Точка зрения, Эхо

Процесс переосмысления восприятия культуры

tochka-zrenia-asif-usubaliyevАсиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])

Процесс переосмысления восприятия культуры  — весьма сложная проблематика, которая в силу ряда как  объективных, так и субъективных факторов, задвинута  несколько на задний план, но в то же время требующая по  отношению к себе не только общественно-государственного  внимания, но и неотложного решения.

Ведь «культура» со  своим функциональным багажом может стать источником  стабильного роста, неким естественным двигателем  позитивных преобразований и цементирующим средством  сохранения уже реализованных задач. Более того, «культура»  — это незаменимый фактор в гармонизации процессов  модернизации общественно-политических отношений.

Динамичность политико-экономических явлений,  международные тенденции, неизбежность процессов  глобализации, а также наша с вами политическая реальность  в совокупности буквально обязывают на переосмысление  процесса восприятия культуры и культурных явлений. В  противном случае «культура» может приобрести риск  абсолютной потери своей значимости и актуальности. Более  того, она может потерять свое первоначальное  предназначение.

Собственно говоря, такого рода тенденции давно уже в мире  можно наблюдать. Формируются новые культурные  стереотипы, формируется новая система ценностей, мораль  переоформляет свое содержание, а «мода» формирует  искривленные «социальные штампы», которые как раз и  определяют наше социокультурное поведение.

Первоначальное содержание такого выражение как: «это  культурно», уже сегодня почти не имеет смысла. Тотальная  «демократизация», которая посредством процессов  глобализации практически навязывается странам мира, стала  причиной того, что сегодня выражение: «этот человек  некультурный» не имеет смысла, на это словосочетание  просто не обращают внимания. Уже не стыдно быть  некультурным. Конечно, хочется задаться вопросом:  «Почему?».

Да хотя бы потому, что сегодня нет некультурных,  есть люди с разной культурой. Иными словами,  «некультурность» заменено в демократическом стиле  выражением: «человек с иной культурой». Самое сложное — это  то, что «человек с иной культурой» требует уважения по  отношению к его выбору.

Вот именно здесь требуется четкое  видение и определение как стратегических ориентиров, так и  приоритетов в культурной политике государства.

Так, например, уже сегодня мы реально страдаем из-за  отсутствия цензуры. Отчасти именно данное обстоятельство,  т.е. отсутствие цензуры и является причиной процесса  формирования тотальной безвкусицы. «Демократизация» со  всеми своими экономическими издержками буквально  узурпировала телевизионные экраны.

В результате чего  борьба за выживание и тотальное стремление заработать, что  также выражается в борьбе за рейтинг между телевизионными  каналами, стали причинами преобладания бизнес-интересов  над интересами национального масштаба. А такие задачи, как  формирование эстетического вкуса и чувств патриотизма,  являются нерентабельными.

Пока еще не успевший  сформироваться и все еще примитивный (за небольшим  исключением) шоу-бизнес, который может заплатить за  эфирное время, за последние двадцать лет уже успел стать  причиной деградации культурных ориентиров и эстетического  вкуса.  Даже хотя бы поэтому процесс переосмысления восприятия и  роли культуры неизбежен.

Позволю себе сказать, «культура»  — это не рынок, который может и должен саморегулироваться.  Принцип свободной конкуренции также не может быть  причиной развития культуры. Конкуренция в бизнесе  проявляются за счет экономии ресурсов, которая позволяет  уменьшить себестоимость товара.

Экономия же в культуре  проявляется в появлении «культурного ширпотреба»,  являющимся первым признаком деградации. Поэтому пустить  процесс развития культуры на самотек и отдать этот процесс  на растерзание коммерционализированным телевизионным  каналам — непростительная роскошь, которая станет причиной  формирования нового поколения. Поколение, которое не  воспринимает и не разделяет привычные нам  социокультурные ценности.

Необходимо отказаться от «календарного» восприятия  культуры и нельзя бояться ее политико-идеологического  потенциала. Но в то же время нельзя игнорировать неизбежные  и тотальные процессы коммерционализации. «Культура»  должна научиться конкурировать и должна научиться быть  интересной для нашей молодежи.

«Культура» должна стать  социальным ориентиром, в противном случае этим самыми  ориентирами для подрастающего поколения станут чуждые  нам явления. В результате чего, спустя уже даже десяток лет  может сформироваться абсолютно новое поколение  азербайджанцев.

Поколение, которое будет иначе  воспринимать такие явления, как: родина, нация,  классическая культура, система морали и т.д. Здесь должен  оговориться и предупредить критиков: данный процесс не  является симптоматическим и свойственным только  Азербайджану.

Данные процессы носят тотальный масштаб,  они имеют место практически во всех странах мира. При этом  все ищут свой путь решения этих «демократических издержек»  в культуре.  Право культурного выбора — это святое право и никто не может  его ограничивать.

Однако в этом деле непростительно  занимать пассивную позицию наблюдателя. Наши  государственные учреждения культуры должны научиться  быть модными местами препровождения свободного времени.

Сцены, залы и аудитории наших культурных учреждений  должны быть реальной «кузницей» формирования  патриотизма, высокого эстетического вкуса и  «тиражирования» национальной идеологии. При этом они  должны занять активную и даже ведущую роль в  формировании высоко эрудированного, культурного, а также  преданного своей стране и нации молодого поколения.