  сногсшибательный вывод во всем блеске армянской логики:  «Таким образом, либо Эрдоган больше не владеет ситуацией, что  может показаться странным после июльского мятежа и  установленной после него фактически диктатуры, либо,  протягивая правую руку Путину, Эрдоган левой рукой  расстреливает российского посла, но уже бьет не в спину, а ниже  пояса».

И вообще, «очевидно, что в международной практике  терроризм становится «нормой», и в большей степени она  становится «нормальной» для Турции и русско-турецких  отношений». А вот «заявления Путина после убийства посла  напоминали положение оказавшегося в западне льва, который  бросается от стенки к стенке. Интересно, какой удар еще должна  получить Россия от Турции, чтобы понять — Турция не может  быть для России другом».

По поводу того, как надлежит  относиться к террору, Армении, конечно, лучше бы помолчать  — здесь террористов АСАЛА, которые устраивали показательные  расправы с турецкими дипломатами, возводят в ранг  национальных героев. Но вот стремление Армении вбить клин  между Москвой и Анкарой — факт симптоматичный. Особенно  если принять во внимание, что вряд ли в этот процесс вовлечена  только оппозиционная «Лрагир».