Экономика, Эхо

Азербайджану следует ориентироваться на экономическую модель «азиатских тигров»

nikita-mendkovichДж.АЛЕКПЕРОВА

В рамках заседания Клуба молодых интеллектуалов стран СНГ «25 лет  Содружества: итоги пройденного пути», организованного Политологическим Центром «Север-Юг, на вопросы Echo.az ответил глава Евразийского аналитического клуба, экономист Никита Мендкович

— Как вы оцениваете экономическую ситуацию в Азербайджане,  учитывая падение цен на нефть и последующую девальвацию  национальной валюты, которые существенно пошатнули  экономическую стабильность в стране?

-Анализируя итоги года, можно сказать, что экономическая  ситуация в Азербайджане все еще остается проблемной,  поскольку решить вопрос диверсификации экономики  полностью пока не удается. Это говорит о наличии  определенных проблем. Как мы видим, некая  институциональная перестройка, основанная на развитии  ненефтяного сектора, например, в России и Казахстане, уже  стартовала и принесла определенные результаты, чего не  скажешь, по моему субъективному мнению, об Азербайджане.  Сейчас мы наблюдаем коррекцию цен на нефть, но в целом  ситуация еще раз указывает на то, что эпоха «дорогой нефти»  прошла, и Азербайджану всерьез стоит задуматься над  диверсификацией экономики. Особенно учитывая, что до сих  пор накапливаемые сверхдоходы от углеводородов в этих целях  использовались недостаточно эффективно.

На мой взгляд, это  можно было бы сделать лучше. В большей степени их  инвестирование было направлено на сохранение средств,  нежели на реальное развитие собственной экономики и  ненефтяного сектора.Ситуация требует серьезного отношения,  особенно учитывая, что нефтяные ресурсы не бесконечны. Я не  сторонник плачевных прогнозов, но неизбежно в какой-то  момент произойдет исчерпание или падение доходности  разрабатываемых сейчас месторождений. Поэтому нужно уже  сейчас задуматься о перенаправлении доходов на развитие  перерабатывающей промышленности.

Однако нынешняя  политика использования ресурсов Государственного нефтяного  фонда не является эффективной. На текущий момент, напомню,  Азербайджан наравне с Туркменистаном среди всех стран СНГ  занимает первое место по доле доходов от экспорта нефти в  бюджете и ВВП. К сожалению, у страны нет индустриальной  отрасли-локомотива, который впоследствии смог бы занять  место нефти, газа и приносить аналогичные доходы. Даже  химическая промышленность, основанная на нефтегазовых  ресурсах, не может пока претендовать на этот статус.

— Как вы думаете, какой будет судьба азербайджанского маната  в следующем году, и до какой максимальной отметки  национальная валюта Азербайджана может упасть?

— В нынешних условиях неблагодарно предсказывать динамику  падения маната, так как этот процесс зависит от массы внешних  и внутренних факторов. В принципе, есть основания надеяться  на оптимистический сценарий, то есть в случае, если  повышение цен не нефть сохранится, падение  маната приостановится или будет не таким масштабным.  Однако из-за описанных диспропорций в экономике страны  есть риск, что курс национальной валюты так и останется под  негативным влиянием существующих факторов. Сказать  конкретно, насколько манат может упасть, не рискну.

Но могу  предположить, что азербайджанская валюта в ближайшем  будущем не вернется к прежним показателям. Дело в том, что  цены на нефть в ближайшие месяцы не поднимутся выше 65  долларов. Экономика Азербайджана во многом ориентирована  под цены на нефтьв 100 долларов США и выше, поэтому  возникают опасения, что Азербайджану будет сложно полностью  адаптироваться к низким ценам. Было бы правильным пойти по  классическому пути экономик «азиатских тигров», то есть  сделать ставку первоначально на сельскохозяйственную, потом  легкую индустрию и дальше — к наукоемким и тяжелым  отраслям.

