За рубежом, Эхо

Ждать ли в Балтии «негражданскую войну»?

kuchinskisНУРАНИ

Положение «неграждан» в странах Балтии — вновь в центре внимания политиков по обе стороны границ.

Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис высказался против идеи автоматического предоставления гражданства страны детям так называемых неграждан, рожденным в республике, призвав вместо этого нужно больше внимания уделять сплочению общества. Об этом он заявил в интервью газете Diena, передает Newsru. Гражданство, по мнению премьера, не может быть подарком.

«То, что многие неграждане решают не идти по пути получения гражданства, чтобы обеспечить детям гражданство Латвии, большой вызов для нас. Однако проблему нужно решать не путем автоматического предоставления гражданства, а при помощи концентрации на работе в направлении сплочения общества», — приводит слова Кучинскиса информагентство Delfi. Кучинскис полагает, что государство должно обращаться и к людям, которые говорят на других языках, объясняя, что Латвия — наша общая родина.

«Я не поддерживаю юридические пути и автоматическое предоставление гражданства, но я готов не стесняясь говорить по-русски, если это необходимо, а по-другому меня не понимают. Готов говорить и с людьми других взглядов, но консолидируясь вокруг слова «Латвия», и никак иначе», — отметил он.

Здесь необходимо пояснение. «Негражданами» в Латвии и Эстонии называют так называемых «русскоязычных». Как сквозь зубы признавали в девяностые и в РФ, в 1940 году, когда Литва, Латвия и Эстония были — назовем вещи своими именами — аннексированы Советским Союзом, доля коренных национальностей в их населении составляла 70%-80%.

К концу восьмидесятых-началу девяностых латыши и эстонцы находились перед реальной перспективой оказаться на своей родине в меньшинстве — их доля в населении Латвии и Эстонии колебалась в районе 50%. В городах же они были в меньшинстве. СССР активно строил здесь предприятия ВПК, их сотрудников набирали по «оргнабору» в российской глубинке, планомерно снижая долю коренного населения.

Потом, после распада СССР, ситуация начала меняться. С одной стороны, стремясь «экономически наказать» страны Балтии, Москва приступила к «удушению» местных гигантов индустрии, но эта мера ударила как раз по «русскоязычным».

С другой, страны Балтии не торопились «автоматом» предоставлять гражданство тем, кто переселился на берега Балтийского моря уже после 1940 года. Москва возмущалась, вопила о «нарушении прав русскоязычных», но в странах Балтии не испугались и продолжают свою политику. Теперь же на повестке дня новый вопрос — «неграждане» во втором поколении.

Как указывает Newsru, согласно данным из Регистра жителей Латвии, в начале 2016 года в стране проживают более 252 тысяч «неграждан». И единства по поводу «неграждан поколения Next» здесь нет. С одной стороны, в Совете Европы призвали Ригу не допускать появления новых «неграждан». В сентябре этого года скандально известный комиссар Совета Европы по правам человека Нильс Муйжниекс заявил, что родившиеся в Латвии дети в семьях «неграждан» имеют право на получение гражданства по рождению, напоминает «Интерфакс».

Там отметили, что Рига упростила процесс присвоения гражданства, однако за два года ряды лиц без гражданства пополнила сотня детей. Также президент Латвии Раймонд Вейонис заявил, что сплочение общества — один из вопросов национальной безопасности. По его мнению, появившиеся на свет в Латвии дети неграждан должны с рождения становиться гражданами страны.

«Мы должны прекратить создавать новых граждан несуществующего государства», — отметил Вейонис. А премьер-министр придерживается другой точки зрения. При этом напомним, что в мировой практике есть самые разные прецеденты: в одних странах детям, родившимся на территории страны, гражданство предоставляется автоматически, в других этот факт ничего не меняет и не гарантирует.

Другое дело, что спор вокруг «неграждан» разгорелся на весьма показательном — и опасном — фоне: как полагают многие на берегах Балтийского моря, Россия планирует здесь «второй Донбасс», где основную роль должны сыграть так называемые «русскоязычные». Еще в конце октября украинский «Обозреватель» сообщал, что в Эстонии формируется или уже сформирована силовая российская группировка «гражданской армии», которая готовится к гибридной войне. Об этом заявил руководитель Балтийского центра исследований России Владимир Юшкин, передавал Postimees.

По его данным, Москва создает в Эстонии пять группировок, в задачи которых входит дестабилизация государства. «В этот период на территории страны, в которой готовится гибридная операция, создаются группировки так называемой гражданской армии.

А именно: отвечающие за распространение информации группировки по контролю над властью, оппозиционные партии, бизнесмены и силовые группы», — сказал он. Сейчас, по его словам, активную деятельность ведет только одна — та, что ведет информационную войну, распространяет пропаганду. Другие же, как говорит эксперт, пока находятся в тени.

Однако отмечает исследователь, это не говорит о том, что эстонские спецслужбы не должны обращать на них внимания. «Спецподразделения должны противостоять нерегулярным действиям партизанского типа той силовой группировки, которая пока формируется или уже сформирована в Эстонии скрытно», — добавил Юшкин.

Со своей стороны, «Европейская правда», на которую также ссылается «Обозреватель», небольшой город Нарва на северо-востоке Эстонии относится к тем нескольким уязвимым регионам в странах Балтии, которые являются оптимальным плацдармом для «зеленых человечков» из РФ. В городе 62 тыс. жителей, и более 80% из них — русские, сообщает «ЕП».

В мэрии Нарвы рассказали, что подавляющее большинство жителей города пенсионного и предпенсионного возраста имеют российские паспорта. На первый взгляд, причина вполне «бытовая»: «Дело в том, что в РФ выходят на пенсию в 55-60 лет, а в Эстонии — до 60-65 лет. При этом российское законодательство позволяет получить гражданство и претендовать на пенсию всем, кто имеет советский трудовой стаж», — рассказал заместитель мэра Нарвы Антс Лииметс.

По его словам, многие жители Нарвы получают второе гражданство и российскую пенсию, продолжая работать в Эстонии. А когда наступает пенсионный возраст по эстонскому законодательству, оформляют эстонскую пенсию.

Раньше даже умудрялись получать обе, но в последние годы Эстония ужесточила законодательство — приходится выбирать. Но, даже отказываясь от российской пенсии, многие сохраняют российское гражданство. Эстонцев в Нарве не более 3-4 процентов, молодежь из этого города стремится уехать в Таллин.

«Конечно, пятая колонна есть и у нас. В начале независимости в Нарве проживало 360 отставных военных, и все в ранге от майора и выше. Сейчас их меньше — около 200, и у многих есть дети, воспитанные в этих идеалах. Как правило, они и являются инициаторами конфликтов. Однако это очень небольшое меньшинство», — сказал заместитель мэра Нарвы Лииметс. И на все это можно было бы не обращать внимания, если бы в Украине «забота о правах русскоязычных» не закончилась аннексией Крыма и агрессией на Донбассе.