Спорт, Эхо

Аббас Азимов: Мне никто ничего не предлагал! Просто назначили и все

Р.ПИРИЕВ

В понедельник, 19 декабря, известный в прошлом азербайджанский тележурналист, бывший заместитель главы пресс-службы АФФА Абас Азимов отметит круглую дату. Одному из старожил футбольной Ассоциации страны исполнится 80 лет.

В преддверии своего юбилея Азимов дал интервью корреспонденту Echo.az и рассказал о наиболее интересных этапах работы и жизни.

— Я пришел в АФФА в 1997 году. До того времени на АзТВ, где провел не мало — не много, 37 лет, — рассказывает юбиляр. — После перехода на работу в Ассоциацию, непрерывно занимался различными делами, связанными с прессой. Также готовил статистические данные, написал целых пять книг, посвященных азербайджанскому футболу. А в 2007 году на очередном заседании Исполнительного комитета АФФА было принято решение создать Футбольный музей при Ассоциации. Там же я был назначен директором этого музея.

— Сразу решились занять эту должность?

— А я даже ничего не знал. Мне никто ничего не предлагал! Просто назначили и все. А я узнал постфактум, после завершения заседания. Все выходят, поздравляют меня, а я не в курсе даже (смеется — Авт.). Потом постепенно начал создавать музей, пополнять его экспонатами. Когда только приступил к выполнению обязанностей, здесь было всего 2-3 фотографии, а теперь в музее нет свободного места. У нас установлены большие стенды, много столов, два манекена. Как-то я сказал Ровнагу Абдуллаеву, что нам не хватает места, он отметил, что выделит площадь для музея побольше.

— Как вы собираете все эти экспонаты? Закупаете, или вам их просто дарят?

— В основном, здесь хранятся только подарки. А вот столы или манекены мы заказывали, так как просто не было места для размещения значков, вымпелов. Во время зарубежных поездок руководству АФФА преподносят различные подарки и сувениры, а по возвращению в Баку они отправляются в наш музей. Что касается футбольных клубов, то они сами дарят музею свои вымпелы и формы. Сильно помогают нам футбольные судьи. В частности, приезжая с зарубежных матчей, они привозят мне различные сувениры с футбольной символикой.

— Как вы себя чувствуете в 80 лет?

— Даже сам не могу поверить, что мне так много лет (смеется — Авт.). Чувствую себя добрым, молодым. Никакой старости! Недавно президент АФФА Ровнаг Абдуллаев спрашивал, сколько мне, я ему сказал, что готовлюсь справить юбилей. Он не поверил, что мне уже 80. Говорит, что выгляжу на 50.

— Наверняка, за время работы в АФФА и АзТВ у вас было много интересных событий и случаев. Какие из них запомнились больше всего?

— Да, конечно, случаев было много. Все сразу и не припомнишь. Я начал работу на АзТВ в качестве рабочего и дорос до заместителя директора телекомпании. Прошел очень длительный и непростой путь. Считаю АзТВ для себя не просто школой, а настоящей жизненной академией. Там я очень многому научился и узнал. Благодарен своей судьбе за то, что работал в этой компании, за те уроки, которые там прошел. Мне довелось приобрести там много надежных друзей. Крепкая дружба — это очень важно для любого человека.

— За минувший период времени телевидение сильно изменилось. Какие основные отличия вы можете отметить в работе современного ТВ?

— В первую очередь, это материально-техническая база. Сейчас возможности телеканалов стали практически безграничными. Это заметно не только людям, посвященным в работу ТВ-индустрии, но и простым зрителям. На данный момент АзТВ обладает, пожалуй, самой мощной технической базой. Все необходимое оборудование и специалисты, большие задачи и планы… Недавно меня приглашали на канал. Я даже не узнал свой любимый АзТВ, которому посвятил 37 лет жизни! Там все изменилось. Стало красивее, современнее, мобильнее. Был приятно этим удивлен.

Отношение к работе тоже поменялось, но не сказал бы, что только в лучшую сторону. К примеру, в наше время работа велась более оперативно. К примеру, если сегодня, допустим, «Нефтчи» играет в 19:00, то в 21:00 мы должны были дать результат матча в хронике дня. Из-за этого приходилось задерживаться на работе, отслеживать последние события, готовить репортажи и сюжеты с матчей. А сегодня, порой, случается так, что даже не дают в эфир результаты вчерашних матчей. Считаю это большим упущением.

— Как вам современная спортивная журналистика? Следите ли сейчас за прессой?

— Не скажу, что очень активно все отслеживаю, но периодически читаю газеты и спортивные материалы. По этим статьям сложно судить о состоянии спортивной журналистики, в целом, поэтому воздержусь от оценок. Просто скажу, что хороший и грамотный журналист должен писать только то, что видит сам. Не стоит верить всем слухам, неподтвержденной информации. Доверять различным источникам нужно, но иногда, перед печатью, сведения следует перепроверять. И не забывать, что если ты пишешь о спорте, то не следует упускать из фокуса основную тему.

К примеру, недавно в одной из спортивных газет прочитал новость о том, как я вместе с техническим директором ПФЛ Меликом Гасановым обедал в столовой АФФА. Что мы заказывали, как долго питались. Разве это журналистика? Кому это нужно? Для чего писать такие статьи? Журналист должен быть образованным, начитанным. Причем, знать не только спортивные термины и правила, но и быть знакомым с художественной литературой. Обязательно нужно сохранить объективность. Вне зависимости от личных отношений с человеком, про которого пишешь, журналист должен писать правду. Читатель хочет верить автору, чьи статьи читает. И не стоит расстраивать его предвзятым мнением.

— Почему вы решили сменить родной для себя телеканал на работу в АФФА?

— В какой-то момент в руководстве канала произошли серьезные изменения. Пришел новый председатель, стал приводить своих доверенных людей. Стал замечать, что отношение ко мне изменилось. Поэтому решил уйти в АФФА. Встретился с тогдашним президентом Ассоциации Фуадом Мусаевым, он предложил мне работу в пресс-службе. В то же время я занимался подготовкой статистических данных по футболу, поэтому мы были знакомы. Главой пресс-службы тогда был Мазахир Сулейманзаде. Мы сразу же сработались. В целом, за время работы в АФФА у меня никогда ни с кем не было разногласий. Вообще, по характеру я не конфликтный человек.

— А как вам работалось с Фуадом Мусаевым? Знающие его люди характеризуют по-разному…

— Это человек, хорошо знающий свою работу. Требовательный, настойчивый. Возможно, поэтому его некоторые люди и недолюбливали. Работать с ним было тяжело и ответственно. Но никаких серьезных разногласий у нас не возникало.

— Вы отметили, что являетесь автором сразу пяти книг. О чем они?

— Одна книга посвящена матчам, статистике чемпионата Азербайджана, с момента обретения независимости, вплоть до 2012 года. Вторая была подготовка о бакинском «Нефтчи», к 70-летию клуба. Еще одна книга посвящена созданию и развитию футзала в Азербайджане. Кроме того, выходили издания о матчах национальной сборной по футболу, а также специальное издание о знаменитых футболистах. Там описываются различные истории, приводятся цитаты, факты, фотографии и выдержки из прессы. При необходимости можно выпустить и новые книги, продолжить тему сборной и чемпионата. На это надо время, хотя силы у меня еще есть.

— За время работы в АФФА вы пересекались со многими известными футбольными специалистами. Видели много тренеров сборных, а также клубов. Кто из них запомнился вам больше остальных?

— До сих пор не было ни одного человека, с которым у меня не сложились бы отношения. Помню времена работы в сборной Ахмеда Алескерова, Игоря Пономарева, Агасалима Мирджавадова… Со всеми я находился в хороших отношениях. И до сих пор с некоторыми специалистами поддерживаю связь.

— Давайте отдельно остановимся на персоне Ахмеда Алескерова, который был заслуженным тренером сразу четырех стран — Азербайджана, Украины, Молдовы и Таджикистана. В чем была сила этого специалиста?

— В первую очередь, в его характере. Дисциплина при нем всегда была на высочайшем уровне. Ахмед Лятифович никогда не разрешал нарушать свои правила. Он требовал одинакового подхода к работе и от звездных футболистов, и от обычных работяг. Никогда не смотрел, кто перед ним. Мог накричать, потребовать должного отношения к футболу. При нем никто не мог сказать ничего лишнего. Помню, однажды играя в Москве, ему не понравилась игра какого-то футболиста «Нефтчи», и он на эмоциях плеснул на него горячим чаем. В раздевалке с ним спорить было невозможно. Он прекрасно настраивал команду и требовал от нее только победы. Жесткий, требовательный и очень грамотный был специалист.

При всем этом, он высоко ценил футболистов. Всегда интересовался их проблемами, пытался помочь, поддержать в сложной ситуации. Были случаи, когда именно благодаря поддержке Ахмеда Лятифовича, отдельные футболисты получали квартиры, мебель, машины в Баку. В советское время это была большая редкость. Но Алескеров старался помогать своим игрокам. Именно благодаря таким поступкам его всегда боялись, но уважали и ценили в командах, где он работал.

— А почему, по-вашему, не сложилась такая же хорошая тренерская карьера у знаменитого азербайджанского футболиста Игоря Пономарева? Он был талантлив, как игрок, но на тренерском поприще у него что-то пошло не так…

— Думаю, это из-за характера. Он действительно был прекрасным футболистом. Однако в футболе часто случается так, что хороший игрок не может стать таким же сильным специалистом. К примеру, Алекпер Мамедов был великолепным футболистом, но на тренерском посту не стал успешным. Или Искендер Джавадов. Для того, чтобы быть хорошим тренером, надо уметь быть жестким, требовательным и грамотным. Футболиста можно и даже нужно уважать, но панибратские отношения между игроком и тренером недопустимы. Всегда надо соблюдать грань. Чуть дашь слабину, и футболиста уже не «собрать».

— А как же Анатолий Банишевский? Вы были с ним знакомы?

— Да, общались с ним не раз. Я тогда был журналистом на АзТВ. Встречались с ним, много говорили о футболе. Это был феноменальный игрок, но тоже не смог стать таким же тренером. Правда, некоторое время тренировал «Нефтчи» и сборную Буркина-Фасо, но проблемы со здоровьем помешали ему раскрыть весь свой потенциал. С футболистами советского «Нефтчи» я всегда был в хороших отношениях. Банишевский, Шейхов, Камиль Эйнуллаев… Мы часто приглашали их в телестудию, проводили беседы, интервью. Футболисты того периода были грамотнее и интереснее нынешних. Потому, что они читали книги и интересовались многими темами, кроме футбола. К примеру, Шейхов постоянно ходил с книгой. А современные футболисты предпочитают компьютерные игры и машины. На книги у них не хватает времени.

— Наряду с футболом вы активно занимались и другими видами спорта…

— Да, и даже был судьей на некоторых соревнованиях. К примеру, однажды мне довелось судить финал республиканского чемпионата по борьбе. Точный год уже не помню — конец 60-х или начало 70-х — но точно знаю, что это было в Шеки. В решающей схватке, как сейчас помню, встречались Кямал Сулейманов и борец по фамилии Григорян. Они оба были очень сильными спортсменами. Состязания тогда длились 10 минут. В какой-то момент главный рефери остановил схватку и поинтересовался у нас — трех помощников — кто лучше борется. Я сделал выбор в пользу Кямала, а остальные двое — в пользу Григоряна. В итоге, рефери тоже поддержал мое решение и Сулейманов стал чемпионом. Кроме борьбы, я занимался также легкой атлетикой и футболом. Тренировался в «Динамо» и «Спартаке». Всегда предпочитал активные виды спорта, а не шахматы с шашками (смеется — Авт.). Сейчас не успеваю заниматься даже простой зарядкой. Иногда с друзьями собираемся на домино, но на профессиональном уровне я этой игрой не занимаюсь.

— А матчи с участием наших команд смотрите?

— По возможности. Ездить на стадионы не всегда удается. Они построены очень далеко от города, мне туда сложно добираться. А так, по телевизору, смотрю матчи с участием «Карабаха» и «Габалы», сборной Азербайджана. Игры наших клубов в Лиге Европы доставляют удовольствие. Это сильные клубы, с которыми стали считаться на международной арене. Сейчас между ними идет серьезная конкуренция в чемпионате, но думаю, что «Карабах» больше достоин золотых медалей. Что касается сборной, то она тоже очень удачно стартовала в текущем отборочном цикле. Набрали семь очков в трех матчах. В коллективе много молодых ребят, которые стараются себя показать. При этом, думаю, нам пока рано говорить о выходе в финальные стадии чемпионатов мира и Европы.