За рубежом, Эхо

Против кого дружат Армения и Иран?

sargsyan-rouhaniНУРАНИ

Ереванские СМИ продолжают самым внимательным образом  отслеживать визит в Армению президента ИРИ Хасана Роухани,  старательно документируя все заверения о дружбе,  взаимопонимании и т.д. Правда, при этом порой «засвечивают»  нечто такое, что в Иране, чья внешнеполитическая повестка дня  не ограничивается Арменией, вряд ли хотели бы видеть  опубликованным.

«Мы очень высоко оцениваем  сбалансированную позицию Ирана относительно  исключительно мирного урегулирования карабахской  проблемы, на основе принципов международного права»,  — сказал президент Армении Серж Саргсян в заявлении для СМИ  по итогам переговоров с президентом Ирана Хасаном Роухани в  Ереване.

«С иранским коллегой мы коснулись карабахского  урегулирования, я представил усилия Армении и  сопредседателей Минской группы ОБСЕ по обеспечению  прогресса в мирном урегулировании проблемы, достигнутые на  саммитах в Вене и Санкт-Петербурге договоренности по  устранению последствий инициированной Азербайджаном в  апреле сего года агрессии против «Арцаха» (здесь и далее  кавычки наши. — Ред.)», — отметил Серж Саргсян, позабыв, что  именно его страна осуществила агрессию, а теперь начинает за  нее расплачиваться.

В своем заявлении для прессы по итогам переговоров на  высоком уровне президент ИРИ Хасан Роухани, правда,  напомнил, что Армения и Азербайджан — дружественные для  Ирана страны, и Тегеран надеется на стабильный мир в регионе,  который будет на пользу всем. По словам президента Исламской  Республики, карабахский конфликт не имеет военного решения.

«Хотел бы стать свидетелем урегулирования проблемы мирным  путем», — сказал Роухани.  Понятно и другое.

РИА «Новости» в своем комментарии  отмечает: «За годы независимости между Арменией и Ираном  сложились достаточно дружественные отношения,  закрепленные совместными экономическими проектами. В  Иране проживают, по различным оценкам, 110-120 тысяч армян  — это одна из крупнейших в мире армянских диаспор.  Армянская община занимает особое место в экономической и  общественно-политической жизни Ирана. В иранском  парламенте есть два представителя от армянской общины».

Впрочем, в реальности подвести под политическое  сотрудничество Еревана и Тегерана экономический базис пока  что не удается. И в Армении, в общем-то, и не скрывают: речь  идет о «дружбе» по принципу «враг моего врага — мой друг». Что  стало особенно ясным после визита в Азербайджан  премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.

Здесь, пожалуй, нужно уточнение. Азербайджан развивает с  Израилем отношения во многих сферах, но это ни в коей мере не  дружба против Ирана или еще кого-то. А вот в Армении подход  совершенно иной.

Активистка набирающего в Армении  популярность «Союза информированных граждан» Анна  Памбухчян рассуждает: «…Тегеран объявил точную дату  прибытия Роухани в Ереван спустя два дня после визита  премьер-министра Израиля Нетаньяху в Баку.  А Нетаньяху, в свою очередь, в ходе своих визитов в Баку и  Астану выступил с рядом критических заявлений в адрес Ирана  и назвал Баку стратегическим союзником израильского  государства на Южном Кавказе.

За этим, естественно,  последовала критика от верховного лидера Ирана Али Хаменеи  (не удивительно, что Тегерану не понравились заявления главы  еврейского государства, сделанные с территории северного  соседа)». Из чего делает вывод: «…Даже для Армении  наметился благоприятный момент для более тесных отношений  с Ираном. При этом, эта возможность была создана без  каких-либо усилий с армянской стороны.Тем не менее, следует  понимать, что визит Хасана Роухани в Ереван — это не только  проявление армяно-иранской дружбы, но и ирано-израильской  враждебности».

«В переводе»: Армения интересует Иран  исключительно как инструмент, как разменная монета, но не  полновесное государство-партнер. Однако в Ереване рады и  такому вниманию. Особенно в то время, когда перспективы  азербайджано-израильского военного сотрудничества начинают  по-настоящему пугать Ереван. Вот и ищут способы «наказать» и  Азербайджан, и Израиль, прибегая к помощи того же Ирана.

И  всеми силами убеждают аудиторию, будто бы в Азербайджане  действительно замышляют что-то такое против Ирана.

Станислав Тарасов на сайте Regnum рассуждает:  «…Американское издание World Policy Journal, указывая на то,  что избранный президент США Дональд Трамп в ходе  избирательной компании говорил о неприятии соглашения по  иранской ядерной программе, заключенном президентом  Бараком Обамой, считает, что «первый выстрел в сторону Ирана  сделал из Баку именно Нетаньяху, главный противник ядерной  сделки с Тегераном». Свое отношение он выразил в программе  «60 минут», рассуждая о плане изоляции Ирана, не исключая  даже фактор применения против него силы».

По мнению  Тарасова, «Тегеран усматривает в визите Нетаньяху в Баку и  некоторую закрытую политическую составляющую, что  вынуждает его действовать. Ведь видно, как Израиль начинает  новую «игру» против Ирана, пытаясь заручиться поддержкой  Азербайджана».

Доказательств, понятно, нет, но в такой  ситуации они и не нужны. Во всяком случае для иранских  пропагандистов, которым надо как-то объяснить своим  гражданам необходимость дружить с Арменией против  Азербайджана.  А на этом фоне совершенно иное «звучание» получает  нашумевшая цитата из ArmenianReport.

Этот сайт,  напомним, призывал: «Мы не должны и не будем молчать.  Наоборот, нам необходимо еще более тесно сотрудничать с  Ираном (в частности, армянское лобби в США должно  воздействовать на Трампа, дабы он не отменил ядерную сделку с  Тегераном), с арабскими военизированными группировками и  организациями, которые настроены решительно против  Израиля.

А таких организаций, надо признать, предостаточно.  Для этого правительству Армении следует активно привлекать  проживающих на Ближнем Востоке армян, имеющих тесные  связи с Хезболлой, «Исламским джихадом», ХАМАС, особенно с  «Бригадами Изаддина аль-Касама». Нашим диаспорским  организациям на Ближнем Востоке необходимо приступить к  финансированию этих организаций, обещающих уничтожить  Израиль». Проще говоря, расширять связи с террористами.

У  многих такого рода группировок, прежде всего «Хезболлах» и  «Исламского джихада», кооперация с армянскими террористами  из той же АСАЛА существует еще с восьмидесятых. Но все  перечисленные организации, которые точнее было бы назвать  бандами, получают солидную поддержку от Ирана. А это уже  куда серьезнее.

Потому как не получится исключить  сотрудничества Армении и Ирана в таком деликатном деле, как  поддержка терроризма. Причем в Ереване уверены, что уж их-то  точно не станут ловить за руку.