В частности, Азербайджану следует ориентироваться  на экономические модели Сингапура и Южной Кореи.В этих  странах была замечена финансовая помощь США. В случае с  Азербайджаном источником валюты могут стать имеющиеся  сейчас нефтяные запасы. Однако стоит отметить, что иметь  валюту мало, надо уметь ею эффективно распоряжаться.

— В этом году президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил в  одном из интервью, что Азербайджан может в будущем  рассмотреть вступление в Евразийский экономический союз.  Как вы считаете, насколько это реально?

— Прежде всего сначала хочу сказать, что президент  Азербайджана ответил верно, поскольку никогда нельзя  говорить «никогда». Особенно в условиях, когда страна  рассматривает новые модели решения экономических проблем.  И вполне вероятно, что впоследствии более эффективно для  страны будет находиться в интеграционном блоке. Поэтому  глава Азербайджанской Республики сказал, что в будущем  страна может рассмотреть вопрос присоединения к ЕАЭС при  соответствующих условиях. Если Азербайджан выберет  экономическую модель «азиатского тигра», например,  Сингапура, вхождение в ЕАЭС будет вполне гармонировать с  членством в данном союзе с точки зрения развития экономики.

Союз даст рынок сбыта для несырьевых товаров, доступ к  современным технологиям перерабатывающих производств и  т.д.Но в нынешних экономических реалиях вступление в  данный союз Азербайджану пока не выгодно, поскольку  Азербайджан не сможет адаптировать преференции союза к  нынешнему формату экономики. Подчеркну, речь не о  политическом аспекте вхождения Азербайджана в союз, где  также находится Армения, учитывая наличие конфликта между  странами.

Напомню, что Армения вступила в ОДКБ и ЕАЭС на  основе признанных ООН границ. Поэтому теоритически в  интеграционном проекте Евразийского экономического союза  Нагорный Карабах остается за бортом. Более того, Армения не  признала Нагорный Карабах независимым государством,  поэтому он находится вне контекста формально правовых  отношений. Поэтому, если гипотетически рассматривать  членство Азербайджана в ЕАЭС, то с вопросом Карабаха можно  вообще не соприкасаться. Здесь, конечно, большую роль играют  идеологические моменты, как это будет воспринято обществом  обеих стран, не станет ли поводом новой конфронтации.

Тем не  менее, рассуждая рационально, плюсов больше, чем минусов, и  Азербайджану имеет смысл в долгосрочной перспективе  рассматривать возможность вступления в ЕАЭС или  расширения сотрудничества с ним.Однако нужно учитывать,  что, по моим прогнозам, в ближайшие полгода-год может быть  принято решение — на определенное время отказаться от  рассмотрения новых заявок на вступление в данный союз. Пока  структура организации еще не затвердела, новые государства  могут принимать более или менее безболезненно. Но в будущем, с  точки зрения согласования интересов всех стран-участниц и  сложившихся правил, это станет пыткой. Особенно, если речь  будет идти о жестком политическом противостоянии, которое  существует между Арменией и Азербайджаном.

— Азербайджан буквально все силы направил на развитие  ненефтяного сектора. Какие реформы сегодня необходимы  экономике страны?

— В первую очередь, необходимо уделить внимание монетарной  политике. Дело в том, что Азербайджан, на мой взгляд,  сталкивается с классическими проблемами перенасыщения  нефтяными доходами, так называемой «голландской болезнью».  А для ее преодоления надо эффективно использовать  монетарные и квазимонетарные методы, либо заниматься  активной перекачкой валюты в ненефтяной сектор с  использованием ресурсов официальной банковской  системы Центрального банка, либо через прямые  инвестиции непосредственно из фонда накопления или  госбюджет, как сегодня порой делает Россия. Напомню, что  Россия сегодня в ряде ситуаций управляет финансовыми  потоками, напрямую вводя деньги в экономику. На мой взгляд,  это то, что необходимо делать Азербайджану.