За рубежом, Эхо

Россия и Армения объединяют ВПК

russia-armenia-army-militaryНУРАНИ

Москва и Ереван продолжают «крепить боевое содружество». Как стало известно в минувшие выходные, Армения присоединилась к российско-белорусской межгосударственной финансово-промышленной группе (МФПГ) «Оборонительные системы». Об этом корреспонденту ТАСС сообщили в Министерстве обороны этой страны.

«Армения присоединилась к межправительственному российско-белорусскому соглашению от 11 февраля 2000 года о создании межгосударственной финансово-промышленной группы «Оборонительные системы», — отметили в ведомстве. — Основной целью создания МФПГ является использование интегрированного научно-технического, производственного и инвестиционного потенциала ее участников для выполнения работ по созданию и производству высокотехнологичных и конкурентоспособных на мировом рынке образцов продукции двойного и гражданского назначения».

Как отметили в ведомстве, Армения придает значение сохранению и развитию сформировавшихся связей с Россией и Беларусью. При этом в Ереване рассчитывают максимально использовать возможности МФПГ, так как это «будет способствовать укреплению оборонных возможностей республики».

Как заявил глава Минобороны Армении Виген Саркисян, в настоящее время в республике продолжаются разработки различных военных технологий для собственных нужд. Некоторые из них были представлены на престижных международных выставках вооружений и военной техники. После чего долго разливался соловьем, что в Армении разрабатывают весьма перспективные оптико-электронные и радиотехнические системы разведки и управления огнем, лазерные приборы, мобильные радиолокационные и цифровые радиорелейные станции, СВЧ-узлы и блоки для модернизации средств ПВО и радиоэлектронной борьбы.

Кроме того, НИИ и ВПК Армении конструируют различные виды беспилотных летательных аппаратов, которые по своим тактико-техническим характеристикам не уступают зарубежным аналогам и вполне конкурентоспособны на международном рынке вооружений. После чего перешел к главному: «В последнее время мы придаем все большее значение вопросам производственной кооперации, — указал министр. — Ведется целенаправленная работа по включению ряда предприятий военно-промышленного комплекса Армении в российско-белорусскую МФПГ «Оборонительные системы».

Эксперты, однако, отмечают: на самом деле все куда сложнее. И далеко не так радужно. Министр, конечно, «напустил туману», но специалисту ясно: все эти замечательные и конкурентоспособные образцы находятся в разработке. А от разработки до опытного образца, который можно «пощупать» и испытать, как и от опытного образца — до запуска его в серию, как известно, дистанция огромного размера. То есть две дистанции.

Другой вопрос, что на Армению произвели неизгладимое впечатление реальные достижения ВПК Азербайджана. Нет, конечно, когда в Баку только заговорили о создании своего военно-промышленного комплекса, в Ереване предпочитали отпускать шуточки под коньяк: да вы шутите! Ну какой ВПК могут создать? эти кочевники?, да еще после того, как из Азербайджана уехали такие способные, талантливые и образованные армяне!

Потом, когда бронетранспортеры «Матадор» и снайперские винтовки «Истиглал» появились на международных оружейных выставках и не в форме «обещаний», а как реальный экспортный товар, в Армении занервничали. И срочно принялись создавать собственный ВПК. Приняли с десяток «решений», «концепций развития» и т.д., но воз и ныне там.

Во-первых, кроме мотивации, концепции и уязвленного самолюбия, для развития ВПК нужны инвестиции, то есть деньги. Которых у Еревана нет и не предвидится. А во-вторых, нужны квалифицированные кадры, причем от ученых-теоретиков и инженеров до токарей, фрезеровщиков, мастеров точечной сварки и т.д.

Казалось бы, в Армении, где еще с советских лет существовало приборостроение, с этим проблем не предвиделось, но только казалось. Нет, дело не в том, что армянские приборостроители умудрились еще в годы существования СССР создать ЭВМ «Наирит», работающую на армянском языке.

Просто на фоне экономического застоя и миграции Армению в массовом порядке покидают именно те, кто имеет шанс оказаться востребованным за рубежом, то есть «способные, талантливые и образованные армяне». А остаются дети, старики, инвалиды «ну и еще специалисты по «истории геноцида армян? или мастера по изготовлению хачкаров. Другое дело, что в Армении уже много лет лелеют надежду на возрождение своих предприятий ВПК, оставшихся еще с советских времен. Точнее, рассчитывают, что эти предприятия возьмет на содержание Россия. Присоединение к МФПГ «Оборонительные системы» эти надежды вроде бы подкрепляет. Вот в Армении и пытаются набить себе цену. Другой вопрос, в обмен на что России предлагается такой вот «чемодан без ручки» в лице армянского ВПК?

В самом деле, присоединение Еревана к «Оборонительным системам» — это часть общей программы военного сотрудничества Армении с РФ, такое логичное продолжение создания «объединенной группировки войск» и т.д. и т.п. Проще говоря, свой политический союз с Арменией России предлагается «подтвердить материально». Такая «материальная поддержка», впрочем, распространяется не только на ВПК.

На днях Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Армении Иван Волынкин гордо сообщил, что Россия осознанно и активно сотрудничает в осуществлении ряда важных проектов в Армении. После чего добавил: «Так, при финансовом участии России решается конкретная задача по предоставлению детского питания в школах Армении, по развитию текстильной промышленности, поддержки сельских районов. Особое внимание уделяется социальной сфере и сфере здравоохранения».

И вообще, на протяжении последних лет Россия уделяет самое пристальное внимание реализации различных региональных проектов как по линии ООН, так и в двустороннем формате. А министр образования и науки Армении Левон Мкртчян, в свою очередь, выразил благодарность российским коллегам за помощь в осуществлении нескольких важных программ. Только вот даже неспециалисту ясно: школьное питание и ВПК — это суммы разного порядка.

Отметим: пока что России приходится по мере сил гасить вполне понятное возмущение в Азербайджане и уверять, будто бы Москва, оказывая столь впечатляющую военную поддержку Еревану, не имеет ничего против Баку.

«Создание Объединенной группировки войск России и Армении не создает никаких проблем Азербайджану», — заявил «на голубом глазу» московскому корреспонденту АПА председатель комиссии по информационной политике Совета Российской федерации Алексей Пушков.

По его версии, Армения — военный союзник России: «Армения граничит со страной, которая является членом НАТО. Поэтому подписание соглашения о создании объединенной группировки войск в условиях союзнических отношений вполне разумно. Вопрос в том, создает ли это проблемы для Азербайджана? По-моему, никаких проблем не создает. Потому что Азербайджан — самый близкий стратегический партнер России».

По мнению А.Пушкова, расширение Россией круга своего влияния в регионе не может быть направлено против Азербайджана: «Москва соблюдает баланс в отношениях Баку с Ереваном. Я считаю, Москва не нарушает и никогда не нарушит этот баланс. Азербайджан является стратегическим партнером России. Мы сотрудничаем с Арменией в Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийском союзе. Я думаю, что Баку хорошо осознает этот аспект. Я неоднократно бывал в Баку, встречался с руководством Азербайджана. Не вижу ничего в политике России, что могло бы стать причиной беспокойства для Азербайджана».

То ли господин Пушков не видел «Искандеров» на армянском параде, то ли не слышал заявлений армянских политиков, с упоением обещавших, что «в случае чего» эти «Искандеры» будут стрелять по объектам азербайджанской нефтегазовой индустрии, но говорил с таким видом, будто бы не только сам в это верил, но и не сомневался, что и аудитория ему поверит. Плюс ко всему на роль «форпоста» на границе с Турцией Армения в сегодняшних условиях, без общей границы со своими союзниками тоже не годится. Что и показала история с российским военным самолетом, который «развернули» в воздушном пространстве Азербайджана.

Но Москва, похоже, готова и в прямом, и в переносном смысле дорого платить даже за такого союзника, как Армения. В том числе, и в таком деликатном вопросе, как «имиджевые потери», игнорировать которые уже не получится